Конспект занятия с применением здоровьесберегающей технологии по методу В.Ф. Базарного в декоративно-ррикладном творчестве


Конспект занятия
«Народная текстильная кукла-закрутка»
По общеразвивающей образовательной программе
«Школа рукоделия»
Художественной направленности
с применением здоровьесберегающей технологии
Разработала:
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ г. Можайск
Кононова Татьяна Викторовна
Общеразвивающая образовательная программа: «Школа рукоделия»
Год обучения: 1-стартовый уровень
Тема занятия: «Народная текстильная кукла-закрутка» на примере куклы «Колокольчик»
Форма занятия: групповая
Цель: познакомить учащихся с народными традициями в изделиях декоративно-прикладного искусства и бытового дизайна на примере изготовления текстильной куклы, а также показать возможности здоровьесберегающей технологии для рационального чередования учебной деятельности.
Задачи:
Предметные:
-познакомить учащихся с историей возникновения народных кукол-закруток;
-расширить знания о видах декоративно-прикладного творчества и натуральных, экологически чистых материалах, применяемых для изготовления народных кукол;
-развитие мелкой моторики рук и внимательности
Метапредметные:
-воспитание творческого начала, сотрудничества и взаимопомощи;
-учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
-с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты
Личностные: -соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм;
-воспитывать любовь к народному творчеству и культурному наследию своего народа, терпение, трудолюбие, аккуратность, внимание;
-развивать творческое мышление, воображение и прививать навыки работы по созданию народной игрушки;
-высказывать свои чувства, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения результатов трудовой деятельности
Методы, применяемые на занятии:
Словесные-рассказ, беседа;
Наглядные-демонстрация образцов кукол и приемов работы;
Практические;
Игровые;
Репродуктивные
Тип занятия: комбинированный
Педагогическая технология: здоровьесберегающая с использованием режима динамической смены поз, упражнения на зрительную координацию, упражнения на мышечно-телесную координацию
Продолжительность занятия: 2 часа
План занятия:
1.Организационная часть 2 минуты
2.Эмоциональный настрой 3 минуты
3.Беседа: « Народная кукла » 5 минут
4.Знакомство с традиционными народными куклами:
просмотр слайдов, образцов кукол, материалов из натурального
волокна, применяемых для изготовления кукол, мастер-класса 15 минут
5.Подбор нужного материала и тканей для работы, заготовка 4 квадратов
Х/б ткани разных цветов и вырезание из них кругов 20 минут
6.Физминутка (пальчиковая гимнастика) 2 минуты
Динамическая пауза 8 минут
7.Изготовление текстильной куклы 25 минут
8.Физминутка (гимнастика для глаз) 2 минуты
9.Подведение итогов, рефлексия 8 минут
Оборудование и материалы
Для педагога: образцы различных народных текстильных кукол, DVD диск, образцы натуральных х/б тканей, лен, ситец, плакат-схема для зрительно-двигательных упражнений для глаз
Для учащихся: три лоскутка х/б ткани, один белой, лоскуток треугольной ткани для платка, нитки, ножницы, тесьма для украшения, маленький колокольчик
Ход занятия
1.Организационная часть:
-сообщение цели и темы занятия
2 Эмоциональный настрой проверка готовности к занятию ( у детей на столе кусочки ткани, лен, хлопок, под ногами коврик с пуговицами для массажа ног);
3.Беседа «Народная кукла»
Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире. Добре и красоте. Кукла считалась знаком человека, игровым символом. Тема нашего занятия: «Тряпичная кукла-закрутка». Сегодня мы познакомимся с несколькими видами кукол-закруток, их местом в быту и способом изготовления одной из них.
Издавна тряпичные куклы делились на три вида: обрядовые, игровые и обережные. Обрядовые куклы заменяли живых людей в обрядах, к примеру Соломенная Масленица, которую сжигают, чтобы скорее пришла весна. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому лоскутки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Лица на таких куклах не изображали. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундучка волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. В наряде куклы всегда должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья и радости. Еще считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм.
Сегодня интерес к народному творчеству велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гулянья (проводы Зимы, Масленица, Рождественские праздники), в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма, обережные и тряпичные куклы являются украшением интерьера в доме.
4.Давайте познакомимся с некоторыми народными куклами и посмотрим выставку кукол и слайды. Учащиеся встают и ходят смотрят наглядные образцы кукол, которые расположены в разных местах кабинета. Затем просмотр слайдов, которые комментирует педагог:
-старинная магическая колыбельная кукла Бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель.
- Вепсская кукла. Эту куклу матери делали своему ребенку, чтобы она согревала колыбельку и отводила порчу. Девушки делали такую куклу и выставляли ее в окно-это означало, что пора выходить замуж. Вепсская кукла олицетворяет собой образ замужней женщины, кормилицы.
- Мартинички. Это маленькие нитяные куколки, которые олицетворяли праздник весны, так как весна начинается в марте. Их вязали парами: из белых ниток-символ уходящей зимы, из красных-символ весны и лета. Такие пары кукол развешивали на ветвях деревьев
-Зерновушка: в ее матерчатое тельце насыпают зерно или крупу после уборочной страды, чтобы урожай в будущем году был лучше.
-Кукла-Кубышка: с копеечкой, которую клали в мешочек и дарили на Рождество к достатку и богатству в доме.
-Кукла-Коляда:символ солнца и добрых отношений в семье.
-Кострома: воплощение плодородия. Во время праздника сжигали чучело куклы.
-Солнечные кони: это символ добра, счастья и поклонения Солнцу. Конь считался другом и спутником человека в жизни. В давние времена многое в жизни людей зависело от лошади. Всюду человека сопровождал верный конь. С тех пор сохранилось выражение «быть на коне», что означает успех и удачу. Конь является мужским оберегом.
-Рождественский ангел: символ светлого праздника Рождества, дарили детям, чтобы он оберегал их.
- Крупеничка: наполнялась пшеном и считалась символом богатства и достатка в доме.
-Кукла Ведучка: это образ женщины с ребенком, недавно начавшим ходить. Она его поддерживает, учит, выводит в жизнь. Эта кукла помогает налаживать гармоничные отношения между родителями и детьми. У нее особая конструкция: руки матери и ребенка составляют единое целое. Это символ их тесной связи, единства и любви.
-Пеленашка: кукла с ребенком на руках. Эта кукла сопровождала ребенка с первых дней его жизни, ее вкладывали в колыбель, чтобы оберегать ребенка от сглаза.
-Берегиня: слова от «беречь», «оберег». Она несла в себе частичку души своей хозяйки и помогала защищать дом. Кроме этого, ей в руки давали мешочек достатка, в который вкладывали лекарственную траву-чтоб не было болезней в доме, шерсть- для тепла в доме, зерно-чтоб всегда был хлеб, копеечку для богатства. Куколку крепили над входной дверью.
-Колыбельные куклы: клали в колыбели как мальчикам, так и девочкам, чтобы дети хорошо спали и не болели.
Много есть еще разных кукол, но мы заглянем в бабушкин сундучок и найдем там куклу-колокольчик, которую мы сегодня с вами будем мастерить.
Место этой куклы над дверью или окном.
Из рода в род передавая,
Хранит народная молва
О колокольчиках Валдая
Сказаний ясные слова
Есть такая легенда, что некогда на Валдае упал большой колокол, пока катился, стукнулся о скалу и разбился на тысячу маленьких колокольчиков. Маленькие колокольчики обладали волшебным звоном, и стали они отгонять зло, а людям дарить добро. Поэтому люди стали привязывать эти колокольчики к поясам, вешать над колыбелью и прикреплять к куколкам. Так колокольчики стали оберегами.
Куколка Колокольчик – веселая, задорная куколка. Внутри у нее действительно есть самый настоящий звенящий колокольчик и ее задача приносить в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и хорошее настроение
Поэт Александр Жаров, который родился в Можайске, написал такие стихи:
Колокольчик из Валдая
Звонким голосом звенит
Мчится тройка удалая,
Впереди ямщик сидит!
И под этот звон веселый
Мчится тройка сквозь года
И, ворвавшись в мое сердце,
Там осталась на всегда!
5.А, сейчас мы с вами подберем нужные нам для работы лоскутки ткани, кому какие понравятся и вырежем три круга, разных по диаметру. Хочу вам напомнить правила техники безопасности при работе с ножницами, как их держать и осторожно обращаться, чтобы не поранить себя и своего трварища.
6. Вы на верное устали сидеть и сейчас мы проведем физминутку. Дети делают упражнения в режиме динамической паузы: упражнения для рук, приседают, двигаются
Перемена.
7.Учащиеся собираются и начинают заниматься творческой работой. Педагог включает спокойную музыку русско-народном стиле.
Ход работы
1)На первом этапе необходимо изготовить голову куклы. Для этого возьмем льняные волокна и скатаем из них шарик, при этих движениях происходит массаж рук у детей. Затем кладем шарик на середину самого большого лоскутка ткани круглой формы.
2)Набивку обтягиваем центром лоскутка и туго перевязываем ниткой. Необходимо выполнять правила техники безопасности при работе с ножницами, осторожно с ними обращаться.
3) В середину лоскутка поменьше кладем то, что получилось и опять обтягиваем и перевязываем ниткой.
4)Также поступаем и с третьим лоскутком ткани.
5)Получилась юбка из трех слоев ткани и голова. Теперь берем белый лоскуток прямоугольной формы. В середину его кладем то, что получилось ранее. Обтягиваем белой тканью голову куклы и туго перевязываем.
6)Для того, чтобы сделать руки куклы, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук. Немного ткани подворачиваем внутрь рукава. С краю отмеряем размеры ладошки и манжеты рукава и перетягиваем ниткой.
7) На голову кукле повязываем платок.
8) Все, кукла готова. Можно оформлять рукава, пояс декоративной тесьмой. Внутрь под юбку прикрепить колокольчик.
8.Ваши глаза устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз. Дети делают упражнения на зрительную координацию с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения ( по методике В.Ф. Базарного).
9 Подведение итогов.
Все вы хорошо потрудились и своими руками сделали куклу «Колокольчик». У всех получились красивы, красочные и веселые куклы.
Вам понравилось занятие?
Что интересного вы узнали?
Какие куклы обереги вам запомнились?
Для чего они нужны?
Вам хотелось бы сделать самим других народных кукол?
Я вам хочу сказать, что куклы нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
Это теперь ваша куколка, сделанная вашими руками и пусть она приносит радость.
Дети получают задание на следующее занятие.
На сегодня наше занятие закончено, спасибо за работу!