Разработка урока на тему Художественная обработка металла

Урок технологии 7 класс (с использование ИКТ)
по теме: «Художественная обработка металла» Тиснение на фольге.
Цели урока:
Образовательная – научить учащихся приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов.
- ознакомить учащихся с разновидностями чеканных работ: (материалы и инструменты);
Развивающая – развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творческое мышление, интерес к предмету.
Воспитательная – воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу, культуру общения, аккуратность, трудолюбие.
Практическая – изготовление декоративного панно.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: иллюстрированный рассказ, демонстрация приемов работы, практическая работа.
Оборудование и материалы: образец тонколистового металла, виниловый коврик, скотч, шариковая ручка с нерабочим стержнем, давилки, ножницы, скрепки канцелярские, эскиз рисунка, компьютер с м\м проектором, заранее изготовленные рамки.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Проверка готовности к уроку;
III. Проверка домашнего задания.
– Ребята, мы уже ознакомились с видами художественной обработки металла.
– Назовите, какие виды художественной обработки металла вы знаете?
Ответы учащихся
Чеканка (слайд 2) технологический процесс изготовления рисунка, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.
(получение рельефных изображений на тонких металлических пластинах путём ручной выколотки )
Литье (слайд 3), - (получение отливок путём заливки обычно расплавленных материалов в литейную форму).
Ковка(слайд 4), - (способ обработки металла давлением, при котором в результате многократного, прерывистого, ударного воздействия инструмента на заготовку она приобретает заданные формы и размеры. )
Мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки (слайд 5).
А сейчас вспомним, какие материалы используют при художественной обработке металла?
- Жесть (слайд 6) – тонкий листовой металл, толщиной до 0,5 мм. Какая бывает жесть? Бывает белая и черная.
- А чем белая жесть отличается от черной? (Тем, что ее покрывают тонким слоем олова).
- А что изготавливают из жести? (Банки, крышки, трубы и т.д.)
- А кто из вас ребята, любит шоколад? А ведь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщиной до 0,01 мм. металл. Называется он – Станиоль. (слайд 7)
- Из золотой станиоли изготавливают Сусальное золото, которым покрывают купола церквей. (слайд 8)
- Назовите, какие вы ещё знаете материалы, которые используются при художественной обработке металла?
- Ответы учащихся (фольга) (слайд 9)
- Как вы думаете, какой метод обработки используется при работе с фольгой?
- Ответы ребят (Тиснение)
С этим материалом и видом обработки этого материала сегодня на занятии мы и
познакомимся.
Ребята, какую тему занятия сегодня мы с вами определим:
Ответы учащихся(Фольга и тиснение) (слайд10 тема урока)
А чтобы наш урок прошел результативно, какие мы должны поставить цели и задачи. Что мы должны сделать к концу занятия?
- Ответы учащихся (Тема занятия: Тиснение по фольге. Выполнить работу методом тиснения. Декоративное панно) (слайд 11цели и задачи)
- Выполнить работу.
-А каким методом? (Методом тиснения).
- Давайте подумаем, что мы должны знать и иметь, чтобы изготовить рельефное тиснение по фольге (Декоративное панно).
Ответы учащихся
- Исходя из того, что вы перечислили, какой же будет план урока? Ответы учащихся
- Ознакомиться:
разновидностями чеканных работ.
с техникой ручного Тиснения;
знать этапы выполнения работы;
ознакомиться с инструментами и материалами для выполнения работы;
знать приемы выполнения тиснения по фольге. (слайд 12 план урока)

IV. Содержание нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем использовать такой метод работы, как Тиснение.
- Вы должны знать, что Тиснение – это один из видов чеканных работ.
Слайд (13) Наряду с «Басмой», (или ручное тиснение по серебряной и золотой фольге это одна из самых  распространенных техник в средневековом ювелирном искусстве, широко используемая для изготовления окладов икон и предметов церковной утвари. Она является одной из древнейших техник металлообработки.)
«Контурной чеканкой», (Она выполняется только расходниками на плоском листовом металле без выколотки рельефа. Контурная чеканка напоминает гравировку, но, в отличие от последней, может быть как вогнутой, так и выпуклой. Чаще всего таким образом украшаются различные предметы быта)
«Чеканкой по литью», (У литых заготовок чеканят только поверхность. Можно приготовить отливку самому или расписать уже готовое изделие.       В большинстве случаев отливки чеканятся из поделочной стали, меди и бронзы. Инструментов для выполнения работ требуется намного меньше, но они должны быть лучше закалены).
«Ажурной чеканкой»  (Этот вид чеканного мастерства так же называется «железные кружева». Фон изображения нарезается с помощью специальных сечек. Для удобства сначала делается расходка контура острым обводником, потом по этим линиям проводится высечка. Отжиг таких изделий производится с особенной осторожностью, так как тонкие перегородки могут легко расплавиться).
- Есть ещё одна из разновидностей это - «Тиснение» (Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую шариковую ручку или обыкновенный карандаш)
- А кто мне скажет, что такое тиснение? (Один из видов обработки металла.)

(слайд 14) Тиснение (другое название Эмбоссинг) механическое и ручное выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или по  пластику, фольге, на пергаменте (техника называется пергамано), а также на коже или на бересте при котором на самом материале получается рельефное изображение, давлением выпуклого или вогнутого барельефа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски.
Тиснение по фольге один из наиболее популярных способов выборочного нанесения на оттиск металлического покрытия представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не требующий использования специальных инструментов и оборудования

Одним из самых древнейших способов художественной обработки металла является тиснение по фольге. Плотность и мягкость фольги позволяет, довольно быстро используя не сложные инструменты получить изображение на изделии. 
Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую шариковую ручку или обыкновенный карандаш.
Для получения выпуклых элементов, нужно правильно выбрать давилку, и при помощи постоянных нажатий получайте нужную вам высоту.
Запомните, что появление выпуклости производится за счет утончения и растягивания фольги и при получение высокой выпуклости фольга может не выдержать и порваться. (Будьте осторожны) По мере необходимости, во время работы фольгу переворачивают и обрабатывают сначала с одной, а потом и с другой стороны. Начинать работу[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] необходимо с больших элементов, а затем переходить на маленькие. (слайд 15)
А сегодня нас с вами ребята, интересует такой материал как – Фольга

(слайд 16) Материалом для тиснения служит медная и алюминиевая фольга (от латинского folium- «лист»). - тонкий листовой металл, толщиной до 0.2 мм, а иногда и очень тонкая жесть от консервных банок, для имитации позолоты используется тонкая "золотая фольга", в которую заворачивают некоторые сорта конфет.
Фольга в полиграфии, рулонный многослойный материал для тиснения, состоящий из бумажной или лавсановой основы с нанесёнными на неё воско-смоляным, пигментным (или металлическим) слоями. Применяется также алюминиевая фольга. Для изготовления печатных форм, а до середины 1950-х гг. для тиснения на переплётных крышках применялись латунная и золотая фольга.

(слайд 17) Фольга получила широкое распространение в XIX., когда ее стали производить ее в больших количествах заводах. До этого она была дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали : для упаковки дорогих продуктов в технических целях и декоративных целях
Применяют в радио- и электропромышленности, для упаковки пищевых продуктов, изготовления крышек для молочных бутылок, печатных форм, обкладки конденсаторов.
Широкому распространению фольги в декоративно прикладном искусстве в конце XIX-начале XX в. способствовала мода на металлические оклады для икон. Для окладов использовали золото, медь, серебро, латунь.
В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь, латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точенные блюда и многое другое
(слайд 20) Инструменты для тиснения по фольге: Металлические и деревянные давилки, давилки для проведения контурных и штриховых линий; деревянные давилки для выдавливания крупных участков рельефа; металлические давилки;
накатки, штампики.




V. Закрепление изученного материала.

1.Что такое рельефное тиснение по фольге? (Тиснение по фольге – это получение на фольге изображения посредством выдавливания отдельных участков с помощью специальных инструментов).
2. Какие инструменты применяют для выполнения рельефа на фольге? (Для тиснения применяют деревянные давилки – стеки, металлические давилки, штампики, накатки).
4. Как переводят изображение с рисунка на фольгу? (Рисунок накладывают на фольгу и обводят контур рисунка шариковой ручкой).
5. Почему при тиснении рисунка не рекомендуется сильно нажимать давилкой на фольгу? (фольга может порваться).

VI. Практическая работа (Вводный инструктаж)
. Практическая часть
Сегодня на уроке мы с вами будем делать Декоративное панно - методом тиснения
Для работы нам потребуются: шаблон – рисунок, мягкий виниловый коврик, лист металлической жести, деревянная палочка – стек, ножницы, старая шариковая ручка с использованной пастой. Все необходимое для работы имеется на ваших столах. Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности при работе с ножницами и тонколистовым металлом. (слайд 22)
не размахивай инструментом;
соблюдай осторожность при работе с металлом и режущим инструментом;
не толкайся и не мешай другим;
аккуратно выполняй полученное задание;
будь осторожен в обращении с лаками красителями;
при получении травмы немедленно обратись за помощью к учителю.

Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению декоративного панно. (слайд 23)Для работы нам понадобятся фольга, виниловый коврик и рисунок, который мы заготовили заранее.
(слайд 24) Инструменты необходимые для тиснения – деревянная палочка – стек и шариковая ручка.
Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения.
Всю последовательность выполнения операций вы увидите на экране (презентация). У вас на рабочих местах находятся технологические карты (приложение 1), в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем: – готовое декоративное панно.

1 этап: (Слайд25)
1. Возьмите лист фольги и шаблон рисунок. Совместить их между собой.
2. Скрепите углы клейкой лентой или скрепкой. Лист фольги положить перед собой.
3. Возьмите шариковую ручку и аккуратно, сильным нажатием обрисуйте красный контур шаблона рисунка.
4. С помощью линейки обведите контур внешней рамки.
5. Отметьте 4 точки снаружи от углов внешней рамки с отступом 5-8 мм и переверните соединение фольги с бумагой на обратную сторону.
6. С помощью линейки сделайте ещё одну рамку, соединив 4 намеченные точки прямыми линиями.
7. Освободите контур шаблона рисунка от бумаги.
2этап:
1 (слайд26)
1. С помощью деревянной палочки – стека с острым концом пройдите весь контур ещё раз для того, чтобы его углубить и уточнить.
2. Давить на лист фольги надо с лицевой стороны.
Цель этой операции – получение красивого эластичного контура
2 (слайд 27)
1.Наклоняя деревянную палочку – стек, продавите внутри границ контура рельефа наибольшие по объему формы.
2. Осторожными уверенными скользящими движениями продавите форму за формой внутри контура.
3. Делать это надо на виниловом коврике. Давить на лист фольги с обратной стороны.
4. Самые узкие формы рельефа продавите внутри границ контура острым концом деревянной палочки – стека. Работайте на обратной стороне листа фольги.
3 (слайд 28)
Эти операции составляют единый процесс:
Можно сначала поработать над контуром, затем над большими объемами, снова вернуться к контуру, потом поработать над средними объемами и т.д.
3 этап: (слайд 29)
1. С помощью линейки и длинной деревянной палочки – стека ещё раз обведите контур первой рамки.
2. Переверните рельеф на обратную сторону и также с помощью линейки углубите контур второй внешней рамки.
ВАЖНО: работать на виниловом коврике. Давить на лист фольги с обратной стороны.
4 этап: (слайд30)
1. Приклейте к обратной стороне сделанной работы, надёжное крепление.
Возьмите отрезок нитки длиной 10см (шерстяную).
На каждом конце нитки завяжите по три узелка и приклейте клейкой лентой к задней стороне рельефа, в его верхней части.
На расстоянии 2 см. друг от друга в месте на 2 см. ниже первой внутренней рамки, посередине сделанной работы.
Приклейте нитку к фольге. Петля нитки должна оставаться свободной, чтобы служить вешалкой для настенного крепления.

VII. Подведение итогов урока

- Цель нашего урока была – Изготовить Художественную открытку методом «Тиснения по фольге».
- Справились ли мы с выполненной задачей?
- Ответы учащихся.
С целью урока справились все.
- Всех ли устраивает результат вашей работы? Все ли довольны своими работами? Кто хотел бы изменить или исправить что – то в своей работе? В чём были затруднения в работе? Всем ли удалось сделать работу с первого раза. Понравилась вам эта техника работы с фольгой? А как можно применить изготовленные вами открытки.
- Ответы учащихся
- Ребята, а как бы вы оценили свои работы и работы одноклассников? Чьи работы понравились больше, а кому надо ещё постараться. (Оценки учащихся)

VIII. Домашнее задание:
1. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос.
- Как выполнить тиснение по фольге.
- Подготовиться к следующему уроку «Художественная обработка металла. Ажурная скульптура. Плетение из фольги».
- Принести фольгу, ножницы, линейку, подготовить рисунок.