Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья


Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья Основные направления использования искусства в коррекционной работе ПсихофизиологическоеПсихотерапевтическоеПсихологическоеСоциально-педагогическое Арт-терапия — это что такое? Арт-терапия (АТ) — это метод лечения, основанный на привлечении взрослого или ребенка к занятиям творчеством и на восприятии им готовых предметов искусства. Выделяют активную и пассивную арт-терапию. Первая предполагает побуждение к самостоятельному творчеству, пассивная — основана на использовании уже существующих произведений искусства. Также она может быть групповой и индивидуальной. Технологии арт-терапии Арт-терапия проводится в специально оборудованном помещении и в присутствии арт-терапевта. В современной медицине технологии арт-терапии включают в себя различные школы и направления, иногда по-разному понимающие суть дисциплины и с различных сторон объясняющие ее лечебные эффекты....  В связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка с проблемами в развитии при коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия. Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. В качестве терапии средствами искусства целесообразно применять прикладные виды искусства. Можно порекомендовать задания. Педагог предлагает детям задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала.  Можно также использовать сочетание некоторых видов работ. И, наконец, можно порекомендовать совместное творчество (вязание, вышивание и т. п.), предоставив детям большую самостоятельность в выполнении работы.  Наиболее благоприятным для решения коррекционных и реабилитационных задач является изображение художественных образов, позволяющих ребенку реализовать все преимущества искусства и творчества.  Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко. Артпедагогика Артпедагогика (художественная педагогика) по отношению к специальному образованию — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства. Основные функции артпедагогики культурологическая образовательная воспитательная коррекционная Арттерапия Имеет несколько значений: - рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; - как комплекс арттерапевтических методик; - как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики; - как метод. Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами. Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. КатарсистическаяРегулятивнаяКоммуникативно-рефлексивная Так в наших группах для детей с ОВЗ всегда были особенно популярны «Творческие мастерские, «Мастерилки», наполненные разнообразными материалами для творчески-продуктивной деятельности детей. Кроме того, А. И. Копытин выделил четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:1. Принцип использования разнообразных материалов.2. Принцип создания условий.3. Принцип посредничества взрослого человека.4. Принцип использования специфических приемов в арттерапевтической практике. Реализация этих принципов находит отражение, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с ОВЗ. Особый акцент мы делаем на: работу с нитками, вязание крючком, вышивку, бисероплетение, узелковое плетение. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере. Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем узелковое плетение. Арт-терапия посредством занятий различными видами НДПИСоздание выставок действует положительно на психологическое состояние детей, подчеркивает значимость их в обществе Результативность:Сформировался интерес к НДПИ, возросла потребность в детском творчестве, поделки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.Укрепилась мелкая моторика рук.Расширился словарный запас.Родители стали принимать более активное участие в жизни детей. Перспективы:Продолжать работу по развитию мелкой моторики детей с ОВЗ через артпедагогику.Расширять работу с социумом.Продолжать участвовать в конкурсах детского творчества.Распространять свой опыт работы.