Урок в 5 классе на тему Глагол как часть речи. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами


Урок русского языка в 5 классе
на тему «Глагол как часть речи. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами»
Приветствие. Оргмомент.
Фронтальный опрос:
Что обозначает глагол как часть речи?
На какие вопросы отвечает?
Какие грамматические (морфологические) признаки имеет глагол? Как он изменяется?
Каким членом предложения обычно бывает глагол?
Упр. № 590 (делаем устно, «по цепочке»). Прочтите поговорки, назовите употребленные в них глаголы. Как вы находили глаголы: по вопросу, по значению или по окончанию?
Работа с лингвистическим текстом о глаголе (учебник, с. 211).
Итак, глаголы могут обозначать в русском языке самые разнообразные явления. Выполним следующее задание, чтобы убедиться в этом.
Работа в парах: игра «Кто придумает больше слов?» (по материалу упр. 593).
На доске без знаков препинания записано следующее предложение:
«Я тебя не (не)волю, (не)хочешь ехать — оставайся», — сказал отец сыну.
Скажите, каких знаков препинания недостает? Вспомним, как оформляется прямая речь на письме?
Как вы напишете НЕ в первом и во втором случае: слитно или раздельно? Какой частью речи являются эти слова? Запишите это предложение в тетрадь.
Итак, как пишется НЕ с глаголами? Почему в первом случае мы будем писать слитно, а во втором — раздельно? (ученики сами формулируют правило).
Выполним упр. № 597: заполним таблицу примерами.
Проверим, как вы усвоили правило. (Проверочный диктант, работа в тетрадях и на доске.) Задание: запишите под диктовку предложения, объясните написание НЕ с глаголами.
(Не)взлюбила мачеха падчерицу, (не)давала ей и минуты покоя.
Я (не)доумевал: что такое приключилось с Петей? Почему он (не)выходит гулять? Оказалось, что ему (не)здоровилось.
Легкокрылая бабочка (не)жилась на солнышке и (не)хотела улетать с цветка.
Подведение итогов урока. Итак, дайте определение глагола как части речи. Как обычно пишется НЕ с глаголами? В каком случае НЕ с глаголом пишется слитно?
Домашнее задание: упр. № 594, 596 (закрепляющие навык упражнения).