Методические рекомендации к урока литературы Формирование коммуникативной компетентности пятиклассников в процессе обучения литературе













«Формирование коммуникативной компетентности пятиклассников в процессе обучения литературе»











Содержание

Введение...............................3
Глава 1. Понятие коммуникативной компетентности в научно–
методической литературе ...5
Глава 2. Современный подход к проблеме развития и
совершенствования коммуникативной компетентности.7
2.1. Аспекты коммуникативной компетентности.....7
2.2. Основные направления работы по развитию коммуникативных
умений и навыков пятиклассников. Моделирование ситуаций
общения .....11
Заключение...19
Список использованной литературы.21


















Введение
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Актуальность данной работы связана, прежде всего, с наличием следующей проблемы: в последнее время все чаще школы заявляют о наличии серьёзных недостатков в развитии коммуникативной компетентности школьников. Большинство детей приходит в школу с низким уровнем дошкольной языковой подготовки. Это обусловлено несколькими причинами:
занятость родителей не позволяет уделять должного внимания ребенку, с ним мало общаются; информация идет в основном из телевизора;
диалектная среда;
отдалённость от районного центра лишает сельскую школу ряда преимуществ (учреждения дополнительного образования), которыми пользуются учащиеся школ района для получения информации;
закомплексованность или неумение и боязнь самих детей высказывать своё мнение, отношение к предмету, действию, поступку.
Это ведёт к тому, что в устной речи детей сочетаются речевые штампы, междометия и диалектизмы. Школьники практически не могут выразить свои мысли, им трудно общаться. Речь большинства не соответствует их возрастным показателям.
Таким образом, возникает необходимость создания условий для формирования коммуникативной компетентности: подбор соответствующих методических приемов погружения в определённую развивающую речевую ситуацию.
Коммуникативная компетентность - это готовность и способность к взаимодействию с другими людьми, важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей и умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность.
Если мы посмотрим на список «общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности», предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом, увидим, что половина из них связана с коммуникацией:
адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
составлять план, тезисы, конспект.
Коммуникативная компетентность формируется в процессе обучения и зависит от образовательной ситуации, в которой живет и развивается ребенок, а также от степени овладения им всего словарного богатства русского языка.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать коммуникативную культуру учащихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях обучения.
Глава 1. Понятие коммуникативной компетентности в научно–методической литературе
Теоретическое осмысление и практическое применение компетентностного подхода в преподавании литературы началось с исследований коммуникативной методики. Определение компетенции, по Д.А. Иванову, К.Г. Митрофанову, О.А. Соколовой, связано с совокупностью специальных и общепредметных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также ценностных мотивов деятельности, сформированных у школьников в результате изучения ими предметной образовательной области [3]. При этом понятие «компетентность» в некоторых источниках определяется как совокупность личностных качеств субъекта по отношению к какой–либо его деятельности, как определенная характеристика личности [8].
Большинство научно-практических трудов свидетельствуют о том, что коммуникативную компетентность ученика удобнее всего рассматривать по продукту его учебной деятельности – по письменным текстам, созданным самостоятельно. В то же время коммуникативная компетентность школьника выступает как состоявшееся личностное качество, несущее определённую смысловую нагрузку характеристики субъекта. Мы согласны с учёным Кабардовым М.К. и считаем, что определяющим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками и между учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание (в устной и письменной формах) [4].
В основе работы лежат идеи теории коммуникации Кашкина В.В. («Формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом»), Кульневича С.В. («Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Поэтому трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбе в целом» [5], [6].
Для достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности обучающихся необходимо определить сущностное содержание уровней и критериев коммуникативной компетентности, а также обеспечить комплекс необходимых условий для организации урочной деятельности, направленной на формирование коммуникативной компетентности пятиклассников. Практическая значимость заключается в подборе, а также комбинировании различных приёмов и методов, направленных на создание ситуации общения как совокупности условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для достижения цели формирования коммуникативной компетентности школьников.














Глава 2. Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности
2.1. Аспекты коммуникативной компетентности
Одним из важнейших умений современной личности, по мнению автора работы, являются коммуникативные умения.
 Реализация поставленной цели в выбранном направлении требует решения следующих задач:
определить критерии уровня сформированности коммуникативной компетентности;
выделить аспекты работы по подготовке школьников к общению;
апробировать систему приёмов и методов формирования компетентности общения учащихся через организацию коммуникативных ситуаций на уроках литературы.
Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов, или составляющих:
- коммуникативная способность;
- коммуникативное знание;
- коммуникативные умения.
Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.
Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны в исполнении педагога.
Формирование коммуникативных умений предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности. [4].
Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у школьника высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению, общаясь».
Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Этому способствует концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы:
Этапы
Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап
Готовность учащихся участвовать в урочном общении


Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ


Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой


Комментировать вопросы и ответы


Делать сообщения


Рассказывать логично и последовательно

2 этап
Простота и чёткость речевого высказывания


Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку


Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко


Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание


Умение использовать риторические вопросы


Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником


Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап
Умение вести беседу в паре, в группе


Умение поддерживать беседу


Умение вести конструктивный диалог


Умение построить дискуссию и вести её


Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).
Общение неотделимо от условий, в которых оно протекает, а именно: от обстановки и от конкретного экстралингвистического контекста. К последнему можно отнести цель и условия общения, конкретное содержание речевого акта, характерное своеобразие участников разговора. Всё перечисленное образует ситуацию общения как совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для достижения цели речевого общения.
Какие же условия необходимы для создания ситуации речевого общения или какие компоненты составляют коммуникативную ситуацию? Такими компонентами являются: социально-коммуникативные роли участников общения (возраст, профессия, социальный статус); цель общения (намерения, желания); обстановка (место действия, время); предмет общения; чувства и эмоции.
Таким образом, для эффективного общения (особенно в форме диалога) необходимо создание коммуникативной ситуации. Считаем, что моделирование коммуникативной ситуации должно осуществляться пошагово.














2.2. Основные направления работы по развитию коммуникативных умений и навыков пятиклассников. Моделирование ситуаций общения
Уметь анализировать, сравнивать, выделять главное, творить и сотрудничать - вот с чем ребёнку необходимо войти в реальный мир. Развитию этих умений способствуют активные формы, методы и приёмы обучения. Формирование коммуникативных способностей пятиклассников зависит также и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным.
Для создания эмоционально - благоприятной ситуации на уроке используем:
игровые приёмы;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
«Рассказ от первого лица»:
- рассказать от лица Одиссея о том, как он попал на остров Полимефа;
- повествование от имени предмета: «Мир глазами Никиты».
«Комплимент»:
- сказать комплимент литературному герою (приём «Похвали»).
«Рассказ (сказка) в заданном ключе»:
- введение в название рассказа (сказки) нового объекта, сочинение нового произведения с уже известными героями.
«Изменение развязки»:
- придумать другое окончание рассказа (сказки).
Пересказы художественного текста -   являются важнейшими приемами, которые используются с целью развития коммуникативных умений. Целесообразно использовать пересказы следующих видов и подвидов: 
подробный, который, в свою очередь, делится на свободный (основан на первом впечатлении и передаче его в целом, «своими словами») и художественный близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста;
краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста. Работа над кратким пересказом учит школьника отбирать главное и существенное, отграничив их от второстепенного;
выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой;
пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица.
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (осложнённые творческими заданиями, с изменением лица рассказчика) пересказы следует широко применять в пятом классе как приём, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Рассмотрим умения, которые считаем необходимыми развивать для осуществления диалогического общения.
Продуктивное участие в диалоге предполагает владение умениями реплицирования в рамках диалога. Под этими умениями понимается способность отреагировать инициативной репликой на предложенную ситуацию общения и дать ответную реплику на инициальную реплику партнера с учетом ситуации общения. Специфическим параметром диалога являются умения взаимодействия, т. е. умения начать беседу и поддерживать ее с соблюдением очередности при обмене репликами, побуждать партнера к продолжению разговора, проявлять инициативу при смене темы, восстанавливать беседу в случае сбоя. Самым важным показателем владения диалогической речью является соответствие содержания высказывания ситуации общения и поставленной коммуникативной задаче. Основной прием развития, а также контроля вышеперечисленных умений диалогической речи  беседа по заданной ситуации. Ситуация может задаваться как вербально  путем описания, так и невербально  с помощью средств наглядности.
Для организации диалога с автором художественного произведения необходима организация читательской деятельности, которая включает:
эмоциональное вслушивание;
вычитывание;
выразительное чтение;
сочинения, рисование, инсценировки;
рассказы от лица персонажей.
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:
ролевое чтение (подготовка к чтению по ролям проводится в такой последовательности:
- знакомство с текстом – чтение или слушание;
- общая проверка восприятия;
- определение количества действующих лиц;
- чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов на закладках;
- определение необходимости чтения авторских слов;
- анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного чтения;
- определение интонационной окраски реплик героев;
- выбор чтецов и первое чтение по ролям;
- разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
- повторное чтение с новыми исполнителями;
- подведение итогов);
ролевые диалоги;
инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения (в парах);
инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
Поскольку фантазия и желание проявить себя у пятиклассника ещё велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Для формирования коммуникативной компетенции целесообразно применять мультимедийные тренажёры по развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения [2]. Так, при обобщении темы «Уж небо осенью дышало» можно использовать следующие приёмы:
«чтение наоборот»;
«чтение с решёткой»;
«шторка»;
«сплошной текст»;
«зашумленный текст»;
«текст-вертушка».
Важно также использовать вопросно-ответную форму урока как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся, исследованную доктором педагогических наук В.С.Безруковой [1]. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаем следующие виды вопросов:
Тренинговые вопросы
Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы
Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы
Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос
Вопрос – подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.

Таким образом, вопросы и ответы выполняют роль механизма формирования коммуникативных умений учащихся.
Большое внимание в работе по речевому развитию школьников следует уделять упражнениям в связной речи, а в частности, работе над сочинениями. Тематика сочинений в классе может быть широкой и разнообразной. Важно, чтобы тема сочинения пробуждала мысль детей, а предметы, взятые для описания, вызывали бы у них эстетические чувства. Сочинения пятиклассников можно классифицировать так:
Виды сочинений
Описание

творческие сочинения по картинке
учащимся демонстрируется картинка; предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию; можно придумать развитие сюжета, а также его финал

контаминации на темы художественных произведений
дети воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения, по-своему меняя поведение героев в определённых ситуациях; учащемуся предлагается пересказать определённый эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто всё это произошло с ним; очень важно выбрать произведение, достойное того, чтобы ребёнок перенял положительные черты его главного героя

свободное сочинение сказок и рассказов
заключается в том, что учащемуся представляется полная свобода - сочинять сказку или возможную ситуацию

При подготовке к работе над сочинением важно задумываться над вопросами:
- Как должно строиться высказывание?
- С чего начинается сочинение?
- Как научить связывать в сочинении части друг с другом по своему содержанию и форме?
Учащихся надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова.
Вначале пятиклассники тренируются находить выразительные средства (эпитеты, метафоры) для точного описания героев, анализируют произведения с точки зрения языка, особенностей сюжета. Ученики читают произведения народные, русских, зарубежных авторов, обмениваются книгами.
Далее идёт работа по поиску сюжетов, где самый обыденный предмет может превратиться в волшебный.
При анализе сказок целесообразно использовать следующие вопросы:
- Что удалось лучше всего?
- Где завязка? Где развязка?
- Интересен ли сюжет?
- Получилась ли сказка? и т.д.
Здесь необходима индивидуальная работа с каждым учеником. Учитель подчёркивает достоинства и мягко указывает на недостатки [9].
Такая работа продолжается в течение всего учебного года. Результат - сборники сказок, рассказов, стихотворений, выставки сочинений.
Пятиклассников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе создаётся обстановка реального общения, при которой ученики активно высказывают своё мнение, рассуждают. Поскольку у учащихся пятого класса поначалу преобладает наглядно-образное мышление (особенно в начале учебного года), важно строить обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, «вовлекая» в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Так, целесообразно использовать мультимедийные презентации с анимационными и звуковыми эффектами.
Приведём примеры приёмов, которые позволяют пробудить фантазию детей, устранить их скованность в общении.
«Метод Робинзона Крузо». Проводится в форме игры. Выбираем любой предмет, например, шляпу. Чем ещё (кроме головного может быть), в качестве чего может использоваться? Кто больше придумает? Шляпа, оказывается, может быть гнездом, корзиной для бумаг и т. д.
Сказки на новый лад. Пробуем переделывать сказки, выбираем в качестве персонажей предметы и животных.
Написание рассказов по заданному началу и концу. Такой приём требует
предварительной подготовки, поэтому задание даётся за неделю.
Для развития письменной речи учащихся ведётся читательский дневник. Форма ведения дневника такова:
Автор. Заглавие.
Основные герои произведения.
Основное содержание произведения.
Собственное отношение к прочитанному (отрывку, эпизоду, отдельному
герою).
Цитаты из текста произведения (строки, которые особенно понравились).
Время, затраченное на чтение.
Для обогащения, уточнения и активизации словарного запаса учащихся важно систематически проводить словарную работу. Словарная работа на уроках литературы приобретает особое значение, поскольку, по данным М.Р. Львова, до пятого класса половина новых слов входит в словарь школьников через уроки литературы (в начальной школе – через уроки литературного чтения) [7]. Учащиеся имеют дополнительную возможность неоднократного повторения значений новых слов и введения их в активный словарь разговорной речи.
Для раскрытия значения слов на уроках следует использовать следующие методы и приёмы:
показ соответствующего предмета или изображения;
замена данного слова описательным оборотом;
замена данного слова синонимом или антонимом;
поиск значения слова в словаре.
Проведение словарной работы на уроке сопровождается демонстрационной презентацией, что способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, при этом пятиклассники легко и с удовольствием получают новую информацию. Использование информационных технологий на уроках литературы играет немаловажную роль в формировании учебных навыков через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления.
Итак, важнейшим условием литературного образования является развитие коммуникативной компетенции учащихся.
А чтобы учащийся мог достигать коммуникативной цели, он должен использовать все богатства русского языка, все средства общения в  коммуникативных ситуациях. Считаем, что все вышеперечисленные условия, методические приёмы, используемые в системе для моделирования сценария урока и ключевых учебно-речевых ситуаций, способствуют формированию языкового поля ученика, коммуникативных компетенций.
Заключение
Одним из критериев сформированности коммуникативных умений и навыков пятиклассников является оценка уровня развития устной речи.
Обратимся теперь к анализу речевых умений, которые могут быть объектами контроля общения. Его составляющими являются:
умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения; умение последовательно развивать высказывание, т. е. правильно спланировать свою речь, выбирая самостоятельно содержание акта общения;
умение найти адекватные средства для передачи этого содержания, делая при необходимости самостоятельные выводы, обобщения; умения использовать в  высказываниях аргументы, соответствующие коммуникативным намерениям говорящего;
умение излагать свои мысли с достаточной степенью полноты; умение выражать субъективно-оценочное отношение к предмету речи.
Совокупность этих умений и определяет готовность и возможность общения. Эти умения конкретизируются в зависимости от формы устно-речевого общения: диалогической или монологической.
Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения». Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Осуществляя речевое развитие пятиклассников на уроках литературы, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее её осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию коммуникативных умений и навыков учащихся способствует общему развитию школьников, формирует их личностные качества.

 



















Список использованной литературы
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – М., 2008.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. – М., 2003.
Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности/ М.К.Кабардов, Е.В. Арцишевская.//Способности к склонности. – М.: Педагогика, 1998.
Кашкин В.Б. Язык, коммуникация и социальная среда. Выпуск 1. -Воронеж: ВГУ, 2001.- 175с.
Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий. - Ростов н/Д, 2001.
Львов М.Р. Методика развития речи школьников/ М.Р.Львов. – М.: Просвещение, 1985.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературы: Пособие для учителя. М., 1985. С. 248.
Самойлова Е.А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинения. – М., 2002.










13PAGE 15


13PAGE 142115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315