Мастер-класс урока Колокола России


Мастер - класс Урок музыки,
учителя музыки Москвитиной Р.Н.
Конспект урока в 5 классе.
Тема урока: «Колокола России».
Цели урока: - познакомить учащихся с историей колокольного искусства на Руси;
- создать познавательную ситуацию для пробуждения интереса и
Активного восприятия изучаемого материала.
Задачи: - образовательная – расширить представления детей о назначении колоколов;
- развивающая(творческая) – научить различать основные виды колокольного звон; научить моделировать ритмическое сопровождение из предложенных ритмов; развивать ассоциативно – художественное восприятие школьников.
- воспитательная - пробудить интерес к православной культуре, духовному наследию своего народа.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – исследование , урок – презентация.
Музыкальный материал: звоны - благовест, трезвон ,Красный звон;
М.П.Мусоргский - «Великий колокольный звон» из оперы «Борис
Годунов»; А.Морозов «Малиновый звон».
Новые понятия : кампанелла , зонница.звонарь ,колокольня .перезвон ,
Благовест ,Красный звон.
Оборудование: фонозаписи музыкальных произведений ; компьютер; проектор для мультимедийных слайдов; тексты песен; фортепиано и ноты; заготовки колокольчиков из бумаги разных цветов;
слайды с изображением храмов ,колоколов.
Предварительная работа:
Учащиеся распределены по трем исследовательским группам.
Каждой было дано задание:
Группа 1 – познакомиться с историей Царь – колокола;
Группа 3 – собрать сведения о колоколе нового храма Сергия
Радонежского пос. Краснозоринский;
Группа 3 – найти информацию о колоколе – инструменте симфонического оркестра.
Интернет – ресурсы:
Ход урока:
Слайд 1 – эпиграф (на фоне звучания колоколов):
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Тихая долина отгоняет сон,
Где то за дорогой замирает звон…
С.Есенин.
Введение в тему:
Учитель: Как хорошо в этих поэт Есенин передал ощущение тишины и покоя, состояние легкой печали!
Как вы думаете ,ребята , о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Ученики: О колоколах.
У.: Совершенно верно. Наш урок будет посвящен замечательному явлению в русской культуре – колокольному звону и тема его так и называется «Колокола России».
Скажите ,пожалуйста.можно ли назвать колокола музыкальным инструментом?
У –ки: Да,потоме чтоткогда звонят колокола,то в их звоне можно услышать мелодию.
У. Правильно и сегодня на уроке нам нужно решить следующие задачи:
Постановка учебных задач перед учащимися:
- когда появился колокольный звон и где он звучал
- какие виды бывают колокольных звонов;
- какое место он занимал и занимает в жизни нашего соотечественника ;
Слайд 2 (текст)
Колокола появились на Руси еще в древние времена .По преданию , в 6 веке один монах ,живший в Италии заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав ,он прилег на траву и задремал .Сквозь сон он услышал удивительный музыкальный перезвон, от которого болезнь стала уходить…Когда он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок - колокольчик. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка ,отлив из металла. По – итальянски цветок –«кампана» .От этого слова происходит название предмета,,созданного монахом, - кампанелла ,по – русски – колокольчик. На Руси отлив колоколов сперва заказывали иностранцам .Но в 15 веке русские мастера сами овладели секретом изготовления кампанелл и вскоре превзошли своих западных коллег и по красоте и по качеству звона колоколов
У. Как вы думаете .для чего первоначально служили колокола?
(ответы детей)
Слайд 3 (текст)
- 1.Звоном указывали заблудившимся в ненастье путникам.
2.Звоном оповещали о какой – нибудь опасности: приближении врага,пожар,(набатный колокол).
3.Звоном собирали народ на народное собрание – вече( в Великом Новгороде).
4.В трагические для Родины дни звоном созывали народ на защиту Отечества.
У. Молодцы ,ребята ,ваши ответы практически совпали с тем ,что было написано на слайде 3 .А как вы думаете ,где размещают колокола?
У – ки: Для колоколов строят специальные сооружения ,их называют колокольни или звонницы.
У: Почему колокольня - -понятно .а почему звонница?
У-ки: Потому что оттуда льется звон.
У: Как называют человека ,который звонит в колокол?
У- ки : Звонарь.
У: Колокольни строили высокими , и поэтому звон колоколов был слышен на большом расстоянии. Самая известная колокольня России находится на территории Московского Кремля . это колокольня Ивана Великого.
Слайд 4: колокольня Ивана Великого.
Как вы думаете,строительство колокольни – ето простое или трудное дело?
(ответы учеников
У: Действительно ,очень трудное. Звонницы – это деревянные щиты под навесом .куда прикреплялись наборы колоколов разного размера ,каждый из которых звенел своим голосом. Представьте себе, на колокольне Ивана Великого в 4 – х ярусах находятся 37 колоколов! Существует легенда ,что когда Наполеон вступил в Москву, то решил взорвать эту колокольню . По его приказанию под нее подложили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв,колокольня взлетела вверх , а потом опустилась на прежнее место ,целая и невредимая.
Спайд 5 : колокола Слободский, Ростовский,Безымянный,Даниловский.
У: Ребята , а вы знаете ,какой колокол самый большой?
У- ки: Царь – колокол.
У: Пусть о Царь – колоколе расскажет исследовательская группа 1.
У- ки: (Презентация учащихся группы №1). Слайд 6: Царь – колокол.
У: У нас в Краснозоринском Муниципальном поселении на колокольне построенного храма Сергия Радонежского недавно был установлен колокол.Об этом расскажет исследовательская группа 2.
У-ки: (Презентация учащихся группы №2) фото храма Сергия Радонежского.
У: К колоколам на Руси относились ,как к живым существам. Им давали имена и прозвища: Гариил ,Ревун.,Медведь ,Широкий ,Сысой.
Слайд 7:колокола Медведь ,Лебедь , Широкий .Глухой.
У: Как вы думаете ,с чем связаны имена колоколов?
У- к: С характером звука – у каждого колокола свой особенный голос .тембр.
У: А от чего зависит тембр колокола?
У-к: От его размера.
У: Действительно, размер определяет высоту и силу звучания колокола: большие имеют густой и мощный звук ,а маленькие звенят нежно и звонко.
И звоны колоколов бывают разные.От чего они зависят?
У-ки: от церковного события.
У: Ребята .а как вы думаете ,в чем предназначение колокольного звона сегодня?
Слайд 8(текст)
- возвещать о богослужении ,созывать к богослужению;
- выражать торжество церкви и ее богослужения;
- возвещать не присутствующим в храме о службе и призывать их соединить свои молитвы к Господу с молитвами находящихся в храме.
У: Действительно, в церковном Уставе (это свод правил) говорится о разных видах звонов: благовест и собственно звон.
Слайд 9 (текст):
Благовест (ударение на первый слог) – одиночные удары в большой колокол.
Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.
Перезвон – поочередные удары( от одного до семи в каждый колокол) от большого колокола к малым.
Перебор – по одному удару в каждый колокол от малого к большому.
Перед воскресными службами и в праздничные дни за благовестом следует трезвон в несколько колоколов.
Есть особенный художественный звон для самых больших праздников. Его называют Красным (красивым) ,а в народе – серебристым или малиновым.
Прежде говорили: «От звона воздух малинового цвета».
У: Как вы думаете, на какой праздник используется этот звон?
У-к: На Пасху.
У: Верно, в старину был такой даже обычай: на Светлую Седьмицу всю неделю на колокольню пускали всех желающих позвонить в колокол.
Я вам приготовил музыкальную загадку.Послушайте внимательно и определите, какой это вид звона?
Фонограмма: звучит благовест,перезвон ,Красный звон.
У: Чтобы запомнить звон и при случае повторить ,надо было его записать. А как?
Нотной записи тогда еще не существовало. И звонари стали придумывать разные попевки ,например: «Пеки блин – дров нет ,пеки блин - дров нет»(медленно четвертными и половинными длительностями) , « Амы вас обокрали , а мы вас обокрали» (быстрее) , « А мы знаем ,да не скажем , а мы знаем ,да не скажем»(еще быстрее).
Ребята , хотите попробовать себя в роли звонарей?
(учащиеся произносят попевки и одновременно выстукивают звоны).
У: Как вы думаете , могут ли композиторы использовать звучание колокола при создании музыкальных произведений?
У-ки: Да.
У: Для этого был придуман специальный инструмент , в состав которого входит набор колоколов. Этот инструмент так иназвали: колокол. Он входит в состав симфонического оркестра.
Об оркестровом колоколе нам расскажет исследовательская группа 3.
У- ки:( Презентация группы №3 ) Слайд 10: изображение музыкального инструмента - колоколов.
У: Колокольный звон имел очень большое значение для русской музыки. Звоны можно было услышать в операх М.П.Мусоргского «Борис Годунов», А.П.Бородина «Князь Игорь».
Ребята ,давайте вспомним , в каких знакомых произведениях мы уже слышали колокольный звон?
У-ки: В кантате С.Прокофьева «Александр Невский» . в хоре «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
У: Сегодня мы с вами послушаем «Великий колокольный звон» из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
(слушание музыки).
У: Какие чувства испытали вы ,слушая эту музыку?
(ответы детей).
У: К колоколам в давние времена относились как к людям , они тоже имели свою судьбу.
В 1478 году по приказу московского князя Ивана 3 в Великом Новгороде сняли вечевой колокол ,чтобы перевезти его в Москву. Легенда гласит , что по дороге ,на одном из крутых Валдайских склонов ,сани с колоколом резко покатились вниз,колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие колокольчики ,которые так и стали называть – валдайские. Красивая легенда ,правда? И сегодня такой колокольчик прозвенит у нас на уроке:
(предоставление всем желающим ученикам прозвенеть валдайским колокольчиком)
У: С давних времен колокольный звон стал мерилом праведности и добра. В старину говорили так: «Звон хорош ,а грешника приводит в дрожь!», « Голос чище звона…», «Слава .что звон»,то есть достойно высшей похвалы. Встречать колокольным звоном кого либо считалось величайшей честью.
Колокола - это символ России. Не случайно говорят: «Когда звонишь в колокол,душа становится светлее… В наше время специально устраивают праздники колокольной музыки.Чаще всего они проходят в городах ,которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале,Владимире .Ростове Великом. Тогда целый день в городе звучат колокола , и над родной землей плывут волшебные переливы…
Итог урока:
Сегодня вы ,ребята, хорошо потрудились. Все ваши презентации и ответы достойны отличных оценок. Но большей наградой будет ,если в ваших душах еще долго будут звучать голоса сегодняшнего колокольного звона – голоса радости ,чистоты и добра. У вас на партах лежат фигурки бумажных колокольчиков разных цветов: от мрачного до самых ярких. Выберите ,пожалуйста, цвет настроения сегодняшнего урока:
(учащиеся поднимают в большинстве колокольчики малинового цвета, что является рефлексией урока).
В заключении мне хочется , чтобы и у нас в классе зазвучал красивый Малиновый звон вместе с песней А.Морозова ,которую мы разучили на прошлых уроках.
Сайд 10: фото храмов «Золотого кольца» на фоне звучания песни «Малиновый звон».

Конспект урока музыки,
проведенного учителем музыки Москвитиной Р.Н.
Конспект урока музыки в 6 классе.
Тема урока: - «Торжество чувств и красота природы в опере Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка».
Цель урока: - раскрыть красоту русской природы и ее влияния на формирование чувств героев оперы «Снегурочка».
Задачи урока: обучающие – формирование умения находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
Развивающие - развитие умений и навыков музыкально - эстетического самообразования, умения обобщать полученные знания;
- Развитие умений вокально – хоровой деятельности;
Воспитательные – воспитание любви к русской национально культуре, эмоциональной отзывчивости к музыке,
потребности в музыкальных переживаниях.
Музыкальный материал: фрагменты из оперы «Снегурочка»: - Вступление к опере «Снегурочка»,; тема Весны .Песни и пляски птиц; лейтмотивы Леля; фрагмент ариозо Снегурочки( сцена Прощания) и заключительная сцена оперы из финала 4 действия.
Эпизод «Масленицы» из фрагмента фильма «Снегурочка».
Оборудование и материалы:
тексты пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»;
компьютер и проектор для мультимедийных слайдов;
телевизор, видеомагнитофон;
раздаточный материал: тесты;
Фортепиано, тексты песен. ноты.
Ход урока:
На экране слайд 1 - заставка театрального занавеса
У (сокр. Учитель) :Здравствуйте .Ребята!
(Звучит вступление к опере «Снегурочка»)
Вы догадались, о каком музыкальном произведении пойдет речь сегодня на уроке? (ответы учеников)
( на экране в цифровом режиме слайд – шоу появляются портреты А.Н.Островского и Н.А.Римского – Корсакова( слайды 2, 3 )
Совершенно верно ,сегодня будет снова звучать чарующая музыка Н.А.Римского – Корсакова. Мы проведем обобщающий урок по теме « Торжество чувств и красота природы в опере Н.А Римского – Корсакова «Снегурочка», написанную по одноименной сказке А.Н.Островского.
(на экране появляется тема урока – слайд 4)
У: На уроках музыки мы не раз отправлялись с вами в удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок – сама жизнь ,окружающая природа,мечты человека.
И сегодня я предлагаю начать урок с песни «Мир , в котором мы живем» (стихи М.Пляцковского, музыка Б.Савельева)
Как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? О чем поется в ней?
Уч (учащиеся): Нас ждут в жизни чудеса , мир вокруг прекрасен ,только надо уметь видеть и слышать это.
У: Сегодня мы попытаемся проникнуть в сказочную страну берендеев в опере «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова ,написанную по сюжету пьесы А.Н. Островского в 1881 году по мотивам устного народного творчества(песен, обрядов, игр, быта) нашего народа.
Постановка задач ,углубление в тему:
У: какой герой пьесы (оперы) является олицетворением народной мудрости?
Уч.: Берендей.
(на экране: И,С.Козловский в роли Берендея, эскиз декорации В.А.Васнецова «Палаты Берендея» - слайд 5)
У.: Как о своем народе говорит царь Берендей?
( Работа с текстом: учащиеся находят и зачитывают ответ на поставленный вопрос.
Текст: действие 3.начало.)
У.: Так же смотрел на народ и мудрый сказочник Н.А.Римский – Корсаков.Сюжет пьесы Н.А.Островского давал возможность композитору воспеть богатство народных обычаев, обрядов в гармонии с красотой природы.
- Какой древний русский обряд показан в опере7
Уч.: Обряд Масленицы . Проводы зимы.
У.: Посмотрите обряд Масленицы из фильма «Снегурочка»
( Показ фрагмента из фильма «Снегурочка» эпизода «Масленица»)
Все действующие лица оперы имеют сои постоянные темы – характеристики(лейтмотивы). Даже картины природы( птицы,светлячки,деревья ) имеют свои лейтмотивы. Они одушевлены и очеловечены.
- Какие звучат темы?
( плеер компьютера озвучивает файлы: Тема Весны, песни и пляски птиц)
Уч.: Музыка передает голоса птиц: кукушки, кобчика ,дятла и настоящий петушиный крик. Композитор писал оперу, живя в деревне , и интонации своих тем он черпал у звуков природы.
У.: В каком номере оперы дается характеристика Снегурочки?
Уч: В арии «С подружками по ягоды ходить»
У.: Я с удовольствием исполню фрагмент арии .
(иллюстрация учителем фрагмента арии под фортепиано)
- В какой форме написана ария?
Уч.: В трехчастной форме – АВА.
У.: Какая мелодия в 1 –й части - А?
Уч.: Мелодия легкая ,игривая, изящная. Снегурочка резвая ,шаловливая. Ее манят людские песни.
У.: Какая мелодия во 2 –й части – В? О чем в ней поется?
Уч.: Мелодия спокойная ,напевная. Снегурочка мечтает ,какие песни людей она принесет отцу Морозу зимой.
У.: Почему ария написана в трехчастной форме – АВА ?
УЧ.: 3 –я часть закрепляет утверждение 1 –й: у людей Снегурочке будет жить интересней.
У.: Каким образом Снегурочка предстает в начале оперы?
Уч.: она лишена человеческого тепла. и это мы слышим с помощью флейты.
У.: В канун Ярилина дня ,праздника Солнца ,какие две подлинно народные песни поет молодежь. и к какому жанру они относятся?
Уч.: Молодежь поет хороводную песню « Ай , во поле лпенька» , плясовую – «Купался бобер».
У.: Давайте исполним фрагменты этих песен.
( исполнение песен)
У.: Песня какого героя написана в стиле хоровых народных песен и является одним из лучших номеров оперы? Что олицетворяет этот образ , и какой музыкальный инструмент сопровождает его?
Уч.: Третья песня Леля. Лель – это олицетворение вечного искусства музыки , песенного творчества народа. Появление Леля сопровождается переливами соло кларнета ,воспроизводящего напев пастушьего рожка ,композитор использовал настоящие пастушеские наигрыши.
( На экране фото Е И.Збруевой в роли Леля – слайд – 6 . исполнение лейтмотива Леля).
У.: В какой музыкальной форме написана песня ?
Уч.: В куплетно – вариационной.
У.: Сколько разделов в куплете , и каков характер музыки этих разделов?
Какие изобразительные моменты , указывающие на связь Леля с природой . появляются в песне?
Уч.: В куплетно - вариационной. 1 – й раздел «Туча с громом» – мелодия медленная , протяжная, речитативного характера. 2 – й раздел « То- то цветики возрадуются» - мелодия танцевальная. 3 – й раздел «Лель мой…» - мелодия задорная , веселая. Связь Леля с природой появляются с помощью подражания раскатам грома в тремоло литавр и каплям дождя ( « Вспрыснем землю весенним дождем») в пиццикато скрипок.
У.: Какая сцена является кульминацией действия оперы?
Уч.: Сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает.
У.: Что воспевает Снегурочка в сцене таяния , в своем последнем ариозо? Какая это музыка?
( звучит фрагмент ариозо из оперы)
Уч.: Воспевает великую силу любви. Восторженно благодарит Весну за ее чудесный дар – чувство , которое у нее пробудилось к Мизгирю. Музыка светлая ,мечтательная.
У.: Каков финал оперы? Какая музыка в заключительном хоре?
Уч.: Музыка торжественная ,величавая. Это гимн Солнцу - источнику света и жизни на земле.
( с компьютера на экран подается видеозапись заключительной сцены из оперы).
У.: Снегурочка – это утро любви .утро судьбы народной. Торжественный гимн Яриле - музыкальный итог оперы ,подготовленный всем ее ходом.
Итог урока:
У.: Вот мы и побывали с вами ,ребята, в сказочной стране берендеев.
Итогом сегодняшнего урока будут ваши ответы на тест, в котором вы должны поставить + напротив правильных ответов.
( учащиеся работают с тестом. Проверка теста также в режиме слайд- шоу. Правильные ответы - на экране).
У.: Молодцы! Большинство ребят справились с заданием успешно. Ваши ответы по тесту и активная работа в процессе всего урока ответили на тему сегодняшнего урока : « Красоту природы .торжество человеческих чувств с наибольшей силой и яркостью показывает опера «Снегурочка». Музыка Римского – Корсакова проникнута любовью к людям . к природе , верой в красоту человека.
Давайте закончим урок любимой песней «Живет на свете красота».
( стихи М.Пляцковского, музыка Ю. Антонова. Исполнение песни).
Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Аплодисменты предназначаются , в первую очередь, учащимся ,получившим «5» за урок.( Выставление оценок). Домашнее задание: сочинить счастливый финал образа Снегурочки.
ДО свидания.
( На экране слайд занавеса ,а на его фоне звуковой файл аплодисментов).