«Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков»


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида станицы Старолеушковской Краснодарского края
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа
по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков»
для школ VIII вида.
Составили учитель-логопед Онипченко О. В.
Пояснительная записка.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.
Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у умственно отсталых детей, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.
Задачи:
Создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
Обеспечить охрану и укрепление здоровья;
Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
Стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности ( познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
Развитие фонематического восприятия;
Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков
И - Ы, А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е.
Уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;
Особенности занятий: Календарно – тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в письменной речи гласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в письменной речи звуков. На занятия отводится 20 минут 3 раза в неделю.
Учитывая психологические особенности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения.
Направления работы:
Развитие восприятия речи;
Обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Развитие слуховой дифференциации;
Закрепление произносительной дифференциации;
Формирование фонематического анализа и синтеза.
Основные требования к знаниям и умениям:
По окончании курса занятий учащийся должен:
Иметь чёткое представление о звуковом составе слова, уметь выделять звуки из слова, определять место звука в слове;
Дифференцировать поставленные звуки в связной речи.
Дифференцировать поставленные звуки в письменной речи.
Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.
I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.
II этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Приблизительное календарно тематическое планирование по дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков.
На примере дифференциации звуков и - ы.
№ Тема занятий Кол-во занятий Дата проведения
По плану По факту
Подготовительный этап. 1. Уточнение артикуляции звуков и-ы. 1 2. Звук и буква и-ы. 1 Этап дифференциации. 3. Дифференциация изолированных звуков и-ы. 1 4. Дифференциация звуков и-ы в слогах. 1 5. Дифференциация звуков и-ы в начале слова. 1 6. Дифференциация звуков и-ы в середине слова. 1 7. Дифференциация звуков и-ы в конце слова. 1 8. Дифференциация звуков и-ы в предложениях. 1 9. Дифференциация звуков связной
и-ы речи. 1 10. Дифференциация звуков и-ы при заучивании стихов. 1 Список литературы.
1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991
3. Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. –М. , 1957
4. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л. , 1988.
5. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.
6. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.