«Действия с числами и величинами». Повторение и обобщение.


Тема: «Действия с числами и величинами». Повторение и обобщение.
Цели урока:
1)      дидактические: повторение и обобщение знаний и умений при выполнении различных арифметических действий с натуральными числами, величинами;
2)      развивающие: развитие математического мышления, творческой деятельности учащихся;
3)      воспитательные: воспитание познавательной активности учащихся; привитие любви к родному городу.
Оборудование: карточки, фотослайды, схемы к задачам.
Тип урока: интегрированный урок повторения и обобщения полученных знаний (межпредметная связь математики, познания мира).
Ход урока.
Организационный момент.
На уроке не болтать,
Время даром не терять.
Нужно многому учиться.
Это в жизни пригодится.
2 Слово учителя.  Сегодня на уроке мы с вами вспомним и повторим все действия над числами и выражениями, которые изучали. Тему нашего урока я решила связать с темой урока : « Атырау – мой родной и любимый город.» Как выдумаете? Почему? (Ответы детей). Недавно мы отметили День города. Что в переводе с казахского языка обозначает слово «Атырау». (устье или дельта реки). Потому что наш город расположен в устье реки У рал, которая впадает в Каспийское море.
      Наше путешествие будет состоять из нескольких этапов:
Год основания города..
Древний город.
Река Урал.
Богатства города Атырау.
Итак, начнем.
Для этого мы разделимся на три команды, которые я назвала в честь крупных районов города.
1 ряд - Авангард.
2 ряд - Привокзальный.
3 ряд - Балыкши.
-Что обозначает слово «Авангард». Слово «Авангард» в переводе с французского языка «передовой». Привокзальный - рядом с вокзалом. Балыкши - «рыбак», ближе всех районов к морю, рыбаки выходили в море. Там находился рыбный завод.
- А как мы будем работать?
Будем мы работать дружно!!!
Многое успеть нам нужно.
2. Математическая разминка.
- Какое сегодня число ? ( 18 )
- Что вы знаете об этом числе? ( характеристика числа)
- А помогут нам в этом математические цепочки. И мы приступаем к 1 первому этапу. Решив математические цепочки, мы узнаем год основания нашего города
369 248 424
:3 123 :2 124
·2 848
+27 150 + 46 170 +52 900
* 3 450 - 120 50 :3 300
:9 50
· 6 300 -250 50
+310 360
·3 900
·8 400
: 9 40 -260 640 +1300 1700
+1600 1640 + 1000 1640 -60 1640

Итак, назовём год основания города. (1640 год.) Какие математические действия мы выполнили?
История города.
На собственные деньги купцом из города Ярославля Гурием Назаровым в устье реки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при впадении в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] был построен деревянный острог вблизи от ногайской рыбачьей стоянки. Дети основателя  Михаил, Иван и Андрей Гурьевы  первыми начали промысловую разработку рыбных богатств Яика и нефтяных запасов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 16471648 годах по царскому указу был возведён каменный город, названный Яицкий городок. В XIX веке он стал именоваться Гурьевым городком, позднее просто Гурьев.
(Характеристика числа 1640.)
Какие числа называются многозначными? Сколько лет нашему городу? Как вы узнали? Каким действием? (2013-1640= 373 года)
Команды получают бонусы.
3 Следующий этап урока « Древний город». По данным археологов, Атырауская земля была освоена около 10 тысяч лет назад еще на заре неолита – нового каменного века. На местах древних поселений историки до сих пор находят каменные орудия труда, глиняную посуду, наконечники стрел.  В X11–XVII веках это был крупный торговый центр Золотой Орды, одна из остановок на Великом шелковом пути.   Разложите многозначные числа на разряды и классы Выполнив задание, расшифруйте название  древнего города.
Чтение многозначных чисел .
- Что мы записали? ( ряд цифр)
- Можно ли ряд цифр превратить в число? ( надо разделить на разряды и классы)
Цифры в числах как солдаты
Строго выстроились в ряд.
Разделились по разрядам
Каждой цифре свой разряд
- А какие классы вы знаете ?
1-класс- единиц, 2-класс- тысяч, 3- класс- миллионов, 4- класс- миллиардов, 5-класс – триллионов, 6- класс- квадриллионов, 7- класс- квинтиллионов.
1-команда. 2-команда. 3- команда.

123.456.975.087.567.543 675.987.765.432.876.953. 654.647.378.241.535.
- Разделите на классы и разряды. Прочитайте многозначные числа.
Молодцы, справились! (Бонусы)
История города Сарайчик.
Сарайчик – один из самых древних памятников Казахстана. Сарайчик, колыбель Казахской Орды, - это уникальное достояние нашей независимой республики, великое наследие казахского народа. Сарайчик называли Малым дворцом. Сейчас в посёлке Сарайчик находится исторический комплекс.
В состав комплекса вошли:
1. Ханские пантеоны. Каждый из них имеет восемь граней, в высоту же они достигают 17 метров. Между стенами установлен памятник семи ханам, захороненным в Сарайчике. На черном мраморе высечены имена ханов и указаны даты их правления. Мунке Темир (1266-1282 г.г.);
Токтагу (Токты) (1291-1312 г.г.);
Жанибек (1343-1353 г.г.);
Амир Охас (14..,-1447 г.г.);
Касым хан (1511-1518 г.г.);
Ших Мамай (1542-1549 г.г.);
Жусип Хан (1549-1554 г.г.).
2. Мечеть. Изнутри мечеть полностью оснащена, установлены Михрабы, Минбары. Есть библиотека, где наряду с Кораном имеются и другие религиозные книги.
3. Музей. Музей оснащен экспонатами, имеющими историческую ценность. Они были найдены при археологических раскопках. Разработан макет города Сарайчика в XIV веке. 
4. Физкультминутка.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо идти с друзьями? (шагают)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо кружиться в танце? (кружатся)  Хорошо! (хлопают в ладоши)  Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы)  Хорошо! 
Следующий этап урока «Река Урал». Что вы знаете о реке Урал?
( Урал- пресноводная река. В ней водится много видов рыбы. Она делит наш город на 2 части света: Европу и Азию.) Называлась Яик, Жайык. В 1775 году Екатерина II переименовала Яик в реку Урал.
  Чтобы узнать длину реки Урал (занимает 6-ое место по длине в Евразии), вы должны решить уравнения, подставить вместо звездочки:  2*** км.
     1                      (Ответ:2428 км)
Этап урока «Богатства Города Атырау»
Чем богат город Атырау? ( Нефть,газ, рыба, много мостов.пешеходный мост занесён в книгу рекордов Гиннеса.)
- Используя числовые данные, составьте составные задачи по кратким условиям.
1 ряд. 2 ряд. 3 ряд.
( о рыбах) ( о мостах ) ( о продуктах нефти )
 Судак- Ж\д мост Бензин
Сазан- Пешех.мост- Керосин-
Лещ- Автом.мост- Мазут-

( Команды решают задачи. Объясняют решение. Дают характеристику
задачам)
7. Итог урока.
Наше занятие подошло к концу. Давайте подведем итоги.
      Чем мы сегодня занимались на уроке?
      Что нового вы узнали о городе?
     Сколько лет исполнилось нашему городу?
      Что понравилось вам на уроке?
.
Я благодарю всех участников нашего сегодняшнего урока. Всем желаю здоровья и хорошей учёбы.
 
 



15