Урок по истории родного края на тему Тайны забытых игрищ (7 класс)


Тайны забытых игрищ.
(игра – знакомство с детским фольклором, обычаями и литературой народов ханты и манси)
мероприятие разработала
учитель истории, краевед
Жернова Галина СаировнаМКОУ ХМР ООШ д.Ягурьях
Оформление: стена оформлена в стиле традиций ханты и манси: орнамент, в центре чум, мужчина – ханты на нартах с оленями. За ширмой костер. Книжный уголок на кубах. Ширма: висит ружье и рыбацкая сеть.
Ход мероприятия: звучит национальная мелодия.
Выходит хантыйский мальчик в национальной одежде – Эква-Пыгрись. Он ходит по комнате, очень удивлен, трогает все руками, хмыкает, ему все кажется очень похоже, но не так как на стойбище.
Ведущий: Здравствуй, Эква-Пыгрись!
Эква-Пыгрись: Здравствуйте! Пася олэн!
Ведущий: Мы так старались, хотели, чтобы комната была оформлена так, чтобы тебе понравилось. Ведь у нас праздник? Ребята, вы знаете, что за праздник скоро? В честь, какой даты? Дело в том, что живем мы с вами не в обычном месте. Наша земля издавна является Родиной древних народов ханты и манси. И округ наш, поэтому называется Ханты-Мансийский. Так вот у округа нашего день рождение – 70 лет исполняется. Не маленький уже. А кто они – эти народы ханты и манси? Откуда взялись? Чем занимаются? Какие у них обычаи, праздники, во что играют их дети, какие сказки слушают? Вот сколько вопросов. А ответить на них мне поможет сегодня Эква-Пыгрись – вот этот мальчик, храбрый маленький герой мансийских сказок.
Ведущий: Эква Пыгрись, ты поможешь мне провести праздник, рассказать ребятам о народах ханты и манси?
Эква-Пыгрись: Атхунь! (Да, конечно)
Ведущий: тогда внимательно посмотри вокруг и скажи, как тебе кажется, хорошо мы оформили зал? Все ли на месте или чего-то не хватает?
Эква-Пыгрись: (оглядывается, смотрит). Понял! Понял, что здесь не хватает: очага, костра и моей милой бабушки. Почему вы бабушку не пригласили? Она столько знает, она такая мудрая!
Ведущий: А вот тут ты не прав. Закрой на минуту глаза, (отодвигается ширма, под звуки национальной музыки, на сцене - костер, около него сидят бабушка и внучка).
Бабушка (о бисере): Посмотри, внученька, какой красивый бисер. Будет платье нарядным. Бисер не только украшает одежду, обувь ханты и манси, но он и уберегает от сглазу, порчи, от злых духов. Рождается маленький ребенок, ему пришивают на носок обуви три бисеринки. Они охраняют малыша. Так и говорят в народе: «Три бисеринки от сглазу» Ну давай будем шить дальше, выдумывать новый, красивый узор.
Ведущий: Ребята! У народов ханты и манси долго не было письменности, но среди них были мудрые и талантливые певцы и сказители, которые хранили в памяти и рассказывали детям и взрослым легенды, мифы, сказки, загадки. Обычно рассказывали они это зимой, когда свирепствовали морозы. Дети, женщины и старики находились дома. В прошлом было принято собираться всем вместе в каком-либо доме. Женщины брали с собой рукоделие. На этих сборах были девочки и мальчики. Они не мешали взрослым, не плакали, не прыгали, а прижавшись к матерям, заворожено слушали сказки. Эква-Пыгрись, давай послушаем, о чем рассказывает твоя бабушка.
Бабушка: Моя загадка: по дереву красная лисица бежит.
Внучка: Это огонь. Какой манси не знает. Вот он скачет по поленьям.
Бабушка: А и правда: языки огня похожи на лисиц, скачущих лисиц, красновато-золотистых. Огонь-загадка. огонь-сказка. Он трещит – не злится, он трещит-говорит. Много сказок знает огонь. И о том, откуда Земля пошла, и как человек на ней зажил, как появились зубастые звери, крылатые птицы, а в реках заплескались рыбы. Как образовалась нефть, которую нашли геологи в краю манси. Всё знает таёжный огонь, потому что человек жить без него не может. Летит оленевод на быстроногих оленях, но скорость его не греет. А мороз всё сильнее и сильнее, сковывает тело, ум, душу. Лишь под лапами кедра и золотого костра, вместе с чаем, оживает тело, просыпается душа и быстрей оленей летит мысль в теплую сказку жизни. В сказках отразился мир людей. Вы в этом сами убедитесь, если побываете на медвежьем празднике, там оживут все мифы и легенды, зазвучит музыка и в крылатой пляске закружатся люди.
Ведущий: Ребята, нас с вами приглашают на медвежий праздник. Согласны? Но прежде чем идти в гости, я хочу услышать, что вы знаете о народах ханты, манси, о той земле, на которой живете. Эква Пыгрись поможет мне. Да?
Эква Пыгрись: Атхунь! (Да)
Вопросы к детям:
Как называется жилище народов Севера? (чум)
Как называется меховая одежда ханты и манси? (малица)
Как называется обувь из меха оленя? (кисы)
Ведущий: А как вы знаете природу нашего края, нам поможет узнать игра.
Две команды по два человека: Ружье и сеть.
Ребенок 1 команды делает шаг и называет рыбу, водящуюся в реках нашего края.
Ребенок 2 команды делает шаг и называет животных нашего края.
Выигрывает та команда, которая быстрее подойдет к сети или ружью.
Ведущий: Ну, а теперь, вы не забыли? Нас приглашают на медвежий праздник или как правильнее сказать «медвежьи игрища».
Звучит бубен. Выходит человек, наряженный медведем, рычит, танцует.
Ведущий: Выше музыки полет!
Пол грохочет, пол хохочет,
Под ногами пол поёт!
Громче друг! Шире круг!
Посмотри в рубахе красной
Вышел парень – сокол ясный!
На лице у парня маска
Вот он топнул как медведь.
Это ж вам – медвежья пляска!
надо топать и реветь.
Вдруг раздаётся звук выстрела. Медведь рычит и медленно убегает за сцену.
Ведущий: Ребята, почему именно медведь герой праздника? Спросим у бабушки?
Бабушка: Кто такой медведь? Он не просто зверь. Для манси медведь особое существо, он Великий дух тайги, с которым можно, например. вести беседу как с человеком и который многое знает и понимает. О медведе нельзя говорить дурно или ругать его, хотя бы за глаза, а то медведь услышит и отомстит. Самой страшной клятвой у манси считается целование медвежьей лапы.
Ведущий: Но ведь убили медведя на охоте. Это грех большой, так получается?
Бабушка: Да! И нужно замолить этот грех, задобрить дух убитого медведя. Для этого и устраиваются медвежьи игрища. Семь дней и ночей длится это таёжное представление, где сказка и жизнь сливается, играя одну игру. Знаю: новая жизнь ярче и ясней, новая сказка крылатей и волшебней. Теперь молодежь развлекает голубой экран телевизора, компьютера, а не медведь косматый. А если и убьют медведя- то просто снимут шкуру, съедят мясо, о темной старине посудачат, да на том и расходятся. а я сказительница, мне без старины не обойтись. Сама я не раз бывала на таёжных игрищах. сейчас и вам о них поведаю.
Звучит национальный музыкальный инструмент, на сцене появляется стол. На нём изображена голова медведя, украшенная лентами, бусами и т.д. Стол покрыт красной скатертью.
Бабушка: представьте, что вы все сидите в чуме. Это « священный стол». На нём «сидит» медвежья голова. Стол должен стоять в переднем углу. Вдоль стен сидят на лавках люди. В доме полно народу. Все входящие в чум приносят с собой подарки для медведя, чтобы задобрить его дух.
Ведущий: Ребята, давайте, и мы поднесем медведю свои подарки.
Под музыку дети подносят медведю подарки. Дети подходят к столу и раскладывают на нём заранее подготовленные ленты, бусы, бисер и т.д.
Входит охотник, увешанный шкурами.
Бабушка: Это охотник, убивший медведя. Он отрекается. Становится лицом к голове медведя и произносит отречение.
Охотник: Не я тебя убил, длинношерстный пушистый медведь, обладающий четырьмя лапами с пятью длинными, железными когтями, не я тебя убил, а ружьё, которое купил я у плохого человека, который сделал и выдумал его. пусть твой гнев обрушится на этого человека, его детей, его собак, его чум. «Кара-юйия, кара-юйия!»
При произношении последних слов звучит бубен.
Бабушка: Отрёкся охотник, не он убил. Рады все. Теперь можно попеть, поиграть, сказки послушать, потанцевать. Настоящий танец ханты и манси должен исполняться обязательно в рукавицах.
Ведущий: (на фоне музыки)
И пошёл, пошёл по кругу, по пустому, не пыля,
Лихости на всю округу – не крутись, постой, земля!
Пляшет парень, как учили, все мы пляшем, молодцы!
Пляшем в том же самом стиле, что и деды и отцы.
Удалой хантыйский танец, подивился б иностранец.
Щедро на пол каплет пот, выше, музыка, полет!
Словно бы пурга крепчает – так отчаянно качает….
Где такое встретишь, друг? Шире круг! Шире круг!
Игра с медведем.
В центре сидит «медведь». Дети ходят вокруг него по кругу со словами: «Беру, беру ягодку, черную смородинку. Старому медведю кладу на лопатку». Затем тот, кто после этих слов стал лицом к медведю, говорит: Тали нога? Медведь отвечает: «Нет, не та» Когда медведь решит и скажет «Та нога», он вскакивает и ловит одного игрока. Игрок садится в круг на место медведя и всё повторяется.
Игра «Метание тынзяна»
На переднем плане установленные рога оленя. Два игрока поочередно подходят к рогам, на расстоянии нескольких шагов от рогов, в руках у них аркан, на конце которого большая петля. Нужно так бросить аркан, чтобы петля захватила ветку оленьего рога. кто сумел набросить тынзян на рога, тот и выиграл.
Ведущий: Весело на медвежьем празднике. Все от мала до велика принимают участие. Дети тоже веселятся по- своему. Играют, поют, загадки отгадывают. Вот послушайте, какую загадку загадала бабушка внучке.
Сценка-загадка по Ю.Шесталову «Сказки таёжного игрища»
Бабушка: Что находится над подбородком?
Внучка: Крыльцо дома.
Бабушка:Что над крыльцом дома есть?
Внучка Дверь.
Бабушка:Что над дверью?
Внучка: Над дверью – турнепс.
Бабушка:Что над турнепсом?
Внучка: Два озера с живой, сияющей водой.
Бабушка:А что над озером?
Внучка: Над озером высится белолобая гора.
Бабушка:А что на белолобой горе?
Внучка: На белолобой горе дремучая тайга раскинулась.
Бабушка:А под дремучей тайгой что?
Внучка: Под дремучей тайгой два чутких слушателя сидят.
Вслушиваются они в мир, стараются все понять.
Ведущий: А вы отгадали эту загадку-игру?
Да, это лицо, рот, глаза, уши…. Для мансийских ребятишек это обыкновенная речь! Всё просто и понятно. Таинственно и обычно. Как река, лес, небо, олени…
Бабушка: Сейчас внучата мои помогут мне испытать вас в смекалке, в догадливости, в мудрости народной. Загадают вам загадки народов ханты и манси, а вы попробуйте отгадать.
Внучка и Эква Пыгрись загадывают загадки.
Эква Пыгрись:
Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубку/лиса/
Никто не пугает, но они дрожат /листья осины/.
Божественный волшебник хлынул, щелкая брызгами, землю досыта напоил /дождь/.
Без рук, без топора построен домик /гнездо/.
Внучка:
Невидимый волшебник без рук, без ног, через речки и реки мосты строит /мороз/
В густом лесу, в темной чаще стоит мужичок с ноготок в красной шляпе /гриб/.
Коромысло с золотыми узорами через речку, через Обь перекинуто /радуга/.
Сам состоит из воды, но на воде плавает /лед/.
Ведущий: Все загадки, сказки, игры народов ханты и манси связаны с жизнью, с природой. Дети ханты и манси – будущие оленеводы. они должны хорошо уметь пользоваться тыньзяном – арканом, которым вылавливают оленя в стаде. Поэтому одна из любимых игр называется «Метание тынзяна». Любят дети и игру, которая называется «Игра с медведем».
Выходит «медведь», обращается ко всем.
Медведь: В дом с четырьмя углами ввели меня.
На священный стол в священном углу посадили.
Развлекали вечным девичьим весельем,
Показали мне вечную юношескую удаль.
Звоном серебряных денег ласкали мой слух,
Сиянием золотых колец, драгоценных камней веселили мой глаз.
Не огонь плясал – а люди. Вот какие у них танцы!
Не ручей журчал, не ветер выл – а люди пели. Вот какие у них песни!
Уши мои слышат: в деревне большой сыновья охотников меня прославляют,
Дочери охотников меня возвеличивают.
Настал хороший, божественный день!
Оказывается, я уже превратился в священного зверя. Хозяина тайги!
Бабушка: Много сказок сочинил народ, а я передаю их вам. Но много на этой земле талантливых людей, которые сами сказки и истории разные сочиняют.
Ведущий: Правильно. Ребята, сказки эти и истории записаны, чтобы вы могли сами их прочесть. Много книг есть и в нашей библиотеке. Посмотрите на наш книжный уголок. Здесь вы увидите: /обзор книг/. А теперь, ребята, вас ожидает сюрприз. К нам в гости пришла писательница Александра Матвеевна Тахтуева, которая расскажет вам много интересного о жизни ханты и манси.