Статья по теме образовательная среда современного урока с использованием элементов технологии «Критическое мышление»


Образовательная среда современного урока с использованием элементов технологии «Критическое мышление»
Технология РКМЧП с четкой структурой, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
-формирование нового стиля мышления;
-развитие, коммуникативности, самостоятельности;
-формирование культуры чтения и письма;
-стимулирование самостоятельной поисковой деятельности;
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Предлагаю рассмотреть некоторые приёмы.
 «Мозговой штурм» Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются. Ненужные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
Даны слова:
кузнечик кузнечика замочек замочка
скворечник скворечника кусочек кусочка
пальчик пальчика листочек листочка
Постановка проблемы:
-Как вы думаете в каких случаях в суффиксах пишется гласная буква и, в каких гласная буква е?
Понаблюдав за словами, обучающиеся формулируют свои предположения.
(дети знакомы с темой «Сложение и вычитание без перехода через десяток»)
24+3229+32
61+3458+34
12+5617+56
- На какие 2 группы можно разделить выражения?
-Вычислите
-Почему возникли затруднения?
-Какую учебную задачу мы поставим?
- Как рассуждали дети, которые справились с этим заданием?
3. На уроке математики предлагаю детям маленькой меркой измерить длину парты за определённое время. Сколько мерок получили? (дети не успевают измерить)
-Почему возникла проблема?(маленькая мерка, мало времени)
-Как вы предлагаете решить эту проблему?
«Ассоциация» На уроках русского языка ассоциации применяю чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Прошу объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. 
Словарное слово ОГУРЕЦ.
На телеге везут с огорода огромный огурец. «Ого, какой огурец»,- кричат все вокруг. Рты у все открыты, похожи на букву О. Да и сам огурец похож на букву о. Сразу понятно, что слово огурец, пишется только через О.
Словарное слово Сентябрь
1 сентября мальчик Сеня едет в школу на стоге Сена, а с деревьев падают жёлтые осенние листья. Вот и выходит, что слово сентябрь пишется с буквой Е «Корзина идей» Позволяет выяснить всё, что знают или думают дети. Дети обсуждают в группах, делятся мнениями, выбирают нужное.  Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:     
Животные – это …
- … звери
- … насекомые, птицы, звери
- … насекомые, птицы, звери, рыбы
- … птицы, рыбы, звери
-Как вы считаете, снежинка-это какое состояние воды?
    
«Театрализация» Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока.
-Сейчас ваши одноклассники покажут вам инсценировку стихотворения С. Михалкова «Словечки-калечки..»-А вы подумайте, о чем мы будем говорить на уроке.
-Сформулируйте тему урока («Правописание безударных гласных в корне слова»).
«Да – нетка» Ставит детей в активную позицию, формируются умения связывать разрозненную факты в единую картину. Зачитываю утверждения, связанные с темой урока, обучающиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет», «верно – неверно» 
Тема «Предложение»
Здесь написаны  только  предложения: Весна. Светит солнце. Пришла весна.
Предложение может состоять из одного слова
По интонации предложение может быть только невосклицательным
Предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными
В предложении могут быть одни второстепенные члены
По цели высказывания предложения могут быть повествовательными 
- Я буду читать утверждения, а вы ставьте плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.
-Без воды человек может прожить неделю
-Вода бывает пресной и солёной
-Вода может испаряться только зимой
-Вода имеет вкус, цвет, запах
-В воде растворяются все вещества
   - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
«Интеллектуальная разминка» Дети должны дать очень краткий ответ(чаще всего применяю на уроках математики при устном счёте)
«Удивляйка-ка» активизация мыслительной деятельности, привлечение интереса (Однажды в небольшой африканской стране ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересной, что это было правдивой историей. Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что даже не замечаем её свойств). -Определите тему урока. («Свойства воды»)
На всех стадиях урока можно использовать универсальный приём «Кластер». С помощью кластера можно графически изобразить материал. Это приём способствует развитию коммуникативных умений, позволяет активизировать учебную деятельность.
«Что я знаю о предложении»
«Состав слова»
«Имя существительное».
Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии. Уже с 1-го класса учу ребят составлять синквейны. Конечно, в начале эта работа коллективная, где дети только учатся составлять словосочетания, предложения, придумывать синонимы, вспоминают пословицы, поговорки. Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
Вода
Бесцветная, прозрачная.
Питает, замерзает, испаряется.
Вода нужна всему живому на земле.
Жизнь!
Учитель
Добрый, умелый
Учит, воспитывает, развивает
Энциклопедия
Выбор того или иного приёма на разных этапах урока зависти от подготовленности детей, типа и вида урока, формы организации образовательного пространства на уроке.