Технологическая карта урока по изобразительному искусству на тему: Образ русского человека в произведениях художников


ОБраз русского человека в произведениях художников
Цели деятельности педагога Сформировать представления о понимании красоты народного костюма в русской культуре, создать условия для развития интереса к истокам искусства Руси, развивать чувство уважения к своей культуре, формировать эмоционально-ценностное отношение к традициям русского народа
Задачи: Закрепить умение изображать портрет человека, закрепить навыки работы с цветом.
Развивать потребность детей в творчестве.
Формировать у учащихся художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и имровизацию.
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательныерезультаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о культуре Руси, получат возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «декор», «композиция», познакомятся с творчеством выдающихся русских художников.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, понимают красоту женского народного костюма
Методы и формыобучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, кокошник, лобная повязка, портрет, образ, цвет, тон, композиция
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: www.kkorovin.ru, www.nearyou.ruНаглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: «Народный праздничный костюм», Б. Кустодиев «Сенокос»; И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; К. Коровин «Северная идиллия; Венецианов «На пашне»
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)
Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: бумага, гуашь, кисти, салфетка, стаканчик-непроливашка
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы организациисовзаимодействияУниверсальныеучебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный
момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое-
нию изучаемого материала Здравствуйте, ребята, тихонечко сядет первый ряд, второй ряд, третий ряд.
Проверяет готовность обучающихся
к уроку.
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-
нально выражают свое отношение к стихотворению Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться Устные ответы
II. Изучение нового материала Словесно-иллю-стративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Красота человека».
Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». – Ребята, я попрошу вас сейчас закрыть ваши глаза и представить себе такую картину. Долгий зимний вечер. Тихо потрескивает в светце лучина. От ее огня мечутся в темных углах горницы таинственные тени. Недалеко от печки свернулась в клубок кошка. Вдруг в жарком пламени печи громко треснет полено, и снова тихо. В этой комнате находится бабушка и ее внучка. Негромким голосом бабушка начинает рассказывать о былых временах, о красных девицах, о добрых молодцах. Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способностьк эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осо- Устные ответы.
А закончит она свою сказку, смотришь, а за разговором то варежку связала, то платочек вышила. А внучка, как бы ни была интересна сказка, краем глаза примечала, как бабушка веретено держит, как нитку заправляет, как узоры составляет. Открой те глазки и обратите внимание на слайд.
Прошло время. Вот уже к повзрослевшей внучке пришли женихи свататься. Вышла к ним девица в таком наряде, что вся деревня сбежалась посмотреть на нее. Значит, не прошли даром ненавязчивые бабушкины уроки. Обратите внимание на наряд царевны. Из чего он состоит?
знанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществля-
ют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте женского образа в произведениях художников-иллюстраторов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недос-
таточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм».
Работа с иллюстрациями картин. – По одежде, узорам, платью, по головному убору и обуви можно было узнать, откуда приехал тот или иной человек, как он живет, семейный ли он. И все это благодаря простым крестьянским мастерицам, которые из поколения в поколение передавали свое умение создавать русский народный костюм.
– Ребята, а кто может сказать, как выглядит русский костюм?
– С первого взгляда наряды – женскийи мужской костюмы – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, порты (штаны), головной убор.
Но если внимательно присмотреться,
то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самым лучшим.
Архангельская губерния
Рязанская губерния
Уральская губерния
– Давайте рассмотрим картины художников, изображавших русский люд.
Борис Кустодиев «Сенокос».
– Картина была написана в 1917 г.
На картине показан тяжелый крестьянский труд. Во что одеты крестьяне?
Какая цветовая гамма преобладает
в одежде?
Илья Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»
(1784 г.).
Обратите внимание с каким достоинством, она на нас смотрит. Отвечаютна вопросы.
Просматрива-
ют материал презентации
и отвечают
на вопросы. Просмотр фрагмента презентации «Народный праздничный костюм». – Во что одета крестьянка? Перечислите детали костюма.
– Какой цвет преобладает в костюме?
– Отличается ли крестьянская одеждана первой картине от представленной здесь? Почему? Отвечаютна вопросы. Фронтальная работа Устные ответы.
Константин Коровин «Северная идиллия».
– Картина была написана в 1886 г.
Художник точно передал костюмы крестьянок Тульской губернии, почувствовав их декоративность.
– Во что одеты девушки? А пастушок?
– Что украшает головы людей?
– Какие цвета преобладают в одежде?
– Праздничные костюмы крестьян отличались от повседневных. Они щедро декорировались (украшались), чтобы выразить свое представление о празднике и счастье. Отвечаютна вопросы.
Устные ответы
Физкультминутка.
Пауза общего воздействия Рябинка
На холме стоит рябинка, Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх.)
Ей не просто жить на свете – Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнется, Не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.) Выполняют упражнения III. Творческая практическая
деятельность Выполнение рисунка человека
в русском народ-
ном костюме(мужской или женский образ – по выбору).
Музыкальный фон: Академический русский народный оркестр
имени
Н. П. Осипова «Любимая балалайка» Сегодня мы станем на один урок художниками и изобразим костюм, который носили на Руси.
Но прежде чем мы приступим к выполнению работы, давайте вспомним– правила работы с материалами и инструментами:
1.Краски должны лежать сверху, ближе к рабочей руке.
2. баночка с водой должна стоять посередине парты.
Кисточке в воде не оставляем, хорошо вымываем их.
Вы должны проявить творческую фантазию и умение работать. Приступаем.
Выполняют творческую
работу Индивидуальная работа Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой
деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют свою работу.
Коммуникативные: зада-
ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения фигуры крестьянки
или крестьянина; строят индивидуальную деятель-
ность в полном цикле: ставят цели, анализируют ситуацию, планируют, практически реализовывают, получают готовый продукт Наблюдение.
Выполнение творческой работы
IV. Выставка работ и анализ обучающихся, и эстетическая оценка. Просмотр рисунков товарищей. Ребята, кому я сказала, выйдите к доске. Посмотрите, какие интересные работы получились у ваших товарищей. Какого ты нарисовал, выразительный образ, интересная композиция, интересное цветовое решение… Показ работ. Фронтальная работа. Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства. Просмотр работ.
V. Итог урока.
Рефлексия Обобщающая беседа – Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– О чем может рассказать нам русский народный костюм?
– Из каких элементов состоит русский народный костюм?
– Какой цвет особенно любили на Руси?
– Какими головными уборами украшали голову? Рассматривают работы, оценивают работу свою
и одноклассников, сравнивая их Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания с оценкой увиденного в произведениях русского искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу Устные ответы