Исследовательский проект на тему: Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира


Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира Исполнитель:Шалковская Наталья Сергеевна Актуальность исследования Российское государство и общество сегодня нуждаются в людях, способных к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы. В основе таких отношений находится осознание того, что наше поведение и деятельность по отношению к природе не всегда гармоничны и адекватны.В Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010) указывается на необходимость формирования у учащихся ценностного опыта, включающего: экологически ориентированные рефлексивно-оценочные действия; способность интерпретировать общественные экологические ценности и самоопределение в них; оценку своих возможностей участия в решении экологических проблем; исполнение нравственных обязанностей в области нерасточительного потребления природных ресурсов. Цель исследования Обосновать возможности начального естественнонаучного образования в формировании у младших школьников ценностного отношения к природе и определить условия, обеспечивающие результативность этого процесса. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс изучения окружающего мира в начальной школе.Предмет исследования – формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе изучения окружающего мира Гипотеза исследования Гипотеза исследования основывается на предположении, что формирование ценностного отношения к природе у младших школьников в процессе изучения окружающего мира будет эффективным, если: 1.Смыслообразующим элементом содержания предмета «Окружающий мир» будет выступать ценностный компонент.2.Формирование ценностного отношения будет осуществляться через создание личностно значимых ситуаций, решение ценностно смысловых задач. Задачи исследования 1.Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к природе, определить критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников данного личностного образования.2.Обосновать необходимость формирования у младших школьников ценностного отношения к природе средствами предмета «Окружающий мир».3.Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий формирования у младших школьников ценностного отношения к природе на основе УМК «Гармония» О.Т. Поглазовой.4.Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по формированию у младших школьников ценностного отношения к природе. Проблема ценностных отношений Рассматривается в работах О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, A.B. Кирьяковой, Л.П. Разбегаевой, В.П. Тугаринова и др. Ценностные отношения рассматриваются как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, как результат интериоризации ею ведущих социальных ценностей, позволяющий ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности. Для уточнения и конкретизации понятия ценностное отношение к природе нами были изучены такие понятия, как «ценность», «ценностное отношение» Ценности - критерии, которые используются для выбора и обоснования действий, а также для оценки себя, других людей и событий. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремитьсяЦенностное отношение к природе рассматривается как интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственном восприятии природы, опирающееся на личностную эмоциональную реакцию, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся во взаимодействии с объектами природы. У младших школьников наблюдается некоторые противоречия между тем, что они знают о правилах поведения, что признают необходимым и важным, и тем, как они действуют самостоятельно в условиях повседневной жизни. Это связано со спецификой возраста и методическими проблемами в организации учителями процесса формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру. Экспериментальная база исследования Базой исследования явилось МКОУ ООШ №14 г. ТавдыУчастие принимали 24 школьника 2 класса. Опытно-поисковая работа3 этапа: 1-ый этап – констатирующий;2-ой этап- формирующий;3-й этап - контрольный Констатирующий этап Целью диагностического исследования являлось изучение уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.Для достижения данной цели мы определили задачи:1.Определить критерии, показатели и уровни сформированности у младших школьников ценностного отношения к природе.2.Подобрать диагностические методики и разработать задания для диагностики уровня сформированности ценностного отношения к природе.3.Провести диагностические процедуры и обработать результаты диагностического исследования. На основе исследований Л.В. Моисеевой нами выделены показатели ценностного отношенияПонимание ценности природы, ее незаменимости в жизни человека – смысловое восприятие или интерпретация объектов и явлений природы с позиций их в жизни человека и общества. значения Эмоциональная отзывчивость по отношению к живым объектам природы – положительная установка на «другого», направленность личности на проявление моральных чувств, сопереживание природным объектам.Умение оценивать многообразие значения природы и стремление реализовать отношение в поступках – оценка объектов природы с ориентацией на общечеловеческие, социальные, личностные ценности и стремление к «помогающему поведению», внутреннее желание, готовность действовать. Рис. 1. Уровни сформированности у младших школьников ценностного отношения к природе в контрольной и экспериментальной группах. Большинство детей признают значимость природы. Однако обосновать свою позицию могут не все. Констатирующий эксперимент показал, что в современной практике существуют проблемы в формировании у младших школьников ценностного отношения природе. Нами было выявлено противоречие, которое заключается в том, что с одной стороны содержание государственного образовательного стандарта предполагает формирование ценностного отношения к природе, с другой стороны в массовой практике обучения младших школьников не создаются условия, обеспечивающие целенаправленное формирование у учеников ценностного отношенияк природе. Формирующий этап Цель формирующего этапа опытно-поисковой работы – создать педагогические условия, обеспечивающие формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в экспериментальной группе. Формирующий этап Первое условие – ценностный компонент будет выступать смыслообразующим элементом содержания предмета «Окружающий мир»На основе анализа УМК «Гармония» О.Т. Поглазовой для 2 класса нами выделены ценностные аспекты учебного содержания и актуализирован ценностный потенциал курса «Окружающий мир».Фрагмент учебного содержания представлен на следующем слайде. Тема Программное содержание Знаниевый и деятельностный компоненты Ценностный компонент Природные тела и явления Наблюдать природные объекты, явления и характеризовать их.Приводить примеры природных тел и явлений.Наблюдать дневное и ночное небо, разные виды и формы облаков.Объяснять причину смены дня и ночи, смены времён года.Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли.Работать с глобусом и физической картой полушарий.Учиться извлекать информацию из круговой диаграммы (соотношение суши и водной поверхности на Земле).Различать и характеризовать формы суши, их части.Наблюдать разные формы земной поверхности своей местности.Описывать внешний вид, характерные особенности разных видов водоёмов.Различать и сравнивать по иллюстрациям разные формы суши и виды водоёмов. Находить на физической карте равнины, горы, реки, озёра, моря.Моделировать различные формы суши из песка, глины или пластилина.Анализировать примеры использования человеком природных богатств. Ценность учёных, изучающих живую и неживую природу. Ценность наблюдений и экспериментов в изучении законов природы.Красота природных явлений, происходящих в живой и неживой природе. Ценностное отношение к науке астрономии. Понимать ценность Солнца – ближайшей к Земле звезды, источника света и тепла для растений, животных, человека. Ценность звёзд и созвездий.Комет, метеоритов.Красота ночного неба.Ценностные представления о Земной форме, размерах и движении. Вращении Земли вокруг оси как причины смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Ценность первого полёта человека вокруг Земли, первого космонавта мира, Ю. А. Гагарина. Ценность Луны – естественного спутника Земли. Движения Луны вокруг Земли как причины изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Ценностный компонент содержания предмета «Окружающий мир»(О.Т. Поглазова, 2 класс) Формирующий этап Второе условие – формирование ценностного отношения будет осуществляться через создание личностно значимых ситуаций, решение ценностно-смысловых задач. Для формирования у младших школьников ценностного отношения к природе применялись задачи ценностно-смыслового характера (в форме рассказа-рассуждения).Это давало учащимся возможность проявить эмоциональное отношение к природной среде, чувство сопереживания. Продемонстрировать ценностное отношение к природе. Рассказ-рассуждение позволил отследить развитие у младших школьников эмоционального компонента ценностного отношения к природе. Тема «Природа – наш дом сейчас!» 1. Берегут ли люди природу в настоящее время? 2. В каком состоянии находится природа сегодня? 3. Что Вы делаете, чтобы сохранять чистоту в своём городе? 4. Помогают ли Вам в этом Ваши родители или друзья? 5. Что нужно делать всем людям, для сохранения природы? 6. Почему природа – наш дом сейчас? Высказывания детей: «Меня волнует, как же мы будем жить, если на Земле не останется ни одного дерева?» «Где будут жить рыбы, если реки очень грязные?». Маша К.: «Когда я смотрю телевизор и там показывают, как ловят или убивают животных, то мне становится очень их жалко. Я не понимаю, почему это делают, и родители объяснили, что это браконьеры и это очень плохо». Олеся Е. «Ценность – это то, что очень важно для человека». Миша К. «Природа как ценность – это значит, мы должны уважать её, беречь и сохранить её не только для себя, но и для других жителей нашей планеты». Коля С. Ответил следующим образом: «Люди стали верить в то, что человек сильнее, чем природа. Это произошло потому, что люди перестали ценить природу». Тема «Природа будет жить»Частично-поисковая задача ценностно-смыслового характера «Что можно сделать, чтобы сохранить природу?» С целью выявления ценностного отношения к природе детям предлагалось перечислить в порядке убывания, что для них наиболее важно:общение с природой;чтение книг о природе»урок «Мир вокруг нас»посещение музеев;участие в делах по охране природы;телевизионные передачи;кинофильмы и мультфильмы о природе;беседы с учителем или родителями о природе, её охране. Анализ проведённой методики показал, что на позитивное отношение к природе у большинства младших школьников влияет непосредственное общение с природой, чтение книг о природе и беседы.Проявление высокого (действенного) уровня сформированности ценностного отношения к природе наблюдалось в подготовленных ими сообщениях. Например, Настя Ц. подготовила следующее сообщение: «Каждый человек должен думать о сохранении нашей природы. Я тоже думаю и переживаю за её состояние. Зимой я и мои родители сделали кормушку для голодных птиц, которую мы потом повесили на территории школы. Я очень гордилась своим поступком, и каждый день приносила туда еду.» Контрольный этап Рис. 2. Уровни сформированности у младших школьников ценностного отношения к природе на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы Методические рекомендации для учителейДля целенаправленного воспитания личности (и в его рамках формирования ценностного отношения к природе) необходимо соблюдение следующих условий: − четкое формулирование воспитательных целей и задач; − отбор и включение в учебное содержание ценностных компонентов; − системное взаимодействие когнитивного, деятельностного и аксиологического компонентов содержания экологического образования; − введение в учебное содержание знаний, связанных с жизнью учащихся; − организация деятельности, осознаваемой учащимися как личностно значимая деятельность; − обеспечение мотивированного включения детей в разнообразные виды деятельности и создание на этой основе ситуаций успеха; − использование технологий личностно ориентированного обучения; − воздействие на эмоции учащихся; − творческий обмен ценностями между учащимися и учителем; − создание гуманистических отношений между учениками; − обеспечение восприятия личностью общечеловеческих ценностей; − организация общения учащихся с природой в целях воздействия на эмоции, чувства и разум. Проведенная опытно-поисковая работа показала, что выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение, задачи решены, цель исследования достигнута. Спасибо за внимание!