Презентация на тему Применение арттерапии в работе с детьми с РАС


ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМАвтор: Зарькова Е.Н. Цель: изучение метода арт-терапии  на основе коррекционно-развивающей работы с детьми с РДА Задачи:Рассмотреть теоретические основы метода арт-терапииИзучить способность детей с РДА к изобразительной деятельностиПроанализировать применение сказкотерапии в работе с детьми с аутизмом.Проанализировать применение рисуночных методик в работе с аутичными детьмиПроанализировать арт-терапевтические занятия, проводимые с детьми с РДА. Понятие о синдроме раннего детского аутизма Аутизм - отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой. К.С.Лебединская Аутизм, возникший у ребенка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). РДА — это совокупность нескольких видов проявлений, в число которых входят аутизм, различные аффективные проявления, агрессия. Понятие о синдроме раннегодетского аутизма Впервые термин «аутизм» был использован немецким психиатром Эйгеном Блейлером в 1911 г. для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией. Американский детский психиатр Лео Каннер первым описал синдром раннего детского аутизма в 1943 году. Независимо от Л. Каннера, австрийский педиатр Ганс Аспергер описал состояние, названное им аутистической психопатией. В России первое описание аутизма в детском возрасте было представлено С. С. Мнухиным в 1947 году. Классификация МКБ-10 F84. Общие расстройства психологического развитияF84.0 Детский аутизмF84.01 Детский аутизм, обусловленный органическими заболеваниями головного мозгаF84.02 Детский аутизм вследствие других причинF84.1 Атипичный аутизмF84.1.1 Атипичный аутизм с умственной отсталостьюF84.1.2 Атипичный аутизм без умственной отсталостиF84.2 Синдром РеттаF84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возрастаF84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениямиF84.5 Синдром Аспергера Метод арт - терапии Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека). Термин "арт-терапия" (терапия искусством) ввел художник Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству. Метод арт - терапии Виды арт-терапии Изотерапия (рисунки, лепка, квиллинг, аппликация) Библиотерапия (в т.ч. сказкотерапия) - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.МузыкотерапияТанцевальная терапияКуклотерапияДраматерапия Задачи арт-терапии 1. Развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия)2. Нормализация эмоционального фона, высвобождение негативных эмоций.3. Облегчение процесса лечения (психотерапии, коррекции) в качестве вспомогательного метода.4. Развитие эстетических качеств, визуального восприятия произведений искусств.5. Снижение напряжения путем обсуждения различных конфликтных ситуаций, гнетущих переживаний.6. Побуждение ребенка к самостоятельному творчеству. Показания к применению Особо эффективен метод арт-терапии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, у которых отмечаются относительно легкие варианты детского аутизма, сохранено понимание речи, нет глубокой задержки интеллектуального развития. Наиболее эффективными в работе с аутистами считаются такие арт-терапевтические методы, как сочетание сказкотерпии с рисованием, а также куклотерапия. Особенности изобразительной деятельности детей с РДА 1. Детей нужно постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность. 2. Основное внимание при этом обращается на процесс работы, а не его результаты, то есть, изобразительную продукцию. 3. Рисунки создаются на основе шаблона. 4. Дети с РДА не проявляют интерес к обсуждению рисунков, как только заканчивают их создание. Сказкотерапия Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для формирования личности ребенка, стимулирует развитие воображения, развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. Через сказку ребенок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, навыками самообслуживания, добром и злом, познает окружающий мир. Сказкотерапия 1 этап - Ознакомление детей с определенной тематикой (Цветы, Животные)2 этап - Показ кукольного спектакля – сказки3 этап - Беседа об увиденной сказке, пересказ сказки педагогом4 этап - Пересказ сказки ребенком Изотерапия Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о первоначальных и универсальных символах. Бумагокручение (квиллинг) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки полосок бумаги. Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине) Аутизм в искусстве Аутизм в искусстве Аутизм в искусстве Аутизм в искусстве Человек дождя (фильм)Антон тут рядом (документальный фильм о ребенке-аутисте)Связь (телесериал)Другая (телесериал о ребенке-аутисте Антаре)Тэмпл Грандин (фильм)Аманда Беггс (аутист-писательница)Ирис Юханссон (аутист-писательница) Заключение Арт-терапия дает положительный эффект в работе с аутичными детьми, где вербальный контакт затруднен. Детям легче выразить свое настроение, переживание с помощью цвета и других изобразительных материалов. Они могут использовать изобразительную деятельность, как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с ней. Спасибо за внимание!