Программа элективного курса истории родного края в 10 и 11 классах


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «НАЙДЁНОВСКАЯ ШКОЛА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Найденовская школа»
___________И.В.Великая _________ Л.В. Колоколова
Приказ №___от________2015__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «История Крыма»
для 10 - 11 классов
уровень: общеобразовательный
на период 2015/2016 учебного года
Составлено:
Париляк Е.М.
учитель истории
МБОУ «Найденовская школа»
Рассмотрено и рекомендовано
На заседании школьного методического
объединения учителей социально- гуманитарного цикла протокол №____от_________2015___г.
Найдёновка, 2015
Содержание
1.Пояснительная записка _______________________________________________ 3 2. Общая характеристика курса __________________________________________ 3 3. Место курса истории 6-го класса в учебном плане_________________________ 4 4.Планируемые результаты освоения истории Крыма________________________ 5 5.Содержание курса истории Крыма ______________________________________ 5 6.Тематический план____________________________________________________ 5 7.Календарно-тематическое планирование__________________________________6 - 9 8. Критерии оценки знаний учащихся ______________________________________9 - 10 9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса _________10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАнормативно – правовая база
Рабочая программа элективного курса по «Истории Крыма» для 10 - 11 классов общеобразовательной школы составлена на основе - регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; - учебной программой по истории Крыма авт. В.П. Дюличева в объеме 68 часов, - приказом Министерства образования РФ от 02.07.2002г. 2525/17 «О ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования»;- письмом МО РФ №03-51-157ин/13-03 от 20.08.03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в ОУ, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003-2004 учебный год», - приказом МО РФ №4509/49 от 05.12.2003 г. «О реализации решения коллегии МО РФ от 28.10.03 15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»;- авторской программы учителя МБОУ «Вилинская школа №1» Лищук Н.В.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, распределяет предметные часы по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.
Цели курса: привить учащимся любовь к родному краю, способствовать развитию личности, формировать интерес к изучению истории родного края, воспитывать любовь и заботу о нем и родной стране. Курс способствует более глубокому пониманию традиций национальной культуры. Через осознание основ родной культуры рождается понимание необходимости толерантного отношения к представителям других культур. Отдельные элементы курса могут быть использованы для работы на уроках истории, обществознания, литературы или как целостный элективный курс в рамках изучения краеведения.
Задачи курса:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, в соответствии с идеями толерантности и мира между людьми и народами, демократических ценностей общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в общении с другими людьми в современном поликультурном обществе.
Место учебного предмета в учебном плане:
Элективный курс «История Крыма» изучается на ступени основного общего образования в качестве предмета по выбору. Программа 10 - 11-го классов включает 68 часов (из расчета 1 час в неделю), из них в 10 классе – 34 часа, в 11-ом - 34 часа.  
Планируемые результаты:знание основ истории родного края, умение работать с различными историческими источниками, собирать информацию, критически осмысливать ее и делать выводы; любовь к родному краю и его людям, интерес к истории края, умение ориентироваться в его современности. Изучение историко – краеведческого курса способствует развитию у обучающихся основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной путем формирования и совершенствования общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности. Познавательная компетентность:способность понимать в контексте общественно – научные термины;у мение устанавливать причинно-следственные связи. Информационная компетентность:это умения искать и находить необходимую информацию для решения учебных задач;критически анализировать различные исторические источники. Гражданская компетентность:умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности.Социальная (социально-коммуникативная) компетентность:способность работать в группе;способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий.
Информация об используемом учебно-методическом комплексе:
Преподавание ведется по пособию В.П. Дюличева «Рассказы по истории Крыма» и авторским презентациям.
При реализации программы используются элементы технологий:личностно-ориентированного обучения; объяснительно-иллюстративного обучения; учебно-игровой деятельности; информационно-компьютерных технологий; традиционные технологии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.
Виды контроля:
Рабочей программой предусмотрен входной, текущий, итоговый контроль.
Формы контроля: Формами текущего и итогового контроля являются тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, работа с картой, работа с персоналиями, анализ источников, эссе, работа с документами , проект, сообщения, анкеты, интервью.
2. Общая характеристика учебного курса:
Курс построен в соответствии с Пограммой курса В.П. Дюличева «История Крыма» 6-11 классы. В условиях модернизации сферы образования в Российской Федерации главной ценностью и целью школы является создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника, его социального и гражданского становления. Значительную роль в этом процессе играет школьное историческое образование и в частности изучение региональной истории как неотъемлемой части истории России.
Программа основана на принципах историзма, системности и объективности. Прошлое родного края излагается в хронологической последовательности и взаимосвязи исторических событий. Прошлое региона рассматривается как неотъемлемая часть отечественной и мировой истории.
Логические связи данного предмета.
Содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечение мотивации, соблюдение преемственности в образовании, предпрофильной подготовки.
Внутрикурсовые и межпредметные связи (география, биология, литература, музыка, изобразительное искусство).
Место учебного предмета в учебном плане.
Элективный курс изучается с 10 по 11 класс. Общее количество часов за два года обучения – 68 часов. Реализуется за счет регионального компонента. На изучение элективного курса «история Крыма» в учебном плане школы в 10 и 11 классах отведено 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание учебного предмета, курса.
 Крым в начале XX века. Социально – экономическое и общественно-политическое развитие. Восстание в Севастополе 1905 года и его подавление. Установление Советской Власти в Крыму. Крымревком. Красный террор. Столкновения на национальной почве.Гражданская война в Крыму. Первое и второе Краевые правительства. Белый террор. Голод 1921 – 23 ггКрымская Aвтономная Советская Социалистическая Республика в 20-е-30-е годы. «Коренизация».Крым в период Великой Отечественной войны. Оборонительные мероприятия. Эвакуация, мобилизация, формирование 51 армии. Вторжение немецко-румынских захватчиков. Оборона Севастополя. Трагедия Крымского фронта. Оккупация. Сопротивление. Коллаборационизм. Освобождение. Депортация. Изменение статуса.Крымская область в составе РСФСР (1945-1954 г.г.) Восстановление. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Вхождение в состав УССР.Крымская область в составе УССР (1954-1991 годы) Социально – экономическое развитие. Химическая, оборонная промышленность. Развитие курортного комплекса.Северо – крымский канал. Развитие садоводства и виноградарства, животноводства. Планы постройки АЭС. Перестройка и ускорение. Восстановление автономии.Крым в составе независимой Украины (1991 – 2014) Репатриация крымских татар. Социально – экономические изменения и проблемы. Формирование отношений с Украиной. Деструктивные процессы в экономике.Референдум 16 марта 2014 года и вхождение в состав РФ.
Тематический план:
№ название раздела количество часов класс
1 Крым в начале XX века4 10
2 Крым в межреволюционное десятилетие 7 -
3 Крым в годы революции 1917 года и гражданской войны 11 -
4 Крым в 20-30-х гг 11 -
5 Крым в годы ВОВ 6 11
6 Послевоенное восстановление 6 -
7 Крым в период хрущевской оттепели 4 -
8 Крым в 60-80-е гг 5 -
9 Крым в 80-90-е гг 5 -
10 Крым на современном этапе 7 -
11 Резерв 4 -
Календарно – тематическое планирование
№ дата план дата факт раздел, тема тип урока формы контроля
1 -- Тема 1. Крым в начале ХХ века (10 кл) Экономическое развитие на сообщение н.зн. опрос
2 -- -- Социальные процессы. Уровень жизни комбин. опрос
3 -- -- Рост политической активности комб. работа над проектами
4 -- -- Революция 1905-1907 гг в Крыму комб. опрос
5 -- -- Тема 2. Крым в межреволюционное десятилетие нов.зн. консультация по пр.
6 -- -- Социально-экономическое развитие комб. Опрос
7 -- -- Столыпинская аграрная реформа в Крыму комб. опрос
8 -- -- Развитие промышленности комб. опрос
9 -- -- Уровень жизни населения. Быт комб. сообщения, презентации
10 -- -- Общественно-политическое движение комб. Консультация по проектам
11 -- -- ПМВ и Крым на сообщение нов. Зн. сообщения
12 -- -- Развитие культуры комб. тесты
13 -- -- Тема 3. Крым в годы революции 1917 года и гражданской войны. Февральская революция нов. зн. опрос
14 -- -- Формирование общественных орг. и политических партий комб. опрос
15 -- -- Развитие общественно-политического движения комб. семинар
16 -- -- Усиление национального движения комб. консультация по проектам
17 -- -- Установление советской власти комб. опрос
18-21 -- -- Гражданская война и интервенция комб. опрос, сообщения
22 -- -- Итоги войны комб. опрос
23 -- -- Повторительно – обобщающий урок контрольный защита проектов
24 -- -- Тема 4. Крым в 20-30 гг. Восстановление экономики нов. зн. -
25 -- -- Политика военного коммунизма в Крыму комб. опрос
26 -- -- Образование Крымской АССР комб. опрос
27 -- -- Развитие края в условиях НЭПа комб. опрос
28 -- -- НЭП в Крыму комб. опрос
28-29 -- -- Национально-культурное развитие комб. сообщения
30 -- -- Социально-экономическое развитие края комб. опрос
31 -- -- Экономика во второй половине 20-30-х гг комб. опрос
32 -- -- Общественно-политическая жизнь края в 30-е гг комб. опрос
33 -- -- Развитие культуры комб. сообщения, тесты
34 -- -- Резерв -- --
№ дата план дата факт раздел, тема тип урока форма контроля
1 -- -- Тема 5. Крым в годы ВОВ. (11 класс )Планы фашистской Германии относительно Крыма сообщ.зн. --
2 -- -- Вторжение немецких войск в Крым Комбинирован. опрос
3 -- -- Оборона Севастополи. Движение сопротивления. Оккупационный режим комб. сообщения
4 -- -- Освобождение Крыма комб. подготовка к созданию проектов
5 -- -- Депортация. Переименование. Изменение статуса Крыма комб. опрос
6 -- -- Крымская конференция «Большой тройки» комб. консультация по проектам
7 -- -- Тяжелейшие последствия войны комб. опрос, тесты
8 -- -- Тема 6. Послевоенное восстановление. Переход к мирной жизни нов.зн. опрос
9 -- -- Восстановление городов и промышленности комб. презентации
10 -- -- Восстановление и развитие сельского хозяйства комб. опрос
11 -- -- Самоотверженный труд населения комб. сообщения
12 -- -- Общественно-политическая жизнь комб. опрос
13 -- -- Трудности возрождения науки и культуры лекция тесты
14 -- -- Тема 7. Крым в период хрущевской «оттепели». Новое общественное настроение нов. зн. консультация по проектам
15 -- -- Развитие промышленности комб. опрос
16 -- -- Трудности в развитии сельского хозяйства комб. анкетирование односельчан
17 -- -- Социальная сфера, культура и духовная жизнь контрольный презентации, сообщения
17 -- -- Тема 8. Крым в 60-80-е гг. Общественно-политические изменения на сообщ. нов. зн. опрос
18 -- -- Развитие промышленности комб. опрос
19 -- -- Противоречивые процессы в сельском хозяйстве комб. опрос
20 -- -- Уровень жизни и быт населения комб. анкетирование односельчан
21 -- -- Культура и духовная жизнь комб. тесты
22 -- -- Тема 9. Крым в 80-90-е гг. Курс на перестройку и ускорение нов. зн. опрос
23 -- -- Деструктивные процессы в экономике комб. опрос
24 -- -- Общественно-политическая обстановка в Крыму комб. подбор материалов из архива газеты «Огни Маяка»
25 -- -- Распад СССР и его последствия для края комб. опрос
26 -- -- Провозглашение независимости Украины и Крым комб. тесты
27 -- -- Тема 9. Крым на современном этапе. Общественно-политическая ситуация в нач. 90-х гг на сообщ. нов.знан. опрос
28 -- -- Автономная республика Крым комб. опрос
29 -- -- Проблемы развития экономики комб. консультация по проектам
30 -- -- Социально-экономическое развитие на рубеже веков комб. опрос
31 -- -- Развитие культуры и духовная жизнь на полуострове комб. рефераты
32 -- -- Уровень жизни и быт крымчан в начале века комб. интервью
33 -- -- Основные события 2000-х гг. Вхождение Крыма в состав РФ комб. тесты
34 -- -- Резерв -- --
Критерии оценивания.
Знания учащихся оцениваются в случае, если учебным планом его преподавание рассчитано на 2 года.
Оценка «5» ставится, если ученик: 
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. 
Оценка «4» ставится, если ученик: 
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик: 
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик: 
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 
5. Полностью не усвоил материал.
6. Отказался  ответить по теме по неуважительной причине.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В.П. Дюличев Программа курса «История Крыма»
В.П. Дюличев Рассказы по истории Крыма, Симферополь «Бизнес-информ», 1997
Д. Прохоров, Н. Храпунов Краткая история Крыма, Симферополь, Издательство «Доля», 2013
История Крыма Крыма с древнейших времен до наших дней (в очерках), Симферополь, «Атлас-компакт», 2005
Авторские презентации по курсу истории Крыма
ПК