Конспект урока музыки Карнавал животных (1 класс)

Автор работы: Кудашева Наталья Евгеньевна,
МАОУ СОШ №11 города Североуральска, учитель музыки.
Конспект урока музыки 1 класс. Тема: «Музыкальный карнавал животных».
2015 год.

Аннотация.
Представленный урок по теме «Музыкальный карнавал животных» является одним из уроков раздела «Музыка и ты» по программе «Музыка» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной в первом классе. Занятия в 1 классе носят вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.
Цель урока:
Формирование музыкальной культуры школьников.
Задачи:
Знакомство с музыкой французского композитора Камиля Сен-Санса. Формирование понятия: изобразительные свойства музыки.
Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия учащимися лучших образцов музыкальной культуры прошлого и настоящего; накопление « багажа» музыкальных впечатлений, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства.
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, интереса к предмету « Музыка» через применение на уроке ИКТ.
Тип урока:
Введение новых знаний.
Методы:
Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки;
Метод интонационно- стилевого постижения музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод перспективы и ретроспективы;
Метод создания «композиций»;
Метод игры;
Метод художественного контекста;
Объяснительно- иллюстративный метод.
При использовании ИКТ учащиеся приобретают свойства личностно ориенторованного обучения, а так же получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятие, память, мышление).
Оборудование:
музыкальный центр, мультимедиа проектор, компьютер.
План- конспект урока:
Организационный момент: приветствие; упражнения на дыхание и распевание.
Актуализация знаний: учитель озвучивает тему и цель урока; рассказывает сказку.
Двигательно-речевая минутка: исполнение р.н.п. « Купим мы, бабушка, себе».
Формирование новых понятий, знакомство с музыкальными образами: дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают «спрятавшихся » животных.
Осознание нового материала: с помощью слов-помощников, написанных на доске, дети ассоциируют музыкальный образ животного с образом жизненным. При правильном сопоставлении появляется слайд с изображением животного и стихотворение о нём, и т.д.
Физминутка: исполнение песни «Почему медведь зимой спит?».
Введение нового материала: разучивание песни «Айболит».
Практическое применение полученных знаний: разгадывание кроссворда.
Обобщение полученных знаний.
Ход урока.
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие и, прежде чем я расскажу, куда мы отправимся, нам нужно подготовиться к этому путешествию. Давайте вспомним наши упражнения на артикуляцию, дыхание и распевки.
Учащиеся: выполняют упражнения (на усмотрение учителя) вместе с учителем. После лёгкого массажа лица, перед началом пения, в момент вдоха, уместно вызвать в себе приподнятое состояние «Ах, как хорошо!». При этом дети, закрыв глаза, легко поглаживают своё лицо, начиная со лба, заканчивая подбородком.
Чтобы у детей поддерживалось приподнятое настроение, упражнения должны иметь ассоциативный характер. Например, такие упражнения, как: «Злая кошка», «Мышка плачет», «Динозаврик» и т.д. Я использую в работе упражнения по системе Емельянова.
Учитель: Тема нашего урока: «Музыкальный карнавал животных». Слайд 1. Сегодня на уроке мы побываем в зоопарке, познакомимся с музыкой французского композитора, узнаем о том, что музыка может изображать животных.
Жил-был на свете мальчик. Звали его Петя. Жил он с мамой и папой в обыкновенной городской квартире, учился, как и вы, в школе. А на летние каникулы любил ездить в гости к бабушке в деревню. Хорошо летом в деревне! Рядом речка, лес. Одного не хватало Пете: он очень любил животных, а у бабушки никого не было. И Петя часто просил: «Бабушка! Давай купим кого-нибудь!»
Учащиеся: Исполняют ранее разученную р.н. песню « Купим мы, бабушка, себе».
Купим мы, бабушка, себе курочку! Купим мы, бабушка, себе курочку!
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах. (дети показывают пальчиками как курочка клюёт зёрнышки с ладошки).
Купим мы, бабушка, себе уточку! Купим мы, бабушка, себе уточку!
Уточка: утю-утю ( изображают как плывёт уточка )
А курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах.(курочка клюёт зёрнышки).
3. Купим мы, бабушка, себе индюшонка! Купим мы, бабушка, себе индюшонка!
Индюшонок: шалды-балды( растопыренными пальчиками показывают, как
шагает индюшонок)
Уточка: утю-утю (те же движения)
А курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах (движения). Дальше песня исполняется
по тому же принципу.
Купим мы, бабушка, себе поросёнка! Купим мы, бабушка, себе поросёнка!
Поросёнок: хрюки-хрюки ( показать « пятачок » на своём носу)
5. Купим мы, бабушка, себе коровёнку! Купим мы, бабушка, себе коровёнку!
Коровёнка: муки-муки (показать рожки).
Купим мы, бабушка, себе телевизор! Купим мы, бабушка, себе телевизор!
Телевизор: время, факты (показать квадратный телевизор)
Дикторша: тра-ля-ля-ля (перебираем пальчиками около рта)
А курочка по зёрнышку: кудах-тах-тах! (движение то же).
Учитель: Как вы думаете, ребята, что купила бабушка Пете?
Учащиеся: Телевизор.
Учитель: Правильно. А почему? Как вы думаете?
Учащиеся: За животными надо ухаживать. Это большая ответственность. А по телевизору можно посмотреть любую программу, в том числе и про животных.
Учитель: Правильно. И через несколько дней в программе «Новости» Петя с бабушкой увидели сюжет о том, что в городе открылся новый зоопарк. И по тому, как у Пети заблестели глаза, бабушка поняла, что внук очень хочет туда поехать. И в ближайшие выходные они отправились в зоопарк. Хотите узнать, кого увидел Петя в вольерах?
Учащиеся: Да!
Учитель: Слайд 2. Тогда отгадайте музыкальные загадки французского композитора, имя которого вы узнаете чуть позже. Сейчас будет звучать музыкальный фрагмент, вы внимательно его послушаете и ответите на вопрос: какая была музыка? А помогут вам в этом слова, написанные на доске (Мягко, Игриво, Отрывисто, В характере танца, Таинственно, Задумчиво, Легко, Плавно, Грузно).
Звучит пьеса «Птичник» из «Музыкального карнавала животных» К.Сен-Санса.
Учащиеся: слушают музыку, затем характеризуют её словами: игриво, отрывисто, легко, высоко и т.д.
Учитель: Наводящими вопросами помогает детям угадать размер, как двигается, какой голос имеет тот, кто спрятался в вольере.
Учащиеся: Учащиеся называют птичек.
Учитель: Давайте проверим! Слайд 3 . Рассматриваем картинку и читаем стихотворение. Молодцы! Давайте пойдём к следующему вольеру.
Звучит пьеса « Слон » Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных».
Проводится аналогичная работа. После того, как дети отгадали животное, появляется Слайд 4 с изображением слона и стихотворение.
Учитель: Идём дальше!
Звучит пьеса « Кенгуру ».
После ответов детей появляется Слайд 5 слайд с изображением кенгуру и стихотворение.
Учитель: А что вы ещё знаете о кенгуру? Ответы детей. Учитель может добавить к ответам детей ещё какие-нибудь сведения.
Звучит последний фрагмент- пьеса « Лебедь ».
Слайд 6 с изображением лебедя и стихотворение.
Слайд 7: Молодцы!
Учитель: А о каком животном вы знаете песню, а сегодня его ещё не называли?
Учащиеся: о медведе.
Учитель: Давайте встанем и немножко отдохнём, исполнив песню.
Физминутка:
Исполняется ранее разученная песня авторов Л. Книппер, А. Коваленкова « Почему медведь зимой спит ». К песне добавлены движения.
Учитель: Очень хорошо вы пели! А как вы думаете, хорошо ли живётся зверям в зоопарке? Ответы детей.
Учитель: А если животные болеют, кто их лечит?
Учащиеся: Ветеринар.
Учитель: А в сказке кто лечит больных зверей?
Учащиеся: Айболит.
Учитель: Правильно! И сейчас мы разучим песню, которая так и называется:
« Айболит ».
Разучивание песни М.Рябинина, О.Фельцмана «Айболит»
Учитель: Понравилась вам песня? Мы её обязательно повторим на следующем уроке, а сейчас я предлагаю вам вспомнить музыкальные портреты животных, разгадать кроссворд и узнать фамилию французского композитора, написавшего замечательную музыку о животных.
Звучат уже знакомые учащимся музыкальные темы
«Лебедь», «Кенгуру», «Слон» «Птичник».
Учащиеся: Угадывают уже знакомые темы, вписывая их названия в кроссворд, распечатанный заранее учителем, в результате чего узнают фамилию композитора Сен-Санса.

Учитель: Подводит итог урока.









13PAGE 15




15