Программа внеурочных занятий по русскому языку, 3 класс


Программа внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
возраст детей: учащиеся 3 класс (9-10 лет)
срок реализации программы 1 год
количество часов: 68 
автор программы:
Забродина А.Н,
учитель начальных классов
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Структура занятий
Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок «От А до Я» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики и графики, орфоэпии.
2 блок «К тайнам слова» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующего раздела русского языка: лексики. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, омонимы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
3 блок «Секреты русского языка» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: орфографии, словообразования, морфологии, синтаксис и пунктуации.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 блок «От А до Я» - 30ч.
Фонетика, графика, орфоэпия – 22 ч.
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Мой алфавит (работа над проектом) – 8ч.
Повторение алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
2 блок «К тайнам слова»- 22ч.
В мире слов, или что такое лексика? – 14 ч.
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами. Знакомство с разными типами словарей. Игры в слова и со словами.
Галерея фразеологических оборотов (работа над проектом) –8ч.
Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя известные фразеологические обороты. Оформление альбома фразеологизмов.
3 блок «Секреты русского языка»- 16ч.
В мире орфографии – 8 ч.
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования – 8 ч.
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.
Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя
Календарно-тематическое планирование (68 ч.)

п/п Наименование разделов, блоков, тем Кол- во часов 
1 блок «От А до Я» (30 ч.)
Фонетика, графика, орфоэпия (22 ч.) Волшебная страна “Фонетика” 2 Понятие о фонетической транскрипции 2 Согласные и гласные звуки 2 Легко ли быть согласным звуком? 2 Мягки ли мягкие согласные? 2 Звук под «маской» 2 Самый долгий слог 2 Удивительные гласные 2 Орфоэпия. Ударение 2 Буквы в слове переставим – много новых слов составим 2 Фонетический разбор слова. 2 Мой алфавит (работа над проектом) (8 ч.)
Мой алфавит. Создание книжки – малышки 2 Мой алфавит. Оформление книжки – малышки 2 Мой алфавит. Презентация проектов 2 «Я и мое настроение» 2 2 блок «К тайнам слова» (22 ч.)
В мире слов, или что такое лексика? (14 ч.) Слова-спорщики. Антонимы 2 Фразеологизмы 2 Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. Омо́нимы2 Слова однозначные и многозначные 2 Прямое и переносное значения слова 2 Игры в слова и со словами. 2 Знакомство с разными типами словарей. 2 Галерея фразеологических оборотов
(работа над проектом, 8 ч.) Выполнение рисунков или коллажа, иллюстрируя известные фразеологические обороты. 2 Оформление альбома фразеологизмов. 2 «Автопортрет» 2 «Моя дружная семья» 2 3 блок «Секреты русского языка» (16 ч.)
В мире орфографии (8 ч.)
Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. 2 В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. 2 Про чк, чн, чт, нч, рщ… 2 Ъ и Ь – помощники в словах 2 В мире словообразования (8 ч.) Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. 2 Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. 2 Разбор слова по составу. 2 Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» 2