Мастер-класс по изобразительному искусству Монотипия

Мастер класс «Монотипия – источник открытий чудных»
Цель: знакомство педагогических работников с использованием
нетрадиционных техник рисования на занятиях по рисованию с
детьми младшего школьного возраста
Задачи:
· Познакомить с нетрадиционной техникой рисования: монотипия;
· Обучить технике выполнения фрактальной монотипии.
Показать способы по развитию атмосферы творческого поиска для
наиболее полного раскрытия образа
Наглядность:
Рисунки детей
Материал:

Основные этапы мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Подведение итогов.
4.Рефлексия
1. Теоретическая часть
В начале Монотипия – (от гр. мonos – один и typos - отпечаток) – вид печатной
графики, в котором с каждой пластины можно получить только один
отпечаток.
Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!
Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук
на стенах своих пещер... Монотипия – (от гр. мonos – один и typos - отпечаток) – вид печатной
графики, в котором с каждой пластины можно получить только один








Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...


Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.


Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: англичанин Уильям Блейк (1757-1828) , француз Эдгар Дега (1834-1917) ,
соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).


Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой (1865-1941),
заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени





художницы. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.



В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии. Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать «Эвклидом ХХ века». Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок - фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи ,
на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.

В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин





«фрактальная монотипия».
Фракта
·льная моноти
·пия (англ. fractal monotype) вид фрактальных рисунков, которые получены методом монотипии.

Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц










и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия
Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом.
Материалы и инструменты.

Покончив с историческими хрониками приступим к материальной части нашего вопроса. Итак, как уже говорилось ранее, монотипия считается графической техникой.

Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде в зависимости от задач.
Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.



Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника , кисти, мастихины , различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами . Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову.


Направления развития монотипии.

Настала очередь рассказать об основных стилистических направлениях в монотипии.

Первый способ, из самых простых, его еще называют «фрактальная монотипия».

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ.

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное : перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Ну и шестой способ смешанная техника.

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........
Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии наверное, самое захватывающее из всего действия!

Монотипия навсегда войдет в Вашу творческую жизнь и принесет много приятных творческих мгновений!

Удачи и новых открытий!

Евгений Ковальчук.
Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказумостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях
изобразительной деятельности, способствуют развитию творческих
способностей детей дошкольного возраста. Существует много техник
нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому
ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок
собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный
рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, а
нетрадиционные техники рисования способствуют этому.
Использование при рисовании с детьми техники
«монотипия»(отпечаток со стекла) помогает ребенку более смело и свободно
овладеватьработой с цветом - передаче характера, настроения путем смешения
цветов.
тура мастер-класса «Возможности монотипии»
Как для учителя рисования: монотипия помогает легко и непринуждённо научить детей рисовать, избавить от страха испачкать бумагу и т.
д. Т. е. развивает чувство, цвета, воображение, фантазию т.д. и т.п. – качества необходимые художнику.
Примеры: на рисунках детей вы видите прогресс в работах. У них получается лучше то, это, другое
Кроме этого красочно и необычно оформленные выставочные, конкурсные работы
Как для классного руководителя, для внеклассной работы учителя: монотипия помогает расслабиться, вызывает приятные эмоции, снимает напряжение и т. д. и т. п., мотивация на выполнение коллективной работы
Примеры в работах детей. Примеры использования на практике (упомянуть свой классный час – сделать акцент, для чего использовалась монотипия).
Для совместной работы с психологом, в целях коррекционной, психотерапевтической, в комплексе проведения арт-терапевтической работы
В этом случае Монотипия схожа с психологическим тестом «Пятна Роршаха».
Может использоваться в области психологии цвета – тест Люшера. Только обязательна консультация и руководство специалистом психологом. Можно делать только общепринятые выводы о выборе цвета, что дети видят в получившихся формах, но ни как не ставить психологический диагноз!!!
Практическая работа.
Обсудить и раздать методику организации упражнений по монотипии (взять из инновационного проекта в Приложении)
Фантазия художника щедра. Она нам дарит столько неожиданного! Представь, насколько жизнь была бедна, Коль не было бы в ней чудес невиданных.. --------------------------------------------------------------------
Приемы работы: изобразительные техники Монотипия Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» - «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново. Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с дошкольниками и младшими школьниками может быть модифицирована. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток - дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа. Известная всем работникам детских садов «кляксография» - это тоже вариант монотипии.
 Занятия монотипией - это самостоятельное создание учащимися оригинального, практически неповторимого оттиска на листе бумаги состоящего из случайного сочетания форм, цвета, ритма, обладающего сложной графической фактурой - аналог "пятен Роршаха" - используемых в психологии как тест для выявления особенностей восприятия. На примере этого, одного из многих, заданий первого года занятий можно проследить направленность и пути экологически-художественного образования.
Задание интересно своим внутренним потенциалом, оно привлекательно для детей и взрослых, поскольку предполагает:
создание сложного изображения при посильной простоте изготовления; рассматривание необычного, при котором происходит естественная концентрация внимания; включение воображения и ассоциативного мышления, обусловленное "похожестью" того или иного силуэта, пятна на определённый объект действительности; создание эмоционального состояния радости, переживаемого в процессе узнавания; выявление увиденного обводкой карандашом, фломастерами, подкраской, дополнение силуэта необходимыми деталями - если это собачка, то нужно проследить глаза, ушки, хвост и т. д., что требует и точного следования контуру пятна и активизации памяти и создает определенные навыки; высвобождение образов сознания и подсознания, создающее терапевтический эффект; переживание чувства удовольствия от непременно успешно выполненной работы.
В то же время это задание обеспечивает педагогу возможность проследить акценты восприятия учащегося и корректировать дальнейшую индивидуальную работу с ним.

Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1мђ Заголовок 115