Час общения с психологом для маладших школьников для развития учебной мотивации

МОУ «Теляковская СОШ»







Час общения
для младших школьников
по развитию учебной мотивации









Педагог-психолог
Горланова М.С.







с. Теляково

В работе со школьниками любого возраста, не только младшего, необходимо обсуждение вопросов, связанных с ролью знаний в жизни человека.
Цель классного часа - побудить детей к размышлению о том, что мешает учиться лучше и что может помочь. Проблема школьной успеваемости - ключевая для начальной школы, когда дети еще не понимают, что учиться надо не только для хороших оценок.
Вводный комментарий
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие по стране Знаний и послушаем удивительную историю. Но чтобы туда попасть, нам необходимо проделать ряд волшебных превращений, а именно: нужно перемножить попарно без единой ошибки одинаковые числа от 2 до 9. Итак, начали!
Вот мы с вами и оказались в стране Знаний. Посмотрите внимательно, все ли здесь, никто не потерялся? Все. Тогда слушаем одну удивительную историю, которая произошла с мальчиком по имени Вася.

Сказка «Как Вася поссорился с Творческим Мышлением»
В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Творческое Мышление со своими сестрами.
Первую сестру звали Беглость. Она помогала людям создавать быстро целый поток идей.
Вторую сестру звали Гибкость. Она помогала взглянуть на проблему с разных сторон.
Третью сестру звали Оригинальность. Она помогала людям придумывать нестандартные, оригинальные, необычные идеи и решения.
А по соседству с Творческим Мышлением жила-была семья: мама, папа и озорной мальчик Вася. Мама постоянно Васе говорила:
- Нельзя часами смотреть телевизор, да и за компьютером просиживать. От этого творческое мышление портится.
Папа добавлял:
Слушай, что мать говорит! Лучше бы занимался, мышление свое творческое развивал.
Ну, вот еще... Больно надо напрягаться,- ворчал Вася.- Все уши прожужжали «Творческое мышление!.. Творческое мышление!..». Обойдусь и без вашего творческого мышления.
Мама с папой только качали головой.
Ай-ай-ай... Ну что за мальчик! - сокрушалась мама.
Ну что за сынок! - расстраивался отец.
Узнав про этот разговор, Творческое Мышление очень обиделось и решило Васю проучить.
Однажды Вася отправился в лес за грибами. Шел по лесу, слушал пение птичек. Вдруг откуда не возьмись - волшебница Путанка появилась и стала колдовать:
- Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю! Все стежки-дорожка запутаю-перепутаю!
И запутала. Понял Вася, что заблудился.
- Где же дорога домой?- думает.- Эх, был бы компас, вмиг бы отыскал. А так, что теперь делать, не знаю.
Сел он на пенек и горько заплакал.
Узнала про Васину беду первая сестрица Творческого Мышления Беглость, сжалилась и бросилась Васю спасать.
- Я поделюсь, Вася, с тобой беглостью мышления, - сказала Беглость.- Что ты все про компас? Где другие идеи? Думай, Вася, думай, как другими разными способами эту проблему решить можно.
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове.
- Как же я раньше не сообразил, думает Вася. Вот дерево! С одной стороны мха больше наросло, значит там - север! А вот солнышко светит. Еще утро, а солнышко всходит на востоке! Значит там восток, там - север! Там - мой дом. Ура! Сообразил. Вон куда надо идти... Спасибо тебе, Беглость!
Вася побежал дальше. Он не знал, что его впереди ждут еще испытания.
Вдруг откуда ни возьмись злой принц Никотинус из страшного царства пороков.
Начал Никотинус Васю сладкими речами уговаривать.
- Васек, давай закурим по одной, расслабимся, - промурлыкал Никотинус. - Знаешь, как классно! Кайф! Чего ты боишься? Это личное дело каждого - курить или нет. Ну, давай, смелее.
- И правда,- согласился Вася,- это мое личное дело. Хочу - курю, хочу - нет. Кому какое дело.
И уж было потянулся он за сигаретой, да в этот миг бросилась его спасать вторая сестрица Творческого Мышления - Гибкость. Начала она вокруг Васи кругами ходить, гибкостью Мышления делиться:
- Думай, Вася, думай! Посмотри-ка на эту проблему с разных сторон. Ты уверен, что курить твое личное дело?
И тут же куча идей закружилась у Васи в голове, мысли забегали.
- Ой, чуть глупостей не наделал! - опомнился Вася. - Здоровье погубить легко, а потом его ни за какие деньги не купишь. И деток лично я хочу здоровых иметь, когда сам папой стану. А деньги тратить на курево - глупо, лучше яблок купить или апельсинов. Там витамины, для здоровья полезнее. Нет, не личное это дело: курить или не курить. А всех касается, как не крути. Так что, Никотинус, не буду я курить и тебе не советую. Спасибо тебе, Гибкость, что помогла взглянуть на проблему с разных сторон.
Пошел Вася по тропинке дальше, но на пути его поджидало третье испытание.
Откуда ни возьмись волшебница Мудрилка:
- Куда путь, Васенька, держишь?
Домой, к папе с мамой иду.
Что же, пущу, если решишь задачку одну, я тут специально для тебя намудрила. А не решишь навеки в моем царстве останешься. А задачка такая: в бутылке на дне лежит колпачок от ручки. Как его достать, не переворачивая бутылку. Даю тебе три попытки.
Чего тут думать?- отвечает Вася.- Встряхнуть бутылку как следует, колпачок и выскочит.
Ты невнимательный, Вася. Я же сказала, что переворачивать бутылку нельзя.
- Ну, тогда сейчас палочкой попробую достать. Ничего, однако, у Васи не получилось.
- У тебя осталась последняя попытка, Вася,- предупредила Мудрилка.
Погрустнел Вася, но тут на выручку ему пришла третья сестра Творческого Мышления - Оригинальность. Начала она вокруг Васи кругами ходить, оригинальностью мышления делиться.
- Думай, Вася, думай! приговаривала Оригинальность.- Придумай что-нибудь нестандартное, оригинальное.
И закрутились у Васи в голове мысли, забегали.
Знаю, знаю, как достать колпачок,- радостно воскликнул Вася.- Надо в бутылку воды налить, колпачок наверх и всплывет.
Правильно, молодец. Что ж иди. Счастливого пути, Вася! - Мудрилка помахала на прощанье рукой.
До свидания! Спасибо тебе, Оригинальность, за то, что помогла Мудрилкину задачку решить, придумать оригинальный способ.
- Счастливого пути, Вася! - попрощалась с ним Оригинальность. Вася побежал домой. Там его ждали мама и папа. Они очень соскучились, принялись его обнимать, целовать.
- Ой, что со мной было! - стал рассказывать Вася родителям.- Спасибо сестрицам Творческого Мышления. Беглость научила создавать быстро целый поток идей. Гибкость научила взглянуть на проблему с разных сторон. Оригинальность научила придумывать нестандартные, оригинальные идеи. Теперь-то я понимаю, почему необходимо развивать творческое мышление, пойду с нашим соседом мириться».
- Прости меня, Творческое Мышление,- раскаялся Вася,- я все понял и хочу с тобой дружить.
С тех пор Вася больше никогда не ссорился с Творческим Мышлением. А Творческое Мышление всегда было рядом с Васей и помогало ему во всех делах.
Вопросы для обсуждения
Почему Вася поссорился с Творческим Мышлением?
Почему нужно развивать мышление?
Кто Васе помог?
Поднимите руки те, кто когда-нибудь задумывался, зачем нужно
учиться?
5. Помогла ли вам сказка ответить на этот вопрос?
Заключительный комментарий
Иногда от ребят приходится слышать: «Зачем мне эта математика, если я собираюсь быть переводчиком». Но на самом деле все взаимосвязано. Математика развивает абстрактное мышление, без которого невозможно практически хорошо изучить иностранный язык. Конечно, когда вы станете взрослыми, часть информации забудется, и ваши родители, как вы знаете, сейчас не все помнят из того, чему учились в школе. Это нормально. Самое главное, что, обучаясь в школе, дети заставляют работать свой мозг, приобретают необходимые в жизни навыки: выделять главное, классифицировать, группировать и прочие, учатся думать, анализировать.
А что мешает лучше учиться? Давайте запишем это на доске. Лень, рассеянное внимание, неумение слушать, плохая дисциплина, низкие способности, безответственность. Конечно, от природы способности к учебной деятельности у всех разные. Но можно загубить самые замечательные способности и развить до совершенства самые посредственные. Все зависит от самого человека. А что помогает хорошо учиться? Запишем это: сила воли, целеустремленность, ответственность, дисциплинированность.
А сейчас положите перед собой листок бумаги и напишите, какие черты характера, особенности, обстоятельства мешают лично вам учиться лучше. От чего вы бы хотели избавиться? Можно написать словами, а можно зашифровать знаками, известными только вам. Сверните листки и положите их в чашу. Все что мешало, предадим огню. Вы видите, как образуется зола. А зола - это превосходное удобрение. А теперь возьмите семена, подумайте, что вы хотите вырастить на пустом месте. Какие качества характера, помогающие в учебе, приобрести. В удобренную землю посадите семена, полейте водой, и пусть они обязательно прорастут.
Итак, мы с вами, путешествуя по стране Знаний, послушали удивительную историю, поразмышляли над тем, зачем нужны знания, почему надо учиться, что мешает и что помогает в учебе. Каждый из вас решил для себя, от чего мешающего учебе он хотел бы избавиться, а что приобрести, чтобы учиться лучше. Мы посадили волшебные семена знаний, и я уверена, что они обязательно прорастут!

Сказку «Как Вася поссорился с Творческим Мышлением» психолог обсуждает с учащимися, ранее раздав детям листы бумаги с текстом.
Для проведения занятия необходимо иметь: горшочек с землей (один общий на всех или на каждого ученика), чашу из огнеупорного стекла или что-то ее замещающее, семена любых растений, небольшие листочки бумаги, ручки или карандаши.

Сказка «Про гусеничку Дусю»
Эта сказка поможет в работе со слабоуспевающими детьми, не желающими усердно заниматься, не верящими в свои силы.
Жила-была гусеничка Дуся. Больше всего на свете она не любила учиться. Ну, просто терпеть не могла Дусенька ходить в лесную школу, делать уроки. Учитель Кузнечик даст всем задание буквы писать, а гусеничка кричит: «Не хочу, не могу, не буду. Все равно красиво не напишу». Скажет учитель задачку решать, Дуся пищит: «Не могу, не умею, не получится, не решу все равно!» Учитель только руками разводит: «Ну как можно научиться плавать, не заходя в воду!»
А дома маме Гусенице с Дусенькой была просто беда. Нет, так-то она дочка хорошая: и пол подметет, и посуду вымоет, и ведро мусорное никогда не забывала своевременно выносить. Но как только мама Гусеница скажет, что пришла пора уроки учить, тут с Дусенькой никакого слада нет. Чего только не вытворяет маленькая гусеничка: и кричит, и рыдает, и игрушки швыряет, только бы за уроки не садиться. И так каждый день. Терпения уж не осталось ни у учителя Кузнечика, ни у мамы Гусеницы. Не знали они, что с Дусенькой делать. Спасибо, случай помог. Надо сказать, что хотя Дуся не любила учиться, но от природы была она очень любопытная.
Плелась как-то раз она в школу, видит, норка какая-то возле старо-го дуба. Ну и заползла из любопытства Дуся в эту нору. Заползти то заползла, а обратно никак. Ворота подземные за Дусиной спиной внезапно захлопнулись. А впереди - широкая дорога, и машин на ней видимо-невидимо. Так и снуют без остановки. Как же на другую сторону перейти? Видит Дуся: светофор стоит какой-то необычный. Горит на нем надпись «красный», а ниже табличка «з...леный», и карандаш привязан. Догадалась Дуся, что нужно пропущенную букву вставить. Иногда такое задание им в школе учитель Кузнечик задавал.
Взяла гусеничка карандаш и вместо пропущенной буквы написала "и». Получилось «зиленый». Вдруг кто-то громко и отчетливо произнес: «Ответ неверный». Дусенька ушам своим не поверила. Это разго-киривал человеческим голосом странный светофор. Гусеничка стала шюминать все правила, которым обучал ее школьный учитель. «Вот, кажется, подходящее. Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Зеленый зелено, зелень»,-рассуждала Дусенька. Она взяла карандаш и быстро исправила ошибку, зачеркнула и», а сверху написала букву «е». Тотчас же машины остановились. Как, оказывается, важно грамотно писать», - сделала вывод маленькая гусеничка и, довольная, перешла через дорогу.
Но здесь ее поджидало еще одно препятствие. Впереди раскинулось озеро. Дусенька плавать не умела, этим летом она всего лишь немного научилась держаться на воде. Что же делать? И вдруг она заметила, что на огромном листе лопуха нацарапаны какие-то буквы. Читала она неважно, но все же, приложив немало сил и потратив немало времени, Дуся разобрала это необычное письмо. В нем сообщалось, что лодка находится в зарослях камыша. «Как важно, оказывается, уметь читать!», думала гусеничка, направляясь к камышам. Она благополучно переправилась на другой берег.
Снова закрытые ворота.
- Милые Воротики, отопритеся, пожалуйста, я в школу опаздываю,- просила Дусенька.
И рады бы помочь тебе, да так мы устроены, что всякий раз забываем пароль.
Что же мне теперь делать? - расстроилась гусеничка.
Не печалься. Пароль - это секретное число, которое можно вычислить. Порядок действий мы хорошо запомнили, только сами считать не умеем. А ты сможешь это сделать, раз в школе учишься. Нам-то не довелось в свое время, - проскрипели ворота.
Хорошо, я попробую.
Ну, тогда слушай. Сначала к двум надо прибавить пять, потом вычесть пять, умножить на два, прибавить три.
Только с третьей попытки удалось Дусеньке получить правильный ответ, найти секретное число.
Ворота открылись, и гусеничка благополучно выбралась из норки. «Как, оказывается, важно уметь считать!», - думала по пути в школу Дуся.
С того дня гусеничка стала совсем другой. Она поняла, как важны в жизни знания. И хотя порой учиться было очень трудно, и не всегда удавалось получать только хорошие отметки, Дусенька терпеливо и упорно выполняла то, что велел учитель Кузнечик, и очень внимательно его слушала.

15