Урок русского языка в 5 классе по теме Типы речи. Повествование

Технологическая карта урока русского языка

Информация: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 села Ильинка Узловского района
Класс: 5 Б МБОУ СОШ № 1, количество учащихся – 28 человек Учитель : Лепехина Ирина Владимировна, учитель I кв. категории
Тема : Типы речи
Цель: углубить знания о типе текста повествовании: узнать признаки таких текстов, научиться отличать от других, развивать собственную речь.
Задачи:
- развивать умение учащихся работать в группе;
- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;
- развивать речь уч-ся.
Вид занятия: урок – изучение нового материала.
Подготовка, оформление и оборудование:
- произвольное деление ребят на 4 группы;
- записи на доске (тема, опорный конспект урока);
- разноцветный раздаточный дидактический материал для детей по группам, компьютерная презентация, медиапроектор.

Ход урока


Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1
Оргмомент
Приветствует детей, проверяет готовность к занятию
Настраиваются на активную работу



2
Актуализация знаний
При помощи системы вопросов вводит в тему, вызывает интерес
Отвечают на вопросы, вспоминают изученный материал, формулируют цель урока

3
Аналитическая работа с притчей «Отец и сыновья» Л.Н. Толстого
Задаёт вопросы, помогает формулировать выводы, фиксирует на магнитной доске составляющие кластера-алгоритма
читают текст, отвечают на вопросы, формулируют выводы, делают опорный конспект урока

4
Составление рассказов – повествований по сюжетным картинкам на основе русских народных сказок
Предлагает восстановить последовательность развития действия по картинкам из русских народных сказок
Работа в группах: вспоминают сюжеты сказок, готовятся рассказать одну по картинкам, рассказывают, делают вывод о возможности «раскадровки» повествования

5
Сочинение-миниатюра рассказа-повествования по сюжетным картинкам
Предлагает раздаточный материал (сюжетные картинки нескольких рассказов), ставит задачу: написать по картинкам рассказ повествование из 6-10 предложений
Работа в группах:
Строят из картинок текст-повествование, сочиняют рассказ











6
Выступление пар детей с получившимися рассказами
Организует слушание и анализ текстов рассказов
Представляют свои работы, анализируют работы товарищей

7
Итог урока, рефлексия


Задаёт вопросы, подводит детей к выводу по уроку, задаёт дом. задание
Делают вывод по уроку, выбирают дом. задание












Конспект урока «Типы речи: повествование»

Оргмомент.
Приветствие, настрой на рабочий лад, пожелание успеха, визуальное знакомство с классом
Прием Сократа «Три «да»
За окном морозная погода? (Да)
У вас хорошее настроение?(Да)
Вы настроились на работу? (Да)

-Здравствуйте, ребята! Какие вы все взрослые, красивые. Я очень рада, что мне выпала возможность провести конкурсный урок именно в вашем классе. Давайте поприветствуем наших гостей. Я уверена, что у нас все получится!


Актуализация знаний.
Сегодня у нас урок, на котором мы продолжим изучать нашу речь, следить за законами её употребления и, конечно, продолжим работу над формированием собственной речи.

- Какие формы речи вы знаете?
Пишем- письменная форма речи, говорим - устная

- Какие виды речи вы знаете?
Послушайте, пожалуйста:

Яма
- Яму копал? - Яма сыра?
- Копал. – Сыра.
- В яму упал? - Как голова?
- Упал. – Цела.
- В яме сидишь? - Значит, живой?
- Сижу. – Живой.
- Лестницу ждешь? - Ну, я пошел домой.
- Жду.
(Диалог)
-Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц)

Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у нее круглое, и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие. Если она сидит у окна и солнечный луч сбоку светит, падает маме прямо в глаза, - хрусталики ее горят, словно прозрачные камушки. Мама моя добрая, злой я ее никогда не видел. Даже когда мама сердится, она все равно добрая.(Монолог)

- Что такое монолог? (речь одного человека)

-Перед вами опорная схема типов монологического высказывания (слайд с анимацией)

Типы речи

Повествование Рассуждение (почему?)
(что делает предмет?)
Описание (каков предмет?)


-Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с типом речи – повествование

- Давайте обратимся к целям нашего урока? (на слайде)
--расширить знания о повествовании;
-- узнать признаки таких текстов;
--попробовать самим составлять тексты-повествования (слайд )

Аналитическая работа с притчей «Отец и сыновья» Л.Н.Толстого
(слайд 6)
-Сейчас мы с вами будем учиться строить схему - кластер, в котором будет заключаться основная информация о типе речи - повествовании

- Поможет нам в этом притча (небольшой рассказ с нравоучительным характером) Л.Н.Толстого «Отец и сыновья». У каждого из вас он перед глазами

(выразительно читает учитель):

Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали, и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья - вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.

- Ребята, что имел ввиду отец?
-Возьмите, пожалуйста, карандаши или ручки и подчеркните в тексте глаголы – действия отца и сыновей.


Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой
(слайд – текст притчи с подчеркнутыми глаголами) один зачитывает, другие поправляют
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит:
- Сломайте его!
Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит:
- Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет.



Составление кластера:
-- Итак, этот текст относится к типу речи повествование
Крепится на доске

повествование

-- Этот текст называется повествованием, потому что рассказывается о событии – как отец учил сыновей быть дружными - и перечисляются действия отца и сыновей)

--Что возвышается над текстом? (Заглавие, название)
-- Что отражено в заглавии сказки: тема или идея?


Крепится на доске

Название




- Как развиваются действия? (действия развиваются последовательно, одно за другим, и обязательно завершаются)
Крепится на доске


Название
Повествование


Начало Развитие действия Конец

- Исходя из такой последовательности действий, выделяем 3 основные части



Название
Повествование


Начало Развитие действия Конец

Вступление Основная часть Заключение (вывод)
- Давайте посмотрим, какие вопросы мы будем задавать к каждой части

- Обратимся к тексту Толстого

- Посмотрите, как начат текст у Толстого? Задача любого рассказчика состоит в том, чтобы быстро ввести слушателя в суть дела. Начало – это вход, который не должен быть загромождён ничем лишним, оно должно заинтересовывать: о ком говорится в тексте? Мы задаем вопрос Кто?
Отец учил сыновей жить в согласии
И что же? – спрашиваем мы себя.

Название
Повествование


Начало Развитие Конец

Вступление Основная часть Заключение (вывод)

Кто? Что делает? Чем закончилось?
Где?
Когда?
Как?


Работа с текстом над основной частью
Содержание повествования: (слайд )

Что делает? Учит сыновей
Где?
Когда?
Как?


- Прочитайте последнюю часть притчи, в которой отец напутствует своих сыновей. (Отец говорит:. )


- заключением может быть не только последнее действие героя, но и вывод из этих действий.

Схема-кластер готова
- Итак, анализируя притчу Толстого, что мы узнали о повествовании?
Отвечают дети по кластеру
1. Что у такого текста есть или может быть заглавие
2. Что повествование состоит из 3-х основных частей, в которых отражается последовательность действий героя (смена кадров, как в кино)
3. Что повествование отвечает на определённые вопросы


-Вы немного устали, давайте приведем наши светлые головы в порядок, активизируем мыслительную деятельность для следующих заданий

ФИЗМИНУТКА (можно под музыку)

Дети комкают листочки А4, затем их расправляют. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки расставлены в стороны.


Составление рассказов – повествований по сюжетным картинкам на основе русских народных сказок
- А сейчас давайте обратимся к произведениям устного народного творчества - русским народным сказкам.

Задание: Восстановите ход событий сказок по сюжетным картинкам. (Каждой группе предлагается набор картинок по одной из сказок: «Курочка Ряба», «Лиса и журавль», «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц»)
Выступления детей, доказательство принадлежности этих текстов к повествованию

- Почему художник, изображая эти сказки, не обошёлся одним рисунком, а сделал к каждой сказке несколько «кадров»? (п.ч. нельзя последовательность действий изобразить на одном кадре, чтобы изобразить текст – повествование, нужно несколько кадров)


5. Сочинение-миниатюра рассказа-повествования по сюжетным картинкам

- Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому. Каждой группе предлагается из сюжетных картинок написать текст – повествование из 6-10 предложений на определённую тему. Рассказы должны быть представлены в классе после 5-7 минут работы)
(работа может сопровождаться музыкальным сопровождением – тихая лиричная мелодия)
Выступление капитана группы с получившимися рассказами

Оценивание работ учащихся!!!!


- Подведём итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? Что вы сегодня узнали нового? Что вам особенно понравилось. Ребята, я хочу, чтобы события сегодняшнего дня запомнились вам, как минимум, до Нового года, а знания, полученные в ходе урока, помогли вам в будущем строить правильные связные тексты.
- Мною были подготовлены разноцветные капельки со стихотворением, которым и должен закончиться сегодняшний урок. Я хочу, чтобы эти капельки прочно влились в ваш океан знаний.


7. Рефлексия







По цвету, выбранному детьми, определяем настроение в процессе урока. Красный – уверенность в себе, активность в процессе урока, творческий потенциал; Синий – концентрация внимания, взаимопонимание, изобретательность; Зеленый – гармония, душевность, здоровье; Желтый - любознательность, стремление познавать окружающий мир, дарит чувство юмора

Выставление оценок!!!!

8. Домашнее задание
- Выберете для себя домашнее задание, выполняя которое, вы продолжите работу над темой сегодняшнего урока:

Найти текст повествование и доказать, что это повествование (списать, выделить части)
Написать текст по типу речи повествование (6-10 предложений) на свободную тему, используя материалы кластера


Спасибо за сотрудничество и понимание!








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815



О чем – то хочешь рассказать?
Глаголов нужно больше взять,
Что происходит, описать,
Картинок множество создать.





Объект 115