Образовательная деятельность в старшей группе для детей с ОНР на тему Продукты питания


Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
Тема: «Продукты питания»
Цель: создание условий для речевой активности детей через использование сюжетно-ролевой игры и составление меню.
Задачи:
- создавать условия для развития речевой активности детей, их коммуникативных способностей;
- способствовать развитию возможности пользования диалогической формой речи;
- создавать условия для обогащения активного словаря детей за счет уточнения значения известных слов и введения новых;
- создавать условия для закрепления представлений о продуктах питания и их разновидностях, различных блюдах, а также о профессии повара;
- создавать условия для овладения способом образования прилагательных от существительных, закрепления умения согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- создавать условия для развития умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- способствовать развитию познавательных процессов (внимания, мышления), общей и мелкой моторики, речевого дыхания.
Предварительная работа: экскурсия на пищеблок ДОУ, беседа с поварами, знакомство с меню детского сада, дидактические игры «Скажи, какой?», «Назови блюдо правильно» (образование относительных прилагательных от существительных), дидактическая игра «Помоги повару» (из предложенных предметов выбрать те, которые потребуются повару для приготовления пищи, и назвать как можно больше слов-действий), дидактическая игра «Что лишнее?» (выделение лишнего продукта среди других по принадлежности к тому или другому виду – молочный, мясной и т.д.).
Словарь: меню, блюдо, гарнир.
Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением различных блюд и продуктов, магнитная доска, 4 листа бумаги форматом А3 (на каждую подгруппу детей), клей-карандаш на каждого ребенка.
Ход НОД:
1. Организационно-мотивационный этап.
Создание проблемной ситуации
Педагог собирает вокруг себя детей и напоминает, что вчера они ходили на экскурсию на кухню, познакомились с поварами и узнали много интересного об их работе. Повара были очень рады тому, что детям нравятся блюда, которые они готовят.
- Нашим поварам очень захотелось приготовить для вас те блюда, которые вам нравятся больше всего. И они попросили вас помочь составить меню для обеда на завтра. Поможем? (Ответы детей)
2. Основная часть.
Актуализация опыта детей, создание ситуации общения.
- Что же такое меню? (Дети высказывают своё мнение)
- Давайте подумаем, как нам составить меню. (Ответы детей)
- Получается, что в меню нужно указать названия блюд и продукты, из которых они приготовлены.
- Какие же блюда обычно готовят на обед? (Ответы детей)
- Значит, на обед готовят три блюда: первое блюдо – суп, второе блюдо – мясо, курица или рыба с гарниром, третье блюдо – компот или кисель. Вы знаете, что такое «гарнир»? (Педагог уточняет значение этого слова)
- А какие блюда у вас самые любимые? (Ответы детей)
- Вам нравятся так много разных блюд! Но повара не смогут приготовить сразу все блюда. Что же нам делать? (Предложения детей)
- Значит, нам нужно поделиться на три команды. Каждая из команд предложит какое-нибудь блюдо для обеда и выберет продукты, из которых его нужно готовить.
Педагог делит детей на команды, раздав им кусочки разрезных картинок: тарелка с супом, тарелка со вторым блюдом, кружка. Так как в подгруппе 12 человек, то картинки разрезаны на четыре части.
Динамическая пауза
- Перед работой нам нужно размяться.
Пальчиковая гимнастика:
Холодильник открываем,             (имитация движений в соответствии с текстом)
Пачку масла вынимаем,
Колбасу, сметану, сыр,    ( загибаем пальцы на руке, начиная с большого)
Творог, ряженку, кефир,
Не забудем торт и фрукты...
Что достали мы?....  (разводим руки в стороны)
Продукты!
Дыхательная гимнастика:
«Каша кипит»: И.п.: о.с. 1 – поглаживать правой рукой себя по животу (вдох); 2 – на выдохе произносить: «П-п-п! П-п-п!». Повторить 3-4 раза.
«Варим суп»: И.п.: о.с. 1 – «мешать суп» правой рукой (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Буль-буль-буль! Буль-буль-буль!». Повторить 3-4 раза.
После разминки дети рассаживаются за столы и придумывают названия блюд, из которых будет состоять меню. Каждой команде педагог предлагает на выбор несколько вариантов блюд (картинки). Дети приклеивают выбранную картинку на лист бумаги.
- Что теперь нужно сделать? (Ответы детей)
- А где люди берут продукты для приготовления пищи? (Ответы детей)
- Как называется магазин, в котором продают продукты? (Ответы детей)
- В каком отделе продуктового магазина можно купить молочные продукты, рыбу, мясо, овощи и фрукты, муку и крупы? (Ответы детей).
- Предлагаю вам купить продукты для ваших блюд в «магазине» (картинки на магнитной доске).
Педагог предлагает детям выбрать продавца и покупателей из числа участников команды. Каждая команда по очереди отправляется в «магазин» и приобретает продукты для своего блюда. При этом педагог обращает внимание на правильность построения диалога: приветствие, выражение просьбы, благодарность.
После этого команды приклеивают картинки с изображением продуктов на листы бумаги, на которых приклеены картинки с изображением блюд.
Игра «Волшебники»
- Наши повара готовят очень вкусные, но всё-таки обычные блюда. А что было бы, если бы мы с вами стали волшебниками? Что мы смогли бы делать с продуктами? (Ответы детей)
Педагог предлагает детям представить, что они стали волшебниками, которые умеют менять цвета у продуктов. Дети по желанию берут «волшебную палочку» и колдуют:
- Я волшебником родился, не на шутку рассердился, все цвета мне надоели, кроме … зеленого: зеленое мясо, зеленая морковь, зеленый суп и т.д.
3. Заключительная часть
Педагог благодарит детей за совместную работу и проводит рефлексию:
- Что вам запомнилось? Что было трудным? Что получилось легко?
Затем педагог предлагает детям отнести получившееся меню поварам, чтобы они смогли на следующий день приготовить вкусный обед для всех детей в детском саду.