Конспект занятия в начальных классах во внеурочное время по курсу «История авиации и космонавтики»: «Физические переменные, новые и сверхновые звезды»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35
Конспект
занятия по курсу «История авиация и космонавтики»
для детей начальных классов
«Физические переменные, новые и сверхновые звёзды»
Выполнила: Ятманова Е.А.
учитель начальных классов
г.Ульяновск
2013-2014
Обучающие задачи.
Закрепить знания детей о звездах. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь школьников, расширять их кругозор о космосе. Сформировать первоначальное представление о звездах, их размере и цвету.
Развивающие задачи.
Развивать память, логику, смекалку фантазию; умение практического использования своих знаний в практической деятельности.
Воспитывающие задачи.
Воспитывать любовь к миру, родной стране, дружеские взаимоотношения.
Методические приёмы:
наглядный: рассматривание фотографий, рисунков и иллюстраций планет, космического пространства, звезд в презентации, видеофильм «Сравнение звезд и планет»
словесные: беседы, вопросы, напоминание, чтение детской энциклопедии «Астрономия и космос»;
игровые, практические: игра-разминка «Отправляемся в полёт», конкурс «Собери звезду»; практическая работа «Построй ракету».
Оборудование.
Мультимедиа, 2 мячика, белая и цветная бумага, клей, ножницы, карандаш,
цветные карандаши.
Демонстрационный материал.
Презентация «Физические переменные, новые и сверхновые звёзды», видеофильм «Сравнение звезд и планет», шаблон поделки «Звезда», образец поделки «Ракета»
Количество часов: 2 ч.
Структура занятия.
Вводная часть. Беседа. Игра-разминка «Отправляемся в полёт».
Основная часть. Чтение детьми энциклопедии, просмотр презентации и видеофильма. Обсуждение.
Заключительная часть. Практическая работа, украшение космическими поделками кабинета, подведение итога занятия.
Предварительная работа.
Знакомство переменными звездами, чтение энциклопедии о космосе и рассматривание космических иллюстраций в презентации; продуктивная деятельность (конструирование «На ракете к звёздам»,; рисование и сборка звезды ).
Индивидуальный подход.
Детей с высоким уровнем развития побуждать к составлению более сложных предложений при ответах на вопросы, к оказанию деликатной помощи затрудняющимся сверстникам. Детей со средним уровнем развития активизировать в практических работах.
Примерный план урока:
1. Актуализация знаний. «Отправляемся в полет» (слайд 2)
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
Повторение пройденного материала.
- Правильно, продолжим наше путешествие дальше на ракете. Что вы видите на экране?
- А что такое - звезда?
- Что мы знаем о звездах? (слайд 3-5)
3. Закрепление.
(работа со схемой на слайде 6)
center0
зачитывание учащимися статей из энциклопедий ,
просмотр фильма «Сравнение размеров звезд и планет»,
обсуждение после просмотра фильма (ответы на интересующие вопросы детей по фильму о размерах и цвете звезд).
center0
4. Введение нового понятия – переменные звезды.
(показать на примере вращения мячиков)
- Иногда мы замечаем, что какая-то звезда со временем меняет яркость и цвет. Такие звезды астрономы назвали переменными. Бывают переменные пульсирующие звезды, внешние слои которых то раздуваются, то опадают.
а бывают затменные переменные : те самые двойные звезды. Вращаясь вокруг общего центра, одна звезда затмевает для земного наблюдателя другую, а потом место первой звезды занимает ее соседка.
Некоторые переменные звезды возникли в результате космических катастроф – взрывов сверхновых звезд.
5. Практическая часть.
-Более подробно об этом вы будете говорить в старших классах. А сейчас я вам предлагаю открыть свою звезду. Пока вы будете ее собирать, придумайте ей название.
( Приложение №1)
-Ну, а чтобы добраться до звезд, нам нужен транспорт.
(Приложение №2 )
Подведение итога.
- Ребята, что мы нового узнали о звездах?
Что вам понравилось на занятии?
О чем вы хотите поговорить на следующем занятии?
- На этом наше путешествие сегодня заканчивается. Но мы его с вами обязательно продолжим.

Приложение №1.
«Звезда»
шаблон раскрасить,
придумать название звезде,
сложить объемную звезду.

Приложение № 2.
«Отправляемся в полет»