План – конспект открытого занятия «Профилактика ВИЧ инфекций»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Шафраново
План – конспект открытого занятия «Профилактика ВИЧ инфекций»
Подготовила и провела
социальный педагог
Султанова Л.Р.
ШАФРАНОВО 2016
«Профилактика ВИЧ-инфекции».
Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности.
Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Участники: учащиеся 9-11 классов
Материалы: полоски бумаги 15/5 из расчета 3 на одного участника, карточки с ситуациями, карточки с обозначением ситуаций риска заражения («Высокий риск», «Риск отсутствует», «Небольшой риск»), ручки, листы бумаги.
Ход урока.
Разделите класс на 3 группы.
Сообщение темы классного часа, разъяснение ее важности для будущего каждого человека.
Задание 1. «Ассоциации».
Скажите, что вы будете медленно называть слова. Каждый раз, когда вы назовете слово, учащиеся должны будут записывать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово или сочетание слов или короткая фраза. Задание анонимное, писать нужно разборчиво.
Громко скажите «СПИД» - и выждите паузу. Повторить слово «СПИД» 3 раза, каждый раз предоставляя время для записи ассоциации. Полоски с ассоциациями собрать и перемешать. Затем раздать по группам и зачитать. Обсудите ответы.
На доске написать ВИЧ и СПИД, спросить у школьников, знают ли они, что означают эти аббревиатуры.
Слово «СПИД» образовалось из начальных букв названия заболевания – «Синдром Приобретенного Иммуно - дефицита». «Синдром» означает, что речь идет не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных нарушений. «Приобретенный» означает, что это то, что можно приобрести или заразиться. Слово «Иммунодефицит» - сложное слово. Первая часть его означает, что речь идет об иммунной системе человека, которая существует наряду с другими системами: дыхательной, пищеварительной и т. д. А вторая часть слова - «дефицит»- означает, что эта иммунная система нарушена и работает недостаточно. Иммунная система (иммунитет) помогает нам бороться с различной инфекцией. Эту защитную функцию выполняют различные клетки крови и тканей (лимфоциты, лейкоциты, макрофаги и т. д.).
Так вот, у заболевшего СПИДом поражается именно иммунная система, в результате чего организм перестает сопротивляться инфекции. Происходит это потому, что в организм человека проникает ВИЧ - вирус иммунодефицита человека.
СПИД - это вирусное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (сокращенно ВИЧ).
Как же вирус передается от человека к человеку?
Существуют 4 биологические жидкости, которые, попав на слизистые или во внутреннюю среду организма, могут привести к заражению.
Концентрация вируса ВИЧ наиболее высока в:- крови,- сперме,- секрете желез во влагалище женщин,- грудном молоке.
В небольших количествах вирус содержится в слюне, поте, моче, слезе, но заражение через эти биологические жидкости невозможно.
Пути заражения.
Существует 3 пути, которыми зараженные ВИЧ биологические жидкости (кровь, сперма, секрет женских половых путей и грудное молоко) одного человека могут попасть в организм другого человека.
1 путь – парентеральный (при попадании вируса в кровь)
- когда переливается зараженная непроверенная донорская кровь;
- когда для введения лекарственных или каких-то других веществ, для медицинских или косметических манипуляций (например, при пирсинге, нанесении татуировки, прокалывании ушей) применяются уже кем-то ранее использованные, нестерильные, плохо обработанные шприцы, иглы, медицинские или косметические инструменты с невидимыми остатками чужой крови.
Что касается риска заражения в медицинских учреждениях, то он предельно минимален, так как в связи с начавшейся эпидемией ВИЧ Министерством здравоохранения России пересмотрены нормативные требования по проверке донорской крови, обработке и стерилизации медицинского инструментария, к работе медицинского персонала, и выполнение их строго контролируется.
2 путь – вертикальный (от матери ребенку)
К сожалению, ВИЧ-инфицированная мать может заразить через кровь своего ребенка во время беременности, во время родов или при кормлении грудью через грудное молоко. Это второй основной путь передачи ВИЧ-инфекции.
3 путь - половой.
Основной путь передачи ВИЧ-инфекции является половой путь. Дело в том, что у зараженных людей вирус в высоких концентрациях содержится в семенной жидкости (сперме) и во влагалищном секрете женских половых путей.
Итак, ВИЧ-инфекция передается:- при незащищенном половом контакте;- при использовании нестерильных, инфицированных игл и шприцев;- при переливании инфицированной крови и ее препаратов;- от ВИЧ - инфицированной матери к ребенку во время беременности или при кормлении грудью.
ВИЧ- инфекция не передается:
-  воздушно-капельным путем, т.е. через воздух (ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться так же как гриппом - на улице, в транспорте, при разговоре, чихании, кашле в Вашу сторону);-  через воду, пищу;- бытовым путем, т.е. проживая с больным человеком в одном помещении. Это значит, что совершенно безопасно пользоваться общей посудой, полотенцем, постельным бельем, туалетом, ванной, бассейном. Невозможно заразиться через рукопожатия или объятия, при поцелуях, через общую сигарету, губную помаду, через ручки дверей и телефонные трубки;
- не передается через животных, через укусы кровососущих насекомых (клопов, блох,через пиявок).
Просмотр фильма «Профилактика ВИЧ – инфекций» 40 минут
Диагностика ВИЧ – инфекции.
Диагноз «ВИЧ-инфекция» или «СПИД» поставить может только врач на основании лабораторного анализа крови. Анализ будет считаться положительным, если в крови человека будут найдены антитела к ВИЧ. Но надо иметь ввиду, что эти специфические антитела вырабатываются не сразу после заражения, а лишь спустя 3-6 месяцев, и этот период называется «периодом окна». Следовательно, анализ, сделанный в этот период может быть отрицательным, несмотря на наличие вируса в организме. Поэтому для того, чтобы до конца убедиться, инфицирован человек или нет, анализ необходимо повторить ещё через 3 и 6 месяцев, разумеется, уже избегая рискованных ситуаций.
Задание 2. Каждой группе задайте несколько вопросов.
Что такое СПИД?
Каковы признаки заболевания?
Как можно установить заражен человек ВИЧ или нет?
Что такое ВИЧ?
Уменьшают ли риск заражения противозачаточные средства?
Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуе?
Через какие биологические жидкости передается ВИЧ?
Как кровь ВИЧ - инфицированного может попасть в кровь здоровому человеку?
Можно ли заразиться через одежду, личные вещи?
Можно ли заразиться в бассейне, на пляже?
Могут ли заразиться дети?
Назовите 3 пути заражения?
Задание 3. «Ситуации» Каждой группе дайте одну ситуацию и 3 мин на её обсуждение. Обсудите ситуации и ответьте на вопросы: насколько каждая их них опасна заражением ВИЧ?
1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вынуть газеты из почтового ящика. Ребенок, вынимая почту укололся об иглу шприца (его бросил в ящик наркоман)
2. У Влада на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Рука непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок.
3. Ира с Лешей давно встречаются. На Новый год в компании друзей они выпили шампанского, и Леша предложил Ире заняться сексом.
Задание 4. «Степень риска».
На каждую предложенную вами ситуацию контакта с ВИЧ-инфицированным человеком, группа должна поднять карточку со степенью риска заражения:- поцелуй в щеку;- инъекция в лечебном учреждении;- оральный секс;- половая жизнь в браке;- переливание крови;- пользование чужой зубной щеткой;- плавание в бассейне;- половой акт с потребителем наркотиков;- глубокий поцелуй;- уход за больным СПИДом;- укус комара;- множественные половые связи;- прокалывание ушей;- проживание в одной комнате с больным СПИДом;- нанесение татуировки;- объятия с больным СПИДом;- пользование общественным туалетом;- укус постельного клопа.
Спасибо ребята за вашу активность.
На отдельном листке закончите, пожалуйста, фразы:
Я понял, что…
Я узнал…
Притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Далее ребята мы посмотрим фильм «Профилактика ВИЧ – инфекций» - 40 минут
Самоанализ открытого занятия
Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности.
Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
Тема профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании очень актуальна, особенно среди молодежи. Как метод первичной профилактики сейчас в основном используется информирование населения. Однако, как показывает практика, этот метод недостаточно эффективен в современных условиях. Поэтому возникает необходимость использовать более современные  эффективные методики и программы.
Считаем, что предложенная к реализации программа «Ответственное поведение – ресурс здоровья» является наиболее адаптированной для использования в целях первичной профилактики в общеобразовательных учреждениях.
Данная программа призвана помочь учащимся приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию.
Подростки представляют собой своеобразную группу риска в силу ряда причин, в том числе перехода от внешнего контроля к самоконтролю, неопределенности социального положения: уже не дети – еще не взрослые. При реализации данной программы используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе профилактической подготовки, стимулирующие их творческую активность.
Кроме того, родителям предоставлена возможность повысить свою компетенцию в данном вопросе через активное включение в работу по формированию навыков создания ситуации успеха для своих детей.
 Для первоначального этапа реализации программы было выбрано 20 учащихся 8 класса.
Перед началом реализации профилактической работы было проведено анкетирование учащихся, выявляющее их знания по проблеме наркомании и ВИЧ/СПИДа.
Анализ анкет показал недостаточную осведомленность респондентов:
Знали о путях передачи ВИЧ - 59,7%
Знали о вреде ПАВ - 96,4%
О снижении риска передачи ВИЧ - 25,4%
Все ребята, участвовавшие в опросе, подтвердили свое  желание изменить свое поведение и принять установки на здоровый образ жизни.
Таким образом, считаем, что данное занятие способствует осознанию духовных ценностей и преимущества здорового образа жизни, развивает навыки общения, принятия правильного решения, помогает противостоять давлению сверстников, формирует позитивные детско-родительские отношения.