Разработка внеклассного мероприятия Интересные люди нашего края. Встреча с местным поэтом







Наша малая родина – Елизаветино, маленький клочок земли на краю Гатчинского района, село древнее, славное, пристанище трёх Елизавет, воспето нашим местным, доморощенным поэтом, выпускником Елизаветинской средней школы Августом Густавовичем Ярковцем.
Сегодня Август Густавович - наш гость. Давайте поприветствуем его.
Повышенный интерес к творчеству А. Ярковца у елизаветинцев объясняется не только тем, что он наш земляк, но и тем, что поэт обращается к современности, к сегодняшнему дню, к человеческим чувствам, неожиданно раскрывает грани своего таланта.
Мы внимательно следим за вашим творчеством по страницам « Гатчинской правды», радуемся каждой публикации и гордимся ею.
Многое о вашей жизни мы узнаём из ваших стихотворений. Вот что мы узнали о Вас.
- Где родились?
. - В избе, где на печке кот,
Умываясь, гостей зовет,
Да курлычет среди полей
Клин колодезных журавлей.
Как относитесь к родным местам, к Родине?
- Кажется, что не было и нету
На земле прекрасней уголка.
В каком классе учились? Что помнится о школе?
- я в девятом «б»
И вот сбежал с последнего урока,
Бегу с друзьями далеко- далёко
По влажной зеленеющей тропе.
- Как относились к учителям?
- Наш Алексей Васильевич,
Спасибо Вам! Спасибо Вам за всё!
Что делали после окончания школы?
- и я решил: « Прощай, село родное!
Прощайте, соловьи в моих садах!
Трудно ли писать стихи?
- Стихи – они простая штука,
Коль не выдумываешь их.
Богатый ли вы человек?
- Cколько прожил-
Ничего не нажил.
Всё моё богатство –
Сыновья.


Так в стихах. Но хотелось бы услышать от Вас, Август Густавович, несколько слов о себе, ведь перед вами новое поколение елизаветинцев и гостей, впервые видящих Вас.


Выступление А. Ярковца.


Ведущий:
- Мы для себя уяснили, что ваша поэзия многоплановая. Как и в связи с чем Вы выбираете тематику для своих стихотворений?

Ответ поэта. Чтение поэтом стихов.

Вопрос ученицы:
- Какая из тем для Вас является главной: тема войны, любви, дружбы, тема родины?

Ответ поэта.


Ведущий:
Нам особенно дороги и понятны стихи, обращённые к защитникам нашего края в годы Великой Отечественной войны.
На территории нашего посёлка и в окрестностях дважды в 41-ом и в 44-ом шли ожесточённые бои. Спасибо Вам, что Вы в стихах запечатлели эти события. Пусть
прозвучат в исполнении наших учеников Ваши стихи о войне.
1. « Сколько лет прошло, а не привыкну!» Демидова А.
2. « Память! Память!» Шкаденков В.
3. « Я помню, как пришёл домой Леонтьев» Щедренкова С.
4. « Он слепой» Андрианова А.
5. « Что наше мирное геройство» Раввина А.
6. « В праздник выпьем, он вдруг заплачет». Банбан В.

Ведущий : Август Густавович, прошло 65 лет со дня окончания войны. Почему Вам эта тема не даёт покоя?


Ответ поэта.

Вопрос ученицы:
- Кто этот старик Фёдор и Леонтьев молодой? Это наши земляки или вымышленные лица?

Ответ поэта.

Ведущий: Сердце любого человека никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу. Поэтому нам особенно близки Ваши стихи, где вы воспели родную деревню, родной дом, радость возвращения домой издалека. Ваши стихи выражают тончайшее настроение души. Читая эти строки, ваши переживания мы относим к себе.

Чтение стихов учащимися:

« Вот моя родина! Вот она!»
« Елизаветинский дворец»
« Теплится, теплится в сердце»
«Возвращение»
«Выйду к Елизаветину»
«Болото. Сосна да берёза».
« Я всё живу надеждой тайной»
Петров А.
Чебыкина И.
Берёзкина М.
Кутуков Е.
Тейдер М.
Смык И.
Соболева А.

Вопросы учащихся:

- Можно ли прийти к дому вашего детства? Есть ли этот дом? Где он находится?

- В ваших стихах о родине чувствуются ностальгические нотки. Откуда они?

- Вы любите родину, но почему Вас так манит дорога?

Ответ поэта.

Ведущий:
-Как нам кажется, есть очень трогательные стихи, обращённые к вашим близким: матери, бабушке. Прочитайте, пожалуйста, стихотворение « Вижу бабку я вечно спешащей»

Чтение поэта:

***
Вижу бабку я вечно
спешащей,
Ей всегда находились
дела
Если был на земле человек
настоящий -
это всё - таки бабка была.
Был колхоз как колхоз,
Бабка в поле с утра
Мать снесли на погост,
С бабкой вся детвора
Старший сын всё
удобствами в город манил.
Председателей сколько
сменилось.
Только бабку никто
и нигде не сменил.
Сердце билось, и бабка
трудилась.
И спасла нас опухших
от жмыха водой
Но сама совладать
не сумела с бедой.
Прожила чуть не девять
десятков годов.
Умерла на крылечке
с вязанкою дров.
Тихо так умерла. Только я
до сих пор
вижу бабку всё время
спешащей.
Бабка – совесть моя.
И мой вечный укор.
Это был человек
настоящий.
Вопрос ученика:

- Бабушка в жизни Вам служит нравственным ориентиром. Что Вы взяли от своей бабушки?

Ответ поэта.

Ведущий:

Как мы поняли, прочитав ваши стихи, Вы умеете дружить, цените друзей. Они занимают в вашей жизни большое место. Они помогают оттаять вашей душе, когда на ней холодно, бесприютно. Одно из стихотворений так и начинается:
- Я увидел друга –
потеплел душой
У Вас есть стихи, адресованные конкретным лицам: Боровкину, Хаустову, Максимову.
Кто эти люди? Почему они Вам дороги?

Ответ поэта и чтение стихов.

Вопросы учащихся:

-Есть ли у Вас стихи, посвящённые вашим учителям, школьным товарищам?
-Вы отец троих детей. Есть ли у Вас детские стихи, или посвящённые им?


Ответ поэта и чтение стихов.


Ведущий:

- Ни один поэт не избегает темы любви. Хотим услышать ваши стихи, как Вы об этом пишете.

Чтение стихов поэтом.

Ведущий:

- А нам понравились вот эти:

1. «Плачет ночь по упавшей звезде» Кузнецова К.
2. « Я боролся с любовью как с гриппом» Копосова В.

Вопрос учащихся:

- Считаете ли Вы, что любовь, действительно, можно побороть, или это чувство не проходит?

Ведущий:

- Вы показываете в своих стихах своё отношение к политическим событиям в нашей стране.

Учащиеся зачитывают строки из стихов.

1. «Он неспроста ругает современников» Равина А.

2. « Подражания» Демидова А.



Ведущий:

- По вашему стихотворению, Сталин не спаситель народа. На последних власть имущих тоже не во всём можно полагаться.
- В кого Вы верите? Кто вернёт России веру? Надежду? Любовь?

Ответ поэта.


Ведущий:

У Вас есть стихотворение несколько для нас таинственное « Рукописи не горят».
Прочитайте его, пожалуйста, и ответьте на вопрос:

- В чём смысл этого стихотворения?
- Как оно связано с вашей судьбой?

Ответ поэта.

Ведущий:

- Наша встреча подходит к концу. Мы выбрали удачное, как нам кажется, стихотворение со значением.
Читает ведущий:

Ветер. Прощанье у скорого поезда.
Боязно быть одному.
Дерева скрип или санного полоза –
что-то никак не пойму.

Нет никого. Лишь за белою замятью
белые тени берёз.
Ветер бросает в горячую память мне
горсть замороженных слёз.

Всё замело. Но в ночи не запутаться
мне помогают ли вновь
русских поэтов бездомные спутницы:
Вера, Надежда, Любовь?!

Ведущий:

Пожалуйста, желающие ещё задать вопросы и почитать стихи.

Вопросы учащихся и гостей


Заключительное слово ведущего:

- Верим, надеемся, что есть ещё стихи для нового сборника. Мы говорим:
- До свидания. До новой встречи. Успехов Вам и удачи в жизни, творческого вдохновения!
Внеклассное мероприятие по литературе встреча с местным поэтом А.