Психологизм романа Ф.М.Достоевского


«Я не психолог,- говорил о себе Достоевский, – я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Существо человека троично и состоит из тела, души и духа На духовном уровне человек сосредотачивается только в экстремальных ситуациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного определения для себя цели и смысла своего существования Духовный уровень и делает Достоевский предметом пристального анализа ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА На духовном уровне принципиальное различие в характере исчезает, становится не важным. В кризисные моменты жизни психология самых разных людей унифицируется и почти совпадает. Так объясняется «однообразие» характеров у Достоевского и столь распространенное в его романах «двойничество». ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА Испытание души и мыслей героя –смысловое и эмоциональное ядро романа, к которому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персонажей. ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА Специфика сюжетных построений романаКризисное состояние героевДинамика сюжета ведет героев от катастрофы к катастрофе, лишая их твердой почвы под ногами (цепь катастроф) ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА Умалчивание в данных случаях применяется Достоевским именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние героя становится настолько противоречивым и сложным, смутным, что по-другому это уже изобразить нельзя. Умалчивание намекает на неисчерпаемую глубину, тем самым ещё более усиливая психологическое напряжение. ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА Монологи показывают сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помогают читателю глубже узнать внутренний мир героя. РОМАН-ПОЛЕМИКА Каждый герой выступает как отдельная, уже сформировавшая свои взгляды личность, утверждающая за своей идеей право на существование.Голос автора не выделяется из общего хора в романе, а звучит наравне со всеми. Герои Достоевского говорят словами и действиями, а сам автор – художественными средствами. Точка зрения Н. Бердяев разглядел в произведениях Достоевского понимание философских, психологических, атеистических признаков русских бунтарей: "Русские сплошь и рядом бывают нигилистами - бунтарями из ложного морализма. Русский делает историю Богу из-за слезинки ребенка, возвращает билет, отрицает все ценности и святыни, он не выносит страданий, не хочет жертв. Но он ничего не сделает реально, чтобы слез было меньше, он увеличивает количество пролитых слез, он делает революцию, которая вся основана на неисчислимых слезах и страданиях...»