Статья Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ


Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.
Выступление Денисовой Н. Г.
Как известно, цель курса ОБЖ – дать учащимся научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация современных тенденций образования: «Научить жить здесь и теперь», «Формирование способности жить в условиях постоянных перемен».Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Процесс обучения становится основным средством развития личности. Ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные мотивы: учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда (напряжённых поисков, преодоления сложностей, прохождения пути от озарений и догадок до решений). Это становится возможным в процессе творческого взаимодействия учителя и ученика на каждом уроке, активизации познавательной деятельности учащихся с помощью определённых методов и приёмов. Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении и использование в работе проблемно-диалогической технологии, имеющей когнитивный характер и обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
В сфере преподавания курса ОБЖ находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «открытия» нового знания, поскольку этот процесс организуется посредством определённых сочетаний методов, приёмов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию выше указанных способностей учащихся, их познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определённых методов и приёмов.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопрос для исследования. Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо вопрос для исследования.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы:
1. побуждающий от проблемной ситуации диалог
2. подводящий к теме диалог
3. сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.
Обязательными условиями использования выше перечисленных методов и приёмов является:
– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие,
– учёт уровня знаний и опыта обучающихся;
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений - правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремлённости, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос --начинает работать мышление. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путем проб и ошибок.
Данный метод постановки учебной проблемы требует последовательного осуществления следующих педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждения к формулированию учебной проблемы;
- принятия предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.
Представим это в виде таблицы:
Таблица 1 . Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения о фактах;
- Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?
о теориях:
- Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
- Какова будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3.Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью - Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено - Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Например, на уроке ОБЖ при изучении в 6 классе
темы «Определение места для бивака и организация бивачных работ»
Я предлагаю учащимся ряд фотографий или картинок с пейзажами различных местностей. Это может быть как раздаточный материал, так и вывести их на экран через компьютер. Работа выполняется в парах.

Учитель - По каким признакам можно разбить эти картинки на группы? Какие есть варианты?
Ученики - По временам года, по видам пейзажа, наличие воды и т.д.
Учитель - А теперь разбейте их на две группы с точки зрения туриста. Что у вас вызвало затруднения? Почему у каждой парты получился разный результат?
Какова же тема урока сегодня?
Выход из проблемной ситуации
- Чем же эти места привлекательны для туристов? По каким признакам вы выбирали место стоянки?
Ученики – Здесь красиво, есть вода, ровная площадка, защищенность от ветра, наличие дров и т.д. Туристы могут остановиться и разбить лагерь.
Учитель - Так что же такое «бивак»?
Ученики- Это туристический лагерь, место остановки туристов.
Учитель – Выделите основные признаки, по которым туристы выбирают место для своего лагеря.
Учитель – Каждая группа (парта) составит памятку «Как выбрать место для бивака».
Или приведу другой вариант начала урока в 7 классе
по теме: «Наводнения, причины и возможные последствия наводнений» Тема урока на доске не написана.
Учитель- Сегодня вы будете сдавать блиц-экзамен по предмету ОБЖ. На столе лежат билеты с вопросами, возьмите любой билет и начинайте готовиться.
Ученики берут билеты с заданиями:
Билет 1. Охарактеризуйте причины наводнений: паводок и половодье, дайте сравнительную характеристику.
Билет 2 Охарактеризуйте причины наводнений: заторы и зажоры на реках по способам их возникновения.
Билет 3 Дайте характеристику причинам наводнений: «ветровому нагону» и прорыву плотин.
В классе поднимается гул.
Учитель- Почему вы не смогли выполнить задание?
Ученики- Мы этого не проходили.
Учитель- Так давайте выделим тему урока и вместе подготовимся к экзамену.
Приведу еще один пример применения данной технологии на уроке ОБЖ в 7 классе по теме «Раны, виды ран и их характеристика»
Учитель входит в класс в белом халате с врачебным чемоданчиком в руке. 15240206375 Сразу же прием «яркого пятна».
Учитель – Как вы думаете, что может означать мой наряд?
Что находится в чемоданчике? Какие у вас есть версии?
Принимаются любые версии, даже абсурдные. Их можно одним словом записывать на доске: лекарства, бомба, еда и т. д. Подростки «накидают» много версий.
Учитель – Хотите, проверим правильность ваших мыслей?
Учитель достает из чемоданчика: нож, шило, стекло (осколок от бутылки), молоток, игрушечный пистолет, игрушку-собачку, топорик.
Удивление учащихся.
Учитель - Как вы думаете, что это может означать? Что объединяет эти предметы?
Опять идут версии учеников. Кто-то из ребят произнесет слово «рана», что этими предметами можно пораниться.
Учитель – Определите же тему урока.
Выход из проблемной ситуации
Класс делится на несколько групп, по количеству видов ран. Каждой группе дается свой предмет. Задание для групп: охарактеризовать рану, нанесенную данным предметом и придумать ей название. Можно сделать характеристику по плану, но я предпочитаю дать ребятам свободу мысли. Если класс не сильный или С(К)К можно упростить задание, назвав группам вид раны, а они сами выбирают свой предмет.
1гр.- резаная; 2 гр. – рубленная; 3 гр. – укушенная; 4 гр. – огнестрельная и т.д.
По мере выступления групп на доске появляется схема:
ушибленные
резаные
колотые
рубленные
огнестрельные
рваные
раны
укушенные


2. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Суть подводящего диалога заключается в том, что в процессе последовательного выполнения заданий и ответов на вопросы учащиеся приходят к формулированию темы урока и выведению нового знания. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока.
5 класс тема урока: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения»
Учитель Ученики
- Прочитайте слова на доске
- Распределите слова в два столбика
- Почему в 1 столбик вы объединили именно эти слова?
- Над какой темой будем работать? Читают: дорога, пожар, транспорт, ураган, водитель, проезжая часть, обочина, затопление и т.д.
- 1 столбик: дорога, транспорт, проезжая часть, водитель, обочина
- 2 столбик: пожар, ураган ит. д.
- Относятся к дорожному движению
-Дорожное движение, безопасность дорожного движения
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Пятиклассники любят решать ребусы, отгадывать загадки, шарады. Тему «Пожарная безопасность» им можно представить в виде следующего задания – «яркого пятна»:
соотнеси буквы и цифры в двух таблицах, восстанови утверждение, согласись или опровергни его (читать без помощи рук, отслеживая последовательность глазами). Зашифровано: Не шути с огнем.
2
12
6
9
5
7
1
11
4
8
3
10
е
м
и
г
т
с
н е
у
о
ш н
Учитель – Почему нельзя легкомысленно относиться к огню? К каким последствиям может привести шалость детей с огнем? Совершенно верно, к пожарам. Сегодня мы изучаем тему «Пожарная безопасность»
Прием актуальности
5 класс тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»

Учитель - Ребята, вспомните свой утренний путь из дома в школу.
- Сколько дорог вы переходили? А кем вы являлись, переходя дорогу?
- А кем являются люди, изображенные на рисунке? Почему вы так думаете?
- Правильно ли они переходят проезжую часть?
- А в районе нашей школы вы видели такой знак? Что он обозначает?
Вот сегодня мы и поговорим о безопасности пешеходов.
Общая модель проблемно – диалогического урока изучения нового материала представлена Е. Л. Мельниковой
Модель не жесткая. В рамках каждой темы возможны существенные вариации, при сохранении основных этапов
Цели урока по линиям развития личности средствами предмета Отбор обязательного минимума содержания урока по принципу минимакса
1-я линия развития - формулировка в виде умения – чему учить детей!
2-я линия развития …
!!! К каждому уроку не обязательны все линии – только ведущие 1.Взять перечень обязательных знаний и умений на конец года (программу)
2.Отобрать те информационные единицы, которые впервые вводятся в теме данного урока – это и будет минимум!
3.Выделить в материале параграфа (текст, илл.) те части, где содержаться информационные единицы минимума.
4.Спланировать урок с использованием, прежде всего, этой обязательной части параграфа, а все остальное – как максимум – использовать, если хватит времени.
Этапы урока
(Время) Учитель
(наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) Ученики
(ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) Доска и оборудование
Создание проблемной ситуации
= 5-7 минут Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):
- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения
- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!
- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).
- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений
- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание? - Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих фактах
Формулирова-ние проблемы - Какой у вас возникает вопрос (проблема)? // Что предстоит выяснить? - По-разному формулируют вопрос Основной вопрос записывается
Версии
+ 2-3 минуты - Какие у вас есть версии решения проблемы? - Предлагают версии, принимаются и абсурдные От проблемы стрелками ключ.слова
Актуализация имеющихся знаний
Планирование деятельности
+ 5-10 минут - Что мы уже знаем по этой проблеме?
Здесь и везде используются:
Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).
Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).- Что нужно узнать для решение проблемы? - Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)
- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть) Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п.
План действий:
1…,
2…, …
Поиск решения (открытие нового знания)
+ от 10 до 20-25 минут - Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:
- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)
- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. - Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»- Выполняют задания на новый материал (всем классом)
- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме Ответы – преодолевающие учебную проблему фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п.
!!! Принципиально важно при этом :1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь. Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».
Выражение решения. Применение нового знания.
+5-10 мин. / Д/з- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок и т.п.) - Обобщают, делают вывод по проблеме
- Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание Графическое выражение решения проблемы может использоваться как основа для работы
Домашнее задание Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Мы вместе идем по одному пути. Дети открывают и осваивают новые знания, учатся думать, выражать свои мысли.
Технология проблемно-диалогического обучения является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т. е. реализуемой на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.