Программа Воскресной школы для будущих первоклассников

Программа: Воскресная школа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас намного труднее учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими ребятами. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась шкала ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства людей школа - это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Воскресная школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать. У некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам иногда очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а также влиться в новый детский коллектив.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУСЛОВЛЕНО:
Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников.
Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника
Потребностью родителей в психологическом сопровождении их детей при переходе на новую жизненную ступень – обучение в школе.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Формирующие:
Формирование положительной мотивации учения через создание ситуации успеха для каждого ученика.

Обучающие
Обучение и знакомство с основными школьными правилами.
Создание положительного эмоционального климата в классе.
Обучение детей способам снижения влияния своих страхов и стрессов.
Развитие способностей мыслить, исследовать, анализировать.
Воспитывающие
Формирование способности принимать решения самостоятельно и в группе.
Воспитание уважения чужого мнения, умения слышать другого.
НАПРАВЛЕНИЯ:
1.Психологическая адаптация, или привыкание.
2. Освоение организационных навыков и умений для успешной учебы.
ЗАДАЧИ:
В игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни.
Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
Развивать психические процессы ребёнка: внимание, мышление, память, воображение.
Развивать мелкую моторику пальцев детей.
Определить стартовые возможности детей.
Знакомить родителей с особенностями развития детей .
ПРИНЦИПЫ:
Доступность - Воскресная школа открыта для детей любого уровня готовности к школе.
Универсальность - подготовка в Воскресной школе осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников.
Комфортность - положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося Воскресной школы, со стороны ведущего группу для того, чтобы успех отдельного ребенка переживался ими как общая радость.
Направленность - Воскресная школа не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка на основе уже сформированной игровой.
Добровольность - в группы подготовки попадают все дети, родители (или заменяющие их лица) которых, дали согласие на подготовку.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются разделы: «Развитие речи», «Путешествие в страну умений». Выделение разделов программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов. Ценность интегрированного обучения в том, что реализация основных задач идет на разном материале с варьированием предлагаемых программой средств обучения.
Занятия в «Воскресной школе» строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Курс «По дороге к Азбуке» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи. Особое внимание уделено подготовке руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ печатной буквы, развивает умение слого–звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребёнка. В данном разделе формируются знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение».

Курс «Путешествие в страну умений» формирует знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми причинных, временных, последовательных связей между предметами, развитию логического мышления. В данном разделе дети приобретают знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебному предмету «Математика».

Примерная организация обучения по программе
Продолжительность обучения - с февраля по март учебного года. Общее число занятий - 24.
Режим занятий: 1день в неделю по 3 занятия в день. Длительность занятий не более 25 минут. Перерыв между занятиями не менее 5 минут.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.
Правильный выбор распределения времени в соответствии с изменением умственной работоспособности в течение дня.
Методическое и кадровое обеспечение.
Разработка и утвер
·ждение программы будущего первоклассника с учетом характеристик детей, необходимых для поступления в школу.
Определение состава педагогов для работы в Воскресной школе.
Привлечение специалистов (психолог) к работе в Воскресной школе.

II.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в Воскресной школе.
Диагностическая работа по изучению психологических особенностей ребёнка.
Планирование работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
С учащимися:
- Учебные занятия, направленны на:
формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут),
формирование навыка наблюдения за объектом
выделение существенных признаков объекта
умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции)
умение найти лишнее
умение определить наличие изменений;
тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму),
формирование навыка деятельности в группе,
формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке).


С родителями
Консультации специалистов по обеспечению готовности детей к школе.
Проведение родительских собраний.
Привлечение родителей в качестве социальных партнеров для проведения мероприятий.


Тематическое планирование занятий
в «Воскресной школе»

Курс «По дороге к Азбуке»
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия

1
Знакомство
Знакомство друг с другом. Введение знаков: «поднятая рука», «мы», «звонок».

2
Встреча. Приветствие.
Введение новой формы приветствия учителя, друг друга на уроке. Ознакомление с правилом посадки за партой.

3
Звуки в речи
Игры со звуками
Выявление звуков в речи и их классификация. Познакомить с главными отличиями согласных и гласных звуков.

4
Гласные буквы и звуки.
Развитие фонематического слуха и зоркости.
Условные знаки и обозначения.

5
Согласные звуки: твёрдые и мягкие
Развитие фонематического слуха и зоркости.
Условные знаки и обозначения.

6
В стране слов и слогов
Развитие правильного дыхания при разговорной речи.

7
Гласные и согласные. Деление на слоги.
Развитие фонематического слуха и зоркости.
Условные знаки и обозначения.

8
Деление на слоги. Звуковой анализ слова.
Развитие фонематического слуха и зоркости.



Курс «Путешествие в страну умений»
№ п/п
Тема занятия
Цель занятия


1
Встреча. Приветствие.
Счёт предметов
Формирование умения вести счёт предметов (количественный и порядковый)


2
Сравнение количества предметов на наглядной основе. (Размер, цвет и число предметов)
Формирование умения вести правильный счёт предметов.


3
Прямой и обратный счёт в пределах 10.
Формирование умения вести правильный счёт.


4
Упорядочивание предметов по признакам: выше – ниже, длиннее – короче и тд.
Пространственное ориентирование.


5
Счёт предметов от 0 до 10.
Неравенства (знаки < , > , =)
Соотношение количества предметов между разными группами


6
Счёт предметов от 0 до 10.
Неравенства (знаки < , > , =)
Соотношение количества предметов между разными группами


7
Решение простых задач.
Формирование навыков + и – путём решения простейших задач и примеров


8
Счёт предметов от 0 до 10. Решение примеров.
Формирование навыков + и – при решении примеров.



Курс « Скоро в школу.
Развиваем, внимание, память, мышление»
(интеллектуальная готовность ребёнка к обучению – групповая работа)
Задачи данного курса:
-снятие психологического стресса перед школой;
-развитие любознательности как основы познавательной активности;
-развитие интеллекта, творческого воображения, памяти, внимания;
- формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Предполагаемый результат:
Дети, прошедшие обучение по программе подготовки к школе, к концу курса должны соответствовать модели будущего первоклассника.
Модель будущего первоклассника:
-ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире;
-умеет группировать , классифицировать предметы;
-у ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать
новое;
- ребенок проявляет интерес к творчеству, к самостоятельности;
- он научился общаться со взрослыми и сверстниками, умеет выслушать и понять речь собеседника;
- он обладает достаточным для начала школьного обучения багажом знаний, умений, навыков, развитыми психологическими процессами;
- с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен, искренне устремлен к своему ближайшему будущему, готов, стать школьником, получить новый социальный статус.


К концу курса:
Организационные умения осознавать задачу и пытаться решить её в группе с помощью взрослого.
Информационные умения - выделять новую информацию(это я не знал раньше) и соотносить её с имеющейся.
Познавательная сфера действовать по образцу. Проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым.
Коммуникативные умения умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Эмоционально-волевая сфера умение сдерживать себя, развивать самоконтроль и саморегуляцию.

ПЛАН – СЕТКА

Тема
Цели

1
Оценивание твёрдости руки ребёнка. Умение передавать форму фигуры.
Выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки, оценить твёрдость руки ребёнка.

2
Умение ориентироваться на плоскости, умение пересчитывать клеточки.
Определение умения ориентироваться на плоскости, умение пересчитывать клеточки.

3
Понятия: «направо», «налево», «вверх», «вниз».
Определение понятий «направо», «налево», «вверх», «вниз».

4
Понимание терминов «внутри», «вне».
Выявление уровня понимания терминов «внутри», «вне».

5
Развитие умения сравнивать.
Выявить умения сравнивать множества по числу элементов.


6
Умение классифицировать, находить признаки сходства.
Выявить умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

7
Фонематический слух.
Определение состояния фонематического слуха.


Заголовок 115