Внешняя политика России во второй половине XVIII века


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»
Методическая разработка занятия
тема
Внешняя политика России во второй половине 18 века
Перевоз,
2015г.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Перевозский строительный колледж»
Разработчик: Горюнов А.В.
Данная методическая разработка направлена на формирование у обучающихся
понимания сути геополитических интересов России во второй половине 18 века и умения проводить аналогии с современной политической ситуацией в мире. Методическая разработка позволяет обучающимся самостоятельно определить внешнеполитические угрозы России прошлого и настоящего, определить задачи государства по решению данной проблемы и с использованием информационно-коммуникативных технологий найти способы решения этих задач. В процессе занятия продолжается воспитание патриотических и нравственных качеств личности на примерах подвигов русских героев, полководцев ,проявление устойчивого интереса к истории своей страны
План-конспект занятия
Тема: Внешняя политика России во 2-ой половине XVIII веке.Цель: Понять, что внешнюю политику государства надо рассматривать с точки зрения геополитических интересов страны.Задачи:- Охарактеризовать основные направления внешней политики России во 2-ой половине XVIII века.- Оценить итоги внешней политики Екатерины II
Оборудование:ПК, проектор, раздаточный материал для практической и самостоятельной работы.
Ход занятий:
Организационный моментПриветствие. Проверка посещаемости. Проверка готовности к занятию. Объявляется тема, цель и задачи урока.Тема занятия Внешняя политика России во 2-ой половине XVIII века.Целью занятия является понять, что внешнюю политику государства надо рассматривать с точки зрения геополитических интересов страны.
Изучение нового материала
1) - Давайте вспомним на какие ханства разделила Золотая Орда?Студенты отвечают: «На Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское.Эти ханства были враждебны России, совершали постоянные набеги на неё.
Вопрос:Как была решена эта проблема и кем?Ответ: Иваном Грозным. Вопрос:Почему не могли справить с Крымским ханством?Ответ: Потому что за его спиной была могущественная Османская империя ( Турция ). Вопрос:Кто из русских царей пытался решить проблему борьбы с Крымским ханством и кто ставил задачу выхода к Чёрному морю?Ответ:Пётр 1. В 1696 году войска Петра взяли Турецкую крепость Азов. Это означало войну с Турцией, Пётр отправился в Европу искать союзников для борьбы с Турцией, но никто не решился выступить против неё. Вопрос: А в каком году произошло ещё одно столкновение Петра с Турками? Ответ: В 1711 году на реке Прут. Пришлось отдать Азов. Вот таким сильным государством была Турция. А во второй половине XVIII века Россия была сильна на столько, что готова была помериться силами с Турцией. Вопрос: Как вы думаете какие задачи внешней политики ставила Россия, учитывая постоянную угрозу со стороны Крымского ханства?Ответ: Ликвидировать угрозу со стороны Крыма – это автоматически подразумевало борьбу с Турцией и в случае успеха обеспечивало России выход к Чёрному морю.
Итак, первая задача внешней политики ликвидация угрозы со стороны Крымского ханства, борьба за выход к Чёрному морю.
2)- Давайте вспомним историю Киевской Руси.Вопрос: В каком году было нашествие Батыя? Ответ: В 1237гВопрос: Куда уходят Юго-Западные русские земли?Ответ: В Литву. Вопрос: В каком году объединилась Литва с Польшей.Ответ: В 1569 году.Вопрос: Что вы знаете о взаимоотношении Польши ( Р. П.) и России?Смутное время – 1612 год.1632-1634гг – Смоленск1654г – Воссоединение Украины с Россией.Вопрос: Какой могла быть задача русской внешней политики? Борьба за возвращение Западных русских земель.И 3-тья задача:Борьба с революционной Франции.Великие державы того времени Англия и Пруссия постоянно подстрекали Турцию к выступлению против Росси. Им было выгодно не пустить Россию к берегам Чёрного моря руками Турции и зависимого от неё Крымского ханства.В 1768 году Крымский хан вторгся в левобережную Украину и началась Русско-Турецкая война.1768-1774гг - Войска хана были отброшены русской армией под командованием Румянцева Петра Александровича. Об этом полководце у нас подготовлено сообщение. ( Абакумов А. )Русская армия вошла на территорию Молдавии зависимой от Турции. В сражении у рек Ларга и Кагул, Румянцев разбил превосходящие силы турок. Русский флот, Спиридов Григорий Андреевич, сообщение ( Пугаев Максим), разбил турецкий флот в Чесменской бухте. Итоги войны: 10 июля 1774 года мирный договор в Кючук–Кайнарджи Россия получила земли между Бугом и Днепром и крепости в Крыму. Земли до Кубани. Частичный контроль в Молдавии и Валахии. Русские суда получили право свободного плавания по Черноморским проливам.В 1783 году Крымский хан отрёкся от престола и Крым стал территорией России вместе с Приазовскими и Причерноморскими степями. Восточная Грузия так же вошла в состав России. Вопрос: Как вы думаете, смирилась ли Турция с итогами войны с потерей территории? Ответ: Нет.Россия так же не считала конфликт исчерпанным, так как часть северного побережья Чёрного моря оставалась за Турцией. Россия заключила договор с Австрией. Турция предъявила России ультиматум:1. Вернуть Крым.2. Признать Грузию зависимой от Турции.3. Досмотр русских судов, проходящих через Черноморские проливы. Началась русско-турецкая война 1787-1791 годов. Турецкий флот подступил к Кинбурну. Это ключевой пункт русской обороны в Причерноморья. Гарнизоном командовал Суворов ( 3000 солдат ). Он позволил высадиться турецкому десанту ( 5000 солдат ) и полностью его уничтожил.1788 год – Князь Потёмкин взял Очаков. 1789 год – Суворов Фокшаны ( сообщение Тычинкин К. )Рымник ИзмаилУшаков ( Сообщение Хомяков А.Д)Мирный договор в Яссах.Разделы ПольшиБорьба с революционной Францией.

Подведение итогов занятия.
Сегодня мы познакомились с основными направлениями русской внешней политики второй половины 18 века. .Я думаю у вас сложилось более полное представление о геополитических интересах России того периода времени,причем,как видите,они переплетаются с современной ситуацией в мире. Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока: Что нового узнали на занятии?,Какие проблемы у вас возникали по ходу занятия? Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?Обучающимся раздаются карточки-задания для закрепления нового материала после выполнения которых подводятся итоги,выставляются оценки.
Приложения
Доклады о русских полководцах :
Румянцеве П.А., Спиридове Г.А., Потемкине Г.А.,Суворове А.В. Ушакове Ф.Ф. подготовили студенты Абакумов А., Пугаев М.,Яшин И.,Тычинкин К.,Хомяков А. Карта Русско-турецкая война 1768-1774 гг; Русско-турецкая война 1787-1791 гг; Разделы Польши
Список использованных источников и литературы.
1Артемов В.В.История (для всех специальностей СПО): Учебник 2.В.В.Артемов.-2-е., испр.-М.:Академия, 2010.256с.
3.Самыгин П.С. История: Учебное пособие П.С.Самыгин.-14-е изд., Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 474с.
4.Артемов В.В. История: Учебник В.В.Артемов.-10-еизд., стер. –
М.: Академия,2012. – 448с.
5.Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В 2 ч.
- М.: Академия, 2012. – 320с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
http://school-collection.edu.ru