Разработка урока Тема урока:«Сварка углеродистых сталей»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Тема урока: «Сварка углеродистых сталей»
ПМ 02. «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»
МДК 02.02. «Технология газовой сварки»
( профессия 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы, 2 курс)Номинация: Профессии строительного профиля, машиностроение и металлообработка
Выполнил:
преподаватель
спец. дисциплин
Дудник В.В.
пгт.Борисовка2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для участия в конкурсе представлена разработка урока на тему «Сварка углеродистых сталей». Разработка урока включает в себя:
1. План-конспект урока;
2. Технологическую карту урока;
3. Презентацию к уроку.
Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Объем материала, представленного к изучению на этом уроке, значителен. Эта тема является одной из основных в курсе, т.к. углеродистые стали нашли широкое применение при изготовлении сварных конструкций.
на устойчивость горения дуги, и рассказать о полярности дуги.
Это занятие имеет большое значение в будущей профессиональной деятельности учащихся, поэтому преподаватель должен создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету.
Использование современных информационных технологий позволяет сделать данный урок доступным и наглядным. Использование элементов блочно-модульной технологии, экранизированных с помощью мультимедийного проектора даёт возможность добиться полного усвоения материала; позволяет, благодаря комбинированному использованию дидактического раздаточного материала и проектора вовлекать учащихся в поисковую деятельность: преподаватель ставит перед учащимися проблему и привлекает их к ее решению.
Быстрая смена информации, постоянная работа педагога с обучающимися позволяет контролировать ситуацию в группе, видеть глаза ребят, на ходу моделировать урок, вносить, если возникает такая необходимость, корректировки. Немаловажный положительный аспект – экономия времени – это позволяет не просто изучить новый материал, но и дает возможность его закрепить. У обучающихся развивается зрительная память. Одна из основных задач урока – развитие логического мышления, умения рассуждать и делать выводы.
При разработке презентации урока использовалась программа Microsoft Office Power Point. Презентация работает в режиме просмотра. При работе со слайдами 4,6,12 необходимо «кликать» мышкой на поле закрытых квадратов для того, чтобы они открылись. При работе с кроссвордом (слайд 11 ) вопросы открываются по щелчку мыши, ответы - «кликанием» мыши на квадраты соответствующих слов.
Урок № 28 Сварка углеродистых сталей.
( МДК.02.02. Технология газовой сварки, 2 курс)
Цели урока:
Дидактические, образовательные:
Формирование знаний об основных технологических приемах сварки углеродистых сталей,
Ознакомление обучающихся с новыми терминами;
На основе знаний, полученных на уроках специальных дисциплин и производственного обучения создать у обучающихся прочную ориентировочную основу трудовых действий при сварке углеродистых сталей различных групп
Создание положительной мотивации для дальнейшего обучения
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков;
Развитие интереса и формирование положительной мотивации к изучаемому предмету;
Развитие навыков сравнительного и логического мышления;
Формирование умения применять полученные знания в различных производственных ситуациях;
Формирование и развитие умений анализировать производственные ситуации;
Развитие умений учащихся работать с учебником, схемами, презентацией учебного материала
Развитие умение формировать выводы.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к учебной дисциплине;
Привитие аккуратности при работе с рабочей тетрадью и учебником;
Формирование способности к самовыражению;
Развитие чувства самостоятельности;
Развитие навыков самоконтроля
Тип урока:
Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение нового и его закрепление)
Методическое обеспечение:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Учебник: Г.Г.Чернышов «Сварочное дело», М., Академия, 2004 г.
Дидактический раздаточный материал
Вопросы для изучения новой темы:
Сварка низкоуглеродистых сталей
Сварка среднеуглеродистых сталей
Сварка высокоуглеродистых сталей.
Технологическая карта урока
Тема: «Сварка углеродистых сталей»
Содержание занятия Действия преподавателя Действия обучающихсяОжидаемый результат Компетенции
Организационный момент
Сообщение темы, целей и плана урока - приветствие обучающихся;
- проверяет готовность группы к занятию;
- сообщает тему занятия; - приветствуют преподавателя;
- слушают, записывают тему и план урока в тетрадь; осмысливают цели предстоящего занятия
Включаются в процесс
Компетенции:
Мотивационная
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Мотивация учебной деятельности
Обоснование целей занятия
Определение ключевых понятий
Выбор средств для реализации целей урока.
- нацеливает на результат
- корректирует индивидуальные цели, формулирует общую цель;
- ставит вопрос об определении ключевых понятий;
- знакомит со средствами для реализации целей. - слушают;
-знакомятся со средствами реализации целей; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Информационная компетенция – владение информационными технологиями.
Актуализация знаний - Проводит фронтальную беседу, фиксирует правильные ответы:
-отвечают на вопросы,
-находят правильные ответы,
-вырабатывают критерии своего поведения Информационная компетенция – владение информационными технологиями
Формирование новых знаний:
Трудности при сварке углеродистых сталей
Характеристика пламени
Технологические особенности сварки
Техника сварки
Дополнительные меры - формирует знания обучающихся:
- слушают сообщения преподавателя, заполняют таблицу в рабочей тетради.
Учащиеся понимают объясняемую тему, формулируют основные положения лекции.
Систематизация, закрепление, обобщение знаний. - задает вопросы, формирует умения анализировать, сравнивать, находить общее и отличное, делать выводы;
- обобщает и подводит итоги работы по закреплению знаний -анализируют, отвечают и делают выводы, разгадывают кроссворд, самостоятельно отвечают на вопросы теста, принимают участие в игровом моменте
Закрепление знаний по новой теме.
Обучающиеся успешно выполняют работу ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Подведение итогов занятия -подводит итоги
-выставляет и комментирует оценки -слушают
и осмысливают итоги урока Задания для самостоятельной работы во внеаудиторное время Предлагает домашнее задание, дает инструкции по его выполнению -слушают, задают вопросы, записывают в тетрадь Рефлексия - проводит рефлексию
Я не знал… - Теперь я знаю…
Выражают отношение к уроку;
осознают результаты своей деятельности. Содержание урока
Преподаватель:
Тема урока – «Сварка углеродистых сталей» и наша с вами задача изучить основные технологические приемы сварки углеродистых сталей различных групп. ( слайд 1 и 2 презентации)
Актуализация знаний
На прошлом уроке учащиеся познакомились с понятиями «свариваемость», «группы свариваемости», «условия свариваемости». Проверка уровня усвоения пройденного материала происходит с привлечением возможностей мультимедийного оборудования и программы Power Point. Преподавателем подготовлены задания, над которыми будут работать учащиеся. Для выполнения заданий учащиеся используют ранее полученные знания на уроках специальных дисциплин, химии.
Преподаватель:
Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы вспомним основные понятия теории свариваемости.
Задание 1.
Вставьте пропущенные слова в определение свариваемости
(слайд 3)
Задание 2.
Назовите группы свариваемости и соответствующее им содержание углерода (слайд 4)
Задание 3.
Установите соответствие между группой свариваемости и условиями сварки
( слайд 5)
Задание 4
Установите соответствие между группой свариваемости и содержанием углерода
(слайд 6)
Изучение нового материала
В процессе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу «Сварка углеродистых сталей».
Беседа преподавателя с учащимися о технологических приемах сварки каждой группы сталей сопровождается демонстрация слайдов
Учащиеся слушают сообщения преподавателя, смотрят и обсуждают слайды, заполняют таблицу в рабочем конспекте ( приложение II).
Преподаватель:
При выполнении предложенных заданий мы установили, что свариваемость сталей зависит от содержания углерода. Давайте вспомним, на какие группы делятся стали по содержанию углерода( низкоуглеродистые, среднеуглеродистые и высокоуглеродистые ) и рассмотрим особенности сварки каждой группы углеродистых сталей.
Низкоуглеродистые стали содержат до 0,25% углерода ( слайд 7)
Трудности при сварке: трудностей при сварке не вызывает, обладает хорошей свариваемостью в широком диапазоне значений тепловой мощности пламени.
Характеристика пламени: пламя нормальное, тепловая мощность 100… 130 дм3/ час на 1 мм толщины металла при левом способе сварки, 120…150 дм3/час при правом способе.
Технологические особенности: сварку производят без флюса, сварочная проволока марок Св -08 и Св 08А – для неответственных конструкций
Св – 08Г, Св – 08ГА, -10ГА и 12ГС – для ответственных конструкций
Дополнительные меры. Для повышения пластичности наплавленного металла применяют проковку при температуре светло-красного каления и заканчивают при температуре темно-красного каления. Термической обработке подвергают ответственные конструкции после сварки.
Среднеуглеродистые стали содержат 0,25…0,6% углерода ( слайд 8)
Трудности при сварке. В сварном шве и околощовной зоне могут образоваться холодные и горячие трещины.
Характеристика пламени. Нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 … 100 дм3/ час на 1 мм толщины металла.
Технологические особенности: При содержании углерода до 0,45% ведут без применения флюса. Состав флюса:
Прокаленная бура – 100%
Карбонат калия – 50%, гидроортофосфат натрия – 50%
Борная кислота – 70%, карбонат натрия – 30%.
Присадочная проволока СВ – 08ГА, - 10ГА, - 12ГС.
При толщине более 3 мм рекомендуется общий подогрев до 250 – 3500 или местный подогрев до 600-6500
Техника сварки. Сварку выполняют только левым способом Дополнительные меры. Для улучшения механических свойств шов проковывают при температуре 850 – 9000 с последующим отпуском при температуре 600 – 6500.
Высокоуглеродистые стали содержат 0,6 …2,0 % углерода ( слайд 9)
Трудности при сварке. Плохо свариваются из-за образования трещин в закалочных структурах основного металла.
Характеристика пламени. Пламя нормальное или слегка науглероживающее. Тепловая мощность 75 – 90 дм3/час на 1 мм толщины металла.
Технологические особенности. Сварку проводят с применением флюсов с подогревом до температуры 250 – 3000, после сварки рекомендуется проковка шва с последующей нормализацией или отпуском
Техника сварки. Способ сварки левый без поперечных колебаний мундштука горелки.
Дополнительные меры. Термообработка после сварки
Закрепление и обобщение знаний
Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующие задания:
1) Отметьте правильные высказывания ( слайд 9)
* Флюс необходимо применять во всех случаях
* Повышение содержания углерода ухудшает свариваемость
* С повышением содержания углерода в стали тепловую мощность пламени следует уменьшать
* Для сварки низкоуглеродистых сталей следует применять проволоку марки СВ – 13ХМА
* Сварку низкоуглеродистых сталей выполняют только правым способом.
2) Разгадайте кроссворд ( слайд10)
3) Учащимся необходимо ответить на вопросы теста ( приложение I ) (проверка правильности ответов производится с помощью слада 11 презентации )
Подведение итогов урока:
1. Преподаватель подводит итоги урока, благодарит всех учащихся за урок, определяет задачи работы на ближайшие перспективы.
2. Выставляет оценки в журнал:
1) За успешную самостоятельную работу при повторении пройденного материала.
2) За период изучения новой темы обучающиеся имеют возможность получить дополнительные положительные оценки за ответы на вопросы и разгадывание кроссворда и все учащиеся получают оценки за ответы на вопросы теста
Домашнее задание:
Прочитать учебник стр.401 – 403 Г.Г.Чернышов «Сварочное дело»
Литература:
1.Г.Г.Чернышов «Сварочное дело. Сварка и резка металлов» М., Академия, 2004 г.
2.Н.А.Юхин «Газосварщик», М., Академия,2005.
3.Конструктор кроссвордов. aleksei.bazhenov@mail.ru
Приложение I
Тест. Вариант 1
1.Выберите способ сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) правый Б) левый В) не имеет значения
2.Выберите вид пламени для сварки стали Ст3 толщиной 3 мм
А)нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее
3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали Ст 3 толщиной 3мм:
А)200 – 250 Б) 300 – 360 В) 400 -480
4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали Ст 3 толщиной 3 ММ
А) №2 Б)№ 3 В) № 4
5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) 300 Б) 450 В) 550
6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали Ст 3 толщиной 3 мм
А) Св – 10ХА Б) СВ – 08 В) СВ – 12 Г2С
7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали Ст3 толщиной № ммА)4 мм Б) 2,5 мм В) 3,5 мм
8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали Ст 3 толщиной 3 мм?
А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет значения.
Тест. Вариант 2
1.Выберите способ сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) правый Б) левый В) не имеет значения
2.Выберите вид пламени для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) нормальное Б) окислительное В) слегка науглероживающее
3.Предложите тепловую мощность пламени для сварки стали 45 толщиной 4мм:
А)250 – 290 Б) 300 – 400 В) 400 -480
4. Выберите н6омер наконечника для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) №2 Б) № 3 В) № 4
5. Выберите номер наклона мундштука для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А) 200 Б) 300 В) 400
6.Предложите марку сварочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4мм
А) СВ – 08 Б) Св – 10ХА В) СВ – 12 Г2С
7.Выберите диаметр присадочной проволоки для сварки стали 45 толщиной 4 мм
А)4 мм Б) 3 мм В) 2 мм
8.Необходимо ли применение флюса при сварке стали 45 толщиной 4мм?
А) без флюса Б) с применением флюса В) не имеет
Приложение II
Сварка углеродистых сталей
Технологические приемы Низкоуглеродис-
тые стали
(до 0,25 % С –Ст0,Ст1,Ст2,
Ст3,08,10,15,20,25)Среднеуглеро-
дистыестали (0,25 – 0,6%ССт4,30,35,40,
45,50,55,60) Высокоуглеро-
дистые стали
более 0.6% СТрудности при сварке Характеристика пламени Технологические особенности Техника сварки Дополнительные меры