Статья по использованию здоровьесберегающих технологий

Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках английского языка с УМК WAY AHEAD

Здоровье человека – тема актуальная для всех времен. В школе закладываются основы культуры здорового образа жизни личности как части общей культуры человека, отражающей его состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психическом здоровье.
Что же такое здоровый образ жизни? Это:
Благоприятное социальное окружение;
Духовно-нравственное благополучие;
Оптимальный двигательный режим;
Закаливание организма;
Рациональное питание;
Личная гигиена;
Отсутствие вредных привычек;
Положительные эмоции.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя – задача особой важности. Их применение осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, благодаря им учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, развитие его саморегуляции, становление самосознания и активной жизненной позиции формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Какие же здоровьесберегающие технологии применяются при работе с учебниками серии Way Ahead? Мы пользуемся в своей работе данными учебно-методическими комплексами в течение нескольких лет и не можем, в первую очередь, не отметить, насколько методически и психологически (с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся) составлено данное учебное пособие.
Конечно, как бы ни был хорош учебник, какие бы современные технологии он ни предлагал, ведущая роль отводится учителю, его энтузиазму, его профессиональной грамотности, его любви к детям, к своей профессии. Поэтому все мы должны помнить слова Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов!».
“Well began is half done”, - так звучит английская пословица. Поэтому начать мне хотелось бы с первого уровня данного учебника. Очень важно, чтобы каждое занятие было связано с решение какой-либо коммуникативной потребности. На данном этапе мы только начинаем формировать у детей коммуникативные навыки и очень существенным является формирование интереса у детей. На одном из первых занятий при обыгрывании диалога «Знакомство», детям предлагаются маски главных героев книги Тома, Энди и Мэг, что значительно повышает заинтересованность и участников разговора, и остальных детей в классе. После чего аналогичный диалог составляется уже непосредственно между детьми. Таким образом, процесс обучения для учеников оказывается не менее интересным, чем результат. А атмосфера занятий обеспечивает ответственную свободу, при которой осознается важность соблюдения всех указаний учителя и при этом отсутствует боязнь и создается готовность сотрудничать с учителем.
Создатели учебника предусматривают создание комфортного психологического климата на уроках. С огромным интересом дети выполняют упражнения на аудирование. Они слушают и показывают рисунки; звуковые эффекты подсказывают им, правы ли они в выборе рисунка. После вторичного прослушивания ученикам предлагается назвать предметы самим. Например, a red doll, a blue doll и т.д.
Конечно же, ученики начальной школы должны двигаться, в том числе на уроках. Двигательная активность детей на уроке способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Одно из подобных упражнений мы хотели бы предложить вашему вниманию. Авторы учебника предлагают выполнять это задание, стоя в кругу под музыку.
You put your left hand in,
You put your left hand down.
You put your left hand in
And shake it all about.
You do the hokey cokey,
And you turn around.
Не забыли авторы и о воспитании потребности личной гигиены. Упражнение, которое хотелось бы привести в качестве примера, является частью темы Join the smile club, в которой учащиеся знакомятся с правилами ухода за зубами и тем, какая пища является полезной и вредной для зубов.
При том, что данная тема не является слишком увлекательной сама по себе, позитивный настрой ощущается и здесь. Кроме того, что при выполнении разнообразных упражнений учащиеся усваивают необходимую для них практическую информацию, они закрепляют использование новой лексики.
It isn’t any trouble just to S – M – I – L – E,
It isn’t any trouble just to S – M – I – L – E,
So smile at any trouble, it will vanish like a bubble.
It isn’t any trouble just to S – M – I – L – E.
Здоровьесбережение – это не только цель, но и средство достижения высокой эффективности образования и воспитания. И применение здоровьесберегающих технологий помимо огромного воспитательного значения имеет важнейшую практическую направленность. Более того, при работе с УМК Way Ahead учителю не требуется искать какие-либо дополнительные приемы мотивации учащихся. Урок является зоной психологического комфорта. У детей поддерживается положительное отношение к себе, уверенность в себе, в своих силах, доброжелательное отношение к окружающим, создается особый микроклимат в коллективе. Этому служат упражнения, воспитывающие позитивное мышление у учащихся.
Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только естественным образом служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы класса – развитию личности учащегося. Особенно привлекают возможности проектной деятельности и индивидуального творчества ребенка. Каждый уровеньWay Аhead предлагает выполнение четырех проектов в течение учебного года. Так, в Way Ahead 6 запланированы следующие проекты:
1. Моя страна (разделы 1 – 5). Дети сначала решают, в какой форме они представят свой проект (схема, альбом, газета). В группах решают, что именно будет содержать их проект для последующего сбора фактов, рисунков, фото. Ими может быть собрана информация о населении, географических характеристиках, известных местах, известных событиях, людях и так далее.
2. Забота об окружающей среде. По мере прохождения материала дети составляют опросный лист для проведения интервью среди своих друзей и знакомых. Каждая группа работает по своей тематике. По результатам их работы они выпускают одну большую газету How environmentally friendly you are?, в которой они не только приводят полученные от социологического опроса данные, но и выдвигают свои предложения по улучшению окружающей среды. Причем, как правило, это касается своего двора и территории школы.
Ко всем учебникам Way Ahead имеются CD ромы, в каждом из которых 40 заданий – игр (по 2 – к каждому блоку). Эти CD ромы могут использоваться как для классной работы с интерактивной доской, так и для домашней работы детей с компьютером. Упражнения исключительно интересны. А так как эти диски дети получают в подарок, при покупке учебников, они являются прекрасным подспорьем в работе учителя. Домашние задания становятся не только не обременительными, но и увлекательными. Дети так заинтересованы в прохождении этих игр, что работают с ними самостоятельно, уходя далеко вперед изучаемого на уроках материала.

Литература

1. Голышкина И.В. Изучаем английский играя. Волгоград, «Учитель», 2007.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. ИЯШ № 1, 1994.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., «Народное образование», 1998.
4. Carol Read. 500 activities for the primary classroom. Macmillan Books for Teachers, 2006.
5. Printha Ellis, Mary Bowen. Way Ahead 4. Macmillan, 2005.



15