Доклад ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Черноусова О.П.
Белгородская область, г. Алексеевка,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Алексеевская общеобразовательная школа – интернат»

В современных условиях развития социально-экономической ситуации встаёт проблема построения системы образовательной, психологической и педагогической помощи детям с особыми потребностями, которая позволила бы им оптимально и адекватно войти в жизнь, социализироваться чувствовать себя необходимым и полноценным членом общества. Социальная дезадаптация воспитанников школы-интерната обусловлена как нарушениями в развитии, так и затруднениями в общении, самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Для социальной адаптации таких детей необходима благоприятная психолого-педагогическая развивающая среда, включающая специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности. Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это в конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности, необходимой ребёнку для успешного вхождения в социум. В своей практической работе я сделала акцент, на создание таких педагогических условий, которые позволили: установить эмоционально-личностный контакт взрослого с каждым ребёнком, сформировать у детей адекватные представления о сверстнике – партнёре по игре, уточнить его игровые предпочтения и умения, развить и обогатить социальный опыт каждого ребёнка. Учитывая, что игры и игрушки влияют на создание адекватного образа мира ребёнка и овладение этим образом мира зависит от создания в школе-интернате развивающей предметно-игровой среды. Среда образовательного учреждения рассматривается в этом случае как пространство самоопределения ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и предпочтениями и как сфера педагогических влияний, создания педагогических условий для развития и саморазвития ребёнка. Создание предметно-игровой среды является условием формирования игровой деятельности воспитанников, что в дальнейшем предполагает стимулирование познавательной активности, воображения, речевого развития, межличностных взаимоотношений, игровых умений детей. В школе – интернате для этого оборудована игровая комната, где присутствуют крупногабаритные модули, тематические наборы игрушек, многосекционные ширмы, передвижная мебель, настенное панно, подвесные конструкции, игровые пособия, предметы-заместители, легко трансформирующиеся в необходимый предмет и обеспечивающие реализацию игрового замысла детей.
Создание воспитателем педагогической среды непосредственно связано с наполнением информационного пространства вокруг личности ребёнка психолого-педагогическим сопровождением. Так же важным педагогическим условием формирование игровой деятельности младших школьников с ОВЗ является развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка. Бесспорно, важнейшая роль в социальной микросреде ребёнка принадлежит взрослым. Человеческие и профессиональные качества педагога (любовь к детям, желание и готовность им помочь, стремление к педагогически обоснованным поступкам, творческий подход в каждом отдельном случае и с каждым отдельным ребёнком, педагогический такт, профессиональное самосовершенствование, вера в силы и возможности ребёнка) создают условия для формирования личности воспитанника, его индивидуальности.
Одним из основных условий моей работы с детьми является установление эмоционально-личностного контакта с каждым ребёнком с целью дальнейшего формирования у него ориентировки на взрослого человека как на источник социального опыта. В процессе обучения игровой деятельности внимание было уделено постановке вопросов детям и воспитанию у воспитанников умения задавать вопросы. Не менее важным в работе воспитателя с детьми является использование повторения, как важного педагогического принципа. На занятиях он выступает как ведущий метод или методический приём. Активно используется, прём припоминания, который обращён к каждодневному опыту детей, для активизации имеющихся у них представлений. Побуждение «личной памяти», своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, способствовали осознанию ребёнком реальных возможностей между людьми. Специальное внимание уделялось использованию приёмов, направленных на повышение эмоциональной активности детей, такие приёмы эмоционально настраивают каждого ребёнка на социальное познание, обостряют желание разгадать какой-то секрет, кому-то оказать помощь. Для того чтобы игровая деятельность детей с ОВЗ, достигла такого развития, при котором её можно использовать в качестве одного из ведущих средств коррекционно-воспитательного воздействия, были поставлены следующие задачи:
1.Формировать мотивацию к игровой деятельности (проблемно-поисковые ситуации, просмотр видеофильмов и прослушивание детьми художественных произведений в целях ознакомления их с социальными явлениями);
2.Совершенствовать представления воспитанников о социальных явлениях (целенаправленные экскурсии и наблюдения, беседы, словесно-дидактические игры, игры-занятия);
3.Формировать элементарные игровые умения (предложить тему игры, распределить роли, придумать сюжет игры, согласовать действия и партнёрами, соблюдать игровые действия, развёртывать в игре ролевую речь, изменять ролевое поведение в ходе игры, разрешать проблемную ситуацию при решении игровой задачи, использовать в игре атрибутику и предметы заменители, выполнять правила в соответствии с замыслом игры);4.Формировать адекватные межличностные отношения детей в процессе совместной деятельности. Формирование игровой деятельности воспитанников проходит в разных формах работы с детьми: групповой, подгрупповой, парной и индивидуальной. Выбор той или иной формы работы зависит как от уровня психического развития каждого воспитанника, так и от задач, содержания коррекционного воздействия. В процессе целенаправленного обучения широко используются следующие формы обучения: игра-занятия, игра-беседа, игра-сюжет, совместные игры воспитателя и детей, самостоятельные игры детей в свободное время. В педагогическом процессе соблюдался баланс: между игрой и другими видами деятельности.
Активное побуждение и привлечение ребёнка к игре, постоянное общение в процессе игровой деятельности, всё это направленно на успешную социализацию воспитанников всем доступными для них средствами и приёмам, подготовки их к жизни в обществе.