Методическая статья по теме Критическое мышление

Развитие умений критического мышления
на уроках английского языка через ролевую игру

Королева Ольга Юрьевна, учитель английского языка,
МБОУгимназия №30, г. Ульяновск

Цель данной статьи – поделиться опытом работы с учащимися 10 класса по выработке у них критического мышления посредством ролевой игры. На мой взгляд каждому учителю иностранного языка необходимо время от времени включать этот вид работы в свою практику. Это оживляет учебную деятельность, приближает учащихся к реальной ситуации в жизни, дает возможность применить на практике полученные знания языкового материала, повышает их мотивацию, способствует раскрытию талантов учащихся . Ролевая игра очень способствует развитию у учащихся критического мышления, поскольку только в споре рождается истина. Такой вид деятельности учащихся предполагает обсуждение определенных вопросов, высказывание своей точки зрения, может быть отличной от мнения остальных, выработку общего решения.
Какова же роль учителя в данной учебной ситуации? Учитель выбирает тему ролевой игры. Она может быть частью программного материала или просто быть актуальной и интересной учащимся. Конечно, тема должна быть социально значимой и соответствовать возрасту учащихся.
Тема данной ролевой игры - «Семинар будущих туроператоров». Учащиеся 10 классов стоят перед выбором будущей профессии. Работа в туристическом бизнесе для многих становится очень привлекательной.
Тема самого «семинара» - «Этот прекрасный Лондон!»
Данная тема является программной и хорошо вписывается в тематическое планирование.
Урок- ролевая игра может стать заключительным по данной теме. Чтобы урок не превратился в череду докладов, необходимо выдвинуть определенную учебную цель, на которую бы работал весь проект. В данной ролевой игре – это выработка наилучшего плана путешествия в столицу Великобритании. Учащимся предстояло не только рассмотреть все аспекты пребывания туристов в городе, но и найти золотую середину между качеством молодежной туристической поездки и ее стоимостью. Что бы выполнить поставленную задачу учащимся предстояло взять на себя определенные роли, и исследовать в малых группах различные все вопросы, связанные с реальным пребыванием туристов в городе.
Учащиеся сами выбирают вопросы для обсуждения и распределяют роли: кто-то исследует лондонские гостиницы, другие составляют культурную программу, одна группа делает отчет о транспорте в городе, другие группы размышляют над тем , как рационально заполнить свободное время туристов. Получив объект исследования, учащиеся начинают сбор материала. Задача каждой группы - не только найти максимум информации по своему вопросу( размещение туристов в гостиницах, шоппинг, выбор вечерних развлечений, осмотр достопримечательностей, питание) но и отобрать именно то, что будет востребовано туристом со среднем достатком. Поиск ведется в интернете, исследуются сайты различных гостиниц, магазинов, театров, музеев и т.д. Различные печатные аутентичные материалы (брошюры, путеводители, карты, листовки, книги по искусству, программки спектаклей и т.д.) тоже очень полезны. В них дается дополнительная информация о стоимости той или иной услуги, время работы и так далее). Поскольку в выработке правильного решения заинтересованы все участники «семинара», то они не остаются пассивными слушателями сообщений. После каждого выступления учащиеся все вместе обсуждают услышанное, задают вопросы с цель выявить дополнительную информацию, не прозвучавшую в докладе. Вот некоторые из них:
How long does it take you to get to Hampton court? Is it far from London?
How much is a ticket for a famous musical?
What London shops are popular among young shoppers?
What sights can we see from the boat during a boat ride along the
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Для большей визуализации необходимо шире использовать компьютерные технологии. Для старшеклассников не составит особого труда подготовить небольшую презентацию, где различные слайды достопримечательностей, мюзиклов, гостиниц, музеев разобраны по категориям. Демонстрация материалов через компьютерный проектор делает доклад более живым и интересным.
Некоторые учащиеся берут на себя роли гидов. На «семинаре» были представлены две экскурсии: обзорная по Лондону на двухэтажном автобусе и виртуальная по Национальной галерее. Во время обзорной экскурсии «гид» постаралась приблизить свою экскурсию к реальной. Если автобус попадал в «пробку», она заполняла паузы рассказами о современной жизни в мегаполисе. В конце экскурсии «гид» ответила на все вопросы «участников семинара» по поводу проведения экскурсий.
Вторая экскурсия позволила «участникам семинара» побродить по залам Национальной галереи и ознакомиться с наиболее интересными картинами. Они узнали много необычного о некоторых картинах, сделали для себя ряд открытий и ответили на вопросы викторины
Одна из групп рассказала «будущим туроператорам» о том, как наиболее рационально воспользоваться свободным временем в городе. Учащиеся обсудили как с наибольшей пользой его провести. Кого-то интересовал шоппинг в Лондоне во время летней и рождественской распродаж, другим был более интересен театральный Лондон. Все сошлись во мнении, что нельзя не посетить хотя бы один из знаменитых лондонских мьзиклов («Отверженные», «Призрак оперы»).
Знакомя «туроператоров» с лондонскими магазинами, выступающие подкрепили свой доклад показом видеофильма о молодежной моде и прокомментировали его на английском языке.
Подбирая гостиницы для туристов, «туроператоры» учитывали и уровень сервиса в нем, и удаленность от главных достопримечательностей и стоимость номеров. Они особо подчеркнули, что для успеха поездки размещение играет не последнюю роль. На выбор участникам были представлены несколько гостиниц, учащиеся обсудили их достоинства и недостатки и выбрали наиболее подходящие.
Роль «руководителя семинара» очень важна, от него зависит успех всей игры. На эту роль необходимо выбирать человека, который очень хорошо владеет изученным лексическим и грамматическим материалов, видит перед собой всю канву «семинара», понимает его задачу, артистичен, коммуникабелен, обладает чувством времени и имеет опыт работы в подобных проектах. Он не будет навязывать свою точку зрения всем участникам, а умело подведет всех к выбору правильного решения. Цель учителя – тщательно подготовить такого ведущего. Необходимо проработать все возможные варианты хода семинара, ознакомить ведущего с тезисами выступающих, вооружить его некоторым материалом, который помог бы выступающим в случае некоторой заминки, нежелательной паузы и т.д.( шутки, интересные факты, пословицы, поговорки). Его основная задача – поддержать интересное обсуждение, способствовать критическому взгляду на предмет обсуждения. Тем не менее, все обсуждение должно проходить в доброжелательной, уважительной манере.
Обсудив все аспекты тура, «участники семинара» составляют программу пребывания молодых туристов в столице Великобритании в течение семи дней.
Здесь и встреча в аэропорту, и трансфер в гостиницу, и посещение музеев и галерей, и питание туристов. «Будущие туроператоры» обсуждают проект такой программы.
В конце «семинара» руководитель- ведущий подводит итог всей работы группы. Учитель может взять слово, что бы поблагодарить всех участников ролевой игры.
Делая столицу Великобритании предметом своего обсуждения, учащиеся используют изученный на предыдущих уроках лексический и грамматический материал. Но для проведения данной ролевой игры недостаточно только одного страноведческого материала.
Тема «Путешествия» становится очень актуальной в наши дни. Все больше возможностей у учащихся и учителей совершать туристические поездки, в том числе и в страны изучаемого языка. Теперь они могут составить свое собственное мнение об известных достопримечательностях и т.д. Они могут оценить и условия своего пребывания в стране, и услуги гидов, и выбрать интересную для них культурную программу. Поэтому именно лексика на тему путешествий стала ключевой в данном проекте. Хороший уровень лексики по данной теме можно найти в материалах издательства Макмиллан. В сборнике тестов на Первый сертификат представлена богатейшая лексика по данной теме, а также разнообразные упражнения, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Вот лишь часть отобранной для активизации лексики по данному проекту:
destination
a flight
single
a tour
a busine
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Данная лексика активизируется в упражнениях на заполнение пропусков подходящей по смыслу лексикой; в упражнениях множественного выбора.Выбрав тему ролевой игры и отработав лексику , целесообразно было бы провести урок аудирования, где можно было бы еще и отработать навыки восприятия иностранной речи на слух.
Во время подготовки к открытому уроку учитель знакомит учащихся с некоторыми аутентичными материалами, предлагая сделать краткое сообщение, отыскать важную информацию и т.д.
В заключении хочется добавить, что ролевая игра очень повышает мотивацию учащихся. Она также способствует развитию у учащихся критического мышления. Английский язык является здесь средством, с помощью которого учащиеся обсуждают проблемы туризма, вырабатывают совместные решения, спорят.
Ниже представлен план урока-ролевой игры и выработанный учащимися подробный план пребывания в Лондоне в течение 7 дней.
Используемая литература и другие материалы:
Аутентичные материалы: брошюры, программки, путеводители.
First Certificate Language Practice. Michael Vince “Macmillan Heinemann”
Video. Everyday Conversations in English издательство «Титул»
Английский язык . Готовимся к государственному центральному тестированию. Автор А.П. Пупынина.




Критическое мышление. Что это?

Королева Ольга Юрьевна, учитель английского языка МБОУ гимназия №30 г.Ульяновска
Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков

Проблема:

Многие думают, что в этом нет ничего необычного, что мы всегда это используем. Но мы часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно предвзято. Однако качество нашей жизни, наши поступки зависят от качества нашего мышления. Неверное мышление стоит нам и денег и отражается на качестве нашей жизни. Отличное мышление, может, в свою очередь, систематически развиваться.

Определение:

Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Результат:
Человек с хорошо развитым критическим мышлением:
- поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения .
Критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы. и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
Основные параметры «Критического мышления» (являющегося составной частью глобального мышления), наполняющие содержанием и определяющие цели образования, это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.
Мыследеятельный подход в обучении также нашел свою реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое мышление», обеспечивающей реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это комплексная технология, формирующая умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументированно вести спор. Если раньше на уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то технология «Критическое мышление» позволила, используя уже накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в одну систему, выработать алгоритм построения урока, приблизить форму обучения в России к европейскому образованию, значительно повысить результативность уроков, сэкономить время.
Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

ВЫЗОВ. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.


ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Следует признать, что учащиеся не сразу прониклись идеями новой технологии, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло.

РЕФЛЕКСИЯ. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

Технология дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Я хочу поделиться приемом работы с аутентичным текстом, представленным в виде презентации. Учащиеся работают с большим интересом, на уроке реализуется социокультурный компонент обучения английскому языку и используются приёмы развития критического мышления при работе с аутентичным текстом. Повышается мотивация к изучению иностранных языков.
За основу презентации взят текст “Christopher Reeve ” (Adapted from Hello! Magazine). Текст содержит интересную интересную, социокультурную информацию из жизни актера . Однако данная информация не выдается учащимся целиком и сразу. Урок проходит в компьютерном классе. Полная презентация подается на головной компьютер. На рабочих местах учащиеся могут видеть только один слайд, они не могут самостоятельно переключать слайды. Это делает учитель с головного компьютера. Текст разбит на отдельные незаконченные смысловые отрывки, в конце каждого отрывка имеются вопросы и четыре варианта ответа. Учащиеся читают про себя данный отрывок, и устно высказывают свои версии правильного ответа. Ответ должен быть обоснованным. Аргументируя свое предположение, учащимся необходимо привлечь свои знания и суметь сформулировать свои ответы на английском языке. Таким образом, повторяется и актуализируется изученный фактический материал, идет интеграция знаний по другим предметам и развиваются речевые умения монологической и диалогической речи, поскольку можно не согласиться с точкой зрения оппонента и выдвинуть свою теорию. Важно не то, насколько правильный ответ был дан, большое значение имеет ход мыслей и уровень аргументированности. Когда все высказали свое мнение по первому слайду, они с нетерпением ждут, чья же версия оказалась правильной. Учитель включает следующий слайд, в котором они могут узнать правильный ответ и перейти к обсуждению следующего вопроса.
Можно в качестве дополнительного стимула и для создания элемента игры выдавать жетончики тем, кто дал правильный ответ. Это делается только после того, как все ответили, открылся следующий слайд, и ученики узнали правильный ответ самостоятельно
В последних слайдах учащимся предлагается сделать вывод на основании прочитанного и сочинить заключительную часть статьи, после чего они могут ознакомиться с выводами автора. И только в самом последнем слайде после предварительного обсуждения о возможных вариантах заголовка текста учащиеся видят название статьи.
Помимо информационной ценности, большое значение имеет воспитательный аспект, так как в статье затронуты проблемы твердости характера, человеческих отношений. Идет обучение основам этики при обсуждении культуры, стиля и образа жизни других людей, воспитывается желание общаться, уважение к культуре других стран.
Когда нет возможности проводить уроки в компьютерном классе, я использую данный прием работы с текстом без компьютерной презентации, на бумагоносителе. Приходится разрезать печатный текст на отдельные кусочки и раздавать по частям, что очень неудобно. Компьютерная презентация позволяет сделать работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идет воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации.
При проведении рефлексии и саморефлексии в конце урока все учащиеся обычно отмечают важность и пользу подобных уроков и выражают желание к дальнейшей работе в данном направлении. Впоследствии они приносят дополнительные материалы к урокам из Интернета и помогают учителю в составлении подобных презентаций.
Таким образом, я надеюсь, мои ученики продвигаются по ступеням развития критического мышления



15