Урок литературного чтения на тему М.Пришвин Моя Родина


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4» г.Курчатова.











Разработка урока по литературному чтению для 3 класса
по теме: «М. М. Пришвин «Моя Родина».











Подготовила учитель начальных классов Тимошина И. В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока: открытие нового знания
Оборудования: проектор, компьютер, презентации, учебник «Литературное чтение» 3 класс (ч.2) (автор Л. Ф. Климанова),
компьютерная презентация; книги М.М.Пришвина; детские рисунки; тексты речевой разминки, тесты.
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей учащихся.
Задачи:
познакомить с творчеством М.Пришвина,
совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом;
обогащать читательский опыт детей; учить применять полученные знания;
формировать умение работать с текстом произведения;
развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения;
воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому; прививать бережное отношение к окружающему миру; воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения творческой деятельности; способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания.
Регулятивные УУД:
формировать умение учиться определять деятельность на уроке; развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.
Познавательные УУД:
развивать умения решать творческие задачи; развивать психологические процессы: восприятие, внимание, воображение, мышление, речь; самостоятельно извлекать нужную информацию по теме; умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать и понимать других; работать в группах; стимулировать мотивацию обучения через применения ИКТ.






Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Технология

Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Создаёт эмоциональный настрой на изучение нового.
Встаньте, ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости. Повернитесь к ним и кивком головы поздоровайтесь.
-Улыбнитесь друг другу, улыбка сближает!
Эмоционально-образный и психологический настрой к уроку, самоопределение учащихся.
Здоровьесберегающая технология.

Речевая разминка
У каждого на партах текст.
- Прочитайте жужжащим способом.
- О чём это стихотворение?
- Возьмите в руки простой карандаш, прочитайте стихотворение про себя. Найдите и посчитайте сколько в нём глаголов?
- Прочитаем глаголы.
- Прочитайте стихотворение, выделяя голосом глаголы.
- В темпе скороговорки.
- С вопросительной интонацией.
- Читаем выразительно по строчке. Девочки-мальчики.
- Молодцы!
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Среди зарослей колючих
Покажет родничок.
Чтение текста разным темпом, эмоциональной окрашенностью.
Технология учебного взаимодействия.
Технология обучениям навыкам продуктивного чтения.

Активизация знаний и целеполагание.
- Каждый день на уроке литературного чтения мы соприкасаемся с творчеством замечательных поэтов и писателей. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком-писателем М. М. Пришвиным. Поможет нам осуществить первое знакомство с Пришвиным творческая группа под руководством Ярослава Щеглова, которая работала по теме « Что я узнал из жизни М. Пришвина.»


























- Ребята, обратите внимание на нашу выставку книг М.Пришвина, которую собрала творческая группа литературоведов под руководством Скоркиной Анастасии.
Отчет творческой группы по теме: «Что я узнал о Михаиле Пришвине».
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родился он 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво Орловской губернии.
Когда Миша был совсем маленьким, в их семье произошло несчастье – умер папа. И мама осталась одна с пятью детьми. Благодаря её доброте и стойкости, все дети получили хорошее воспитание и образование.
За свою жизнь Михаил Пришвин сменил много профессий. Работал агрономом, корреспондентом, библиотекарем, учителем и даже директором школы.
Писать Пришвин начал в 30 лет, а до этого у него был длительный путь накопления впечатлений. Впервые его рассказ напечатали в журнале «Родник» в 1906 году. Однако, его первая книга была издана только через 19 лет, в 1925 году! Книга называлась «Матрёшка в картошке».
Михаил Пришвин был влюблён в свою Родину. Он много путешествовал, любуясь красотами России: лесами, полями, реками. Дом, в котором жил писатель в последние годы в деревне Дунино Московской области стал музеем. В любое время года здесь бывает много посетителей. Книги Пришвина популярны по сей день. В России немало памятников М.Пришвину. Вот таким наша группа увидела М. Пришвина.
Отчёт Скоркиной А.
Информационно- коммуникативная технология.
Технология учебного взаимодействия, технология проектно-исследовательской дея
·тельности.
Технология воспитания коллективного творчества в условиях коллективной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом М.Пришвина « Моя Родина».
- Но сначала, ребята, ответьте на вопрос «Что для вас Родина?»
- Аня Локтионова свою любовь к Родине выражает в своём творчестве, давайте обратимся к творчеству Ани.
Для меня Родина - (7-8 человек).





Отчет Локтионовой Анны
Коммуникативная технология.


Первичное знакомство с произведением.
- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: «Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали»
- Какие чувства вы испытали при слушании этого рассказа?

Ответы обучающихся. Работа со словарем чувств. Работа со словарем настроений.
Коммуникативная технология.
Технология учебного взаимодействия

Физ. минутка.


Проводит Самохова Виктория.
Здоровьесберегающая технология.

Аналитическое чтение рассказа по частям.
Озаглавливание частей.
- Откройте учебники на странице 58.
1 абзац:
- О ком рассказал Пришвин? (О маме)
- Как вставала мама писателя? (Рано, до солнца)
- Чем угостила его мама? (Чаем с молоком)
- Где кипятилось молоко? (В глиняном горшке) (Показать горшочек)
- Как озаглавим эту часть? («Вкусный чай»)
(1 ряд дома проиллюстрирует 1 часть)
Чтение следующих 2-х абзацев.
- Как чай с молоком решил дальнейшую жизнь Пришвина в лучшую сторону?
- Какую привычку выработал у себя Пришвин, благодаря маминому чаю? (Вставать до восхода солнца.)
- А как вы думаете, почему Пришвин, живя в городе, вставал рано? (Пробуждается весь животный и растительный мир)
- Как озаглавим эту часть? («Восход солнца»)
(2 ряд дома проиллюстрирует 2 часть рассказа)
- Читаем дальше до второго многоточия.
- Куда после чая уходил писатель? (На охоту)
- В чем заключалась охота для Пришвина? (Прочитайте.)
- Как озаглавим 3 часть? (Охота. Находки.)
( 3 ряд проиллюстрирует эту часть. Нарисуйте, что мог найти в природе интересного утром Пришвин.)
- Читаем последнюю, 4 часть рассказа.
- К кому обращается писатель? (К детям.)
- Почему мы, люди – хозяева природы?
- Что такое кладовая?
- Почему Михаил Михайлович называет природу кладовая солнца? (От солнца идёт жизнь, солнце – источник жизни.)
- К чему призывает нас Пришвин? (Охранять природу)
- А зачем мы должны охранять природу? Что мы можем сделать для природы? (Рассуждения)
- Что значит охранять природу? (Охранять Родину)
- Прочитаем все вместе последнее предложение. Как озаглавим последнюю часть рассказа? (Призыв). О чём заставило вас задуматься это произведение?
(Я хочу, чтобы последний абзац этого рассказа вы выучили и запомнили на всю жизнь.)
Обучающиеся слушают, находят необходимую информацию, анализируют, отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативная технология.
Технология учебного взаимодействия
Технология обучениям навыкам продуктивного чтения.

Оценка результатов деятельности.
Включение в систему знаний.
Повторение.
- Игра «Редактор» (1 группа).
- Составление синквейна (2 группа).
- Сочинение – миниатюра по опорным словам (3 группа).
- Работа в группах.
Обучающиеся дополняют предложения из текста «Моя Родина» (Тест).
Взаимопроверка.
Конкурс синквейнов.
Слушание сочинения « Моя Родина».
Тестовая технология
Игровая технология.
коммуникативная технология.
Технология учебного взаимодействия
Технология организации общения младших школьников.

Физ. минутка.

Релаксакция. «Путешествие в весенний лес».
Выполняют упражнения по заданию учителя.
Здоровьесберегающая технология.

Оценка результатов деятельности.
Включение в систему знаний.
Повторение.
-Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? (Показать слово)
- Подберите синонимы к слову «Родина».
- Подберите к каждой букве слова «Родина» эпитет.
(Показать слово, напечатанное на листе.)





род, рождение, родители, родинка, родимый, родня, родной, родство

Р – родная, разудала, раздольная
О – открытая, озёрная, очаровательная
Д – добрая, достойная, душевная
И – интересная, известная, интеллектуальная
Н – наилучшая, необъятная, ненаглядная
А – активная, аккуратная, авторитетная
Игровая технология.
коммуникативная технология.
Технология учебного взаимодействия
Технология организации общения младших школьников.

Рефлексия:

- Один известный человек сказал: «Не спрашивай, что может для тебя сделать Родина, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины?»
- А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей Родины?
- У каждого из вас на столе лежит маленькое сердечко. Продолжите фразу, написанную на сердечке: «Я подарю своей Родине»
- Закончите предложения: Я узнал Мне запомнилось Моё настроение Я хочу поблагодарить
Ответы обучающихся.

Коммуникативная технология.


15