Технологическая карта урока матемматики 4класс по теме Остаток и делитель


Технологическая карта урока: математика
Учитель: Белькова Т.В.
Класс: 4 в Дата проведения: 27. 10. 2015.
Тема урока: Остаток и делитель
Место урока в теме: 3-й урок в теме «Деление с остатком»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель и ожидаемый результат (для учителя): познакомить учащихся с полным алгоритмом деления с остатком.
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): узнать, что для правильного деления с остатком должно обязательно выполняться условие: остаток должен быть меньше делителя.
Задачи урока.
1.Осваивать процесс деления с остатком:
- различать деление нацело и деление с остатком;
- определять неполное делимое;
– формировать вычислительные умения по выполнению действия деления с остатком во множестве целых натуральных чисел.
2. Развивать познавательную активность, мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать закономерности, делать выводы. 3. Воспитывать интерес к математике, любовь к родному городу, самостоятельность, дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика.
Оборудование  к уроку: учебник Чекина А. Л.“Математика” 4 класс ч.1 (УМК “Перспективная начальная школа”), тетрадь Захаровой О.А. для самостоятельной работы № 1, интерактивная доска, презентация к уроку, проектор, акустические колонки, документ-камера, заготовки плакатов, нетбуки, электронное приложение к учебнику Моро М.И. «Математика. 3 класс».
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
Личностные Метапредметные Предметные
1. Организационный момент.
Само определение к деятельности.
Включение в деловой ритм.
1.Настраивает детей на учебную деятельность, организует начало урока.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь.
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждёт обязательно!
2. Просит прочитать девиз к уроку Слайд №1

3. Просит подготовить рабочие тетради для работы на уроке, записав дату. 1.Проверяют готовность учебных принадлежностей, сосредотачивают внимание на восприятии учебного материала.

2. Читают девиз урока.
3. Готовят тетрадь для работы на уроке.
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам,
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: осознавать познавательную задачу Коммуникативные: получать информацию  в результате слушания
Регулятивные:
планирование учебногосотрудничества с учителем и
сверстниками, прогнозирование содержания учебной деятельности.
Умение оформлять работу в тетради в соответствии с требованиями
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений вдеятельности.
Выявление уровня знаний.
Определение типичных недостатков.
1. Предлагает детям отправиться в путешествие. Куда?
Это что за богатырь,Раздается ввысь и вширь,И всегда, во мгле ночей,Миллионы жжет огней?
(Город)
2. - Мы отправимся на экскурсию в город. А в какой, ответ дадут ребята 1-го варианта, выполнив задание (Слайд № 2), а тему урока определят ребята 2-го варианта.
Осуществляет проверку с помощью слайда №3

3. «Покупка билетов»
Предлагает детям «приобрести билеты» выполнив задание на нетбуках в программе «Отличник» и повторив табличные случаи деления. Слайд №5

4. «Проверка багажа»
Просит проверить багаж перед поездкой (сверить выполнение домашнего задания с соседом по парте)
5. «Заказ автобусов».
Предлагает детям выяснить, сколько автобусов понадобится классу для экскурсии.
Слайд №8

6. «Поездка к памятнику В.Н.Татищеву»
Предлагает устно найти значение выражений и записать дату основания города. Слайд №9

7. «Поездка на главный конвейер ВАЗа»
Предлагает, работая в группах, восстановить алгоритм деления с остатком. Слайд №10

8.Просит представителей групп показать результаты работы группы 1.Огадывают загадку (город).
2. Выполняют задание на слайде и узнают о том, что путешествие будет по родному городу Тольятти, сообщают, что тема урока: «Деление с остатком»

3.Уточняют, что для быстрого и правильного выполнения деления с остатком необходимо хорошо знать таблицу деления. Выполняют задания тренажера «Отличник» на нетбуках, стараясь получить отметку «5».
4.Сверяют свою домашнюю работу с работой соседа по парте, выясняют расхождения в решении, доказывают правильность своего решения.
5. Решают задачу с недостающим данным на деление с остатком.6.Находят значения выражений, содержащих несколько действий, записывая только значения. Догадываются, что число, составленное из записанных цифр, обозначает год основания города. Вспоминают, что город основал В.Н. Татищев.
7. Получив листы и таблички с названиями действий, приклеивают таблички в нужном порядке, замечают, что название последнего шага не знают.
8. Демонстрируют совместно выполненную работу. Осознание своих возможностей критического отношения к информации и избирательности её восприятия; развитие мышления, памяти, внимания, речи
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, умение
вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы для решения и оформления учебных и познавательных задач, структурирование информации, умение работать по инструкции
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Регулятивные:
планирование учебногосотрудничества с учителем и
сверстниками. Умение устно считать, применяя знания о порядке действий в выражениях, знания табличных случаев деления, умение делить с остатком на основе знания алгоритма деления.
3.Постановка учебнойзадачи.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создание проблемной ситуации 1.Обращает внимание на неопределенный детьми 5-ый шаг деления с остатком.
2.Предлагает детям сформулировать тему и цели урока: что должны узнать и чему научиться. Слайд №11

1.Отмечают у себя недостаточный уровень знаний, чтобы выполнить задание.
2.Формулируют тему и цели урока: должны узнать новый шаг алгоритма деления с остатком, научиться выполнять деление с остатком по алгоритму.
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию Познавательные: самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке; под руководством учителя принимать, сохранять и ставить учебную задачу 4.Построение проекта
выхода из затруднения.
Первичное усвоение новых знаний
Организация деятельности учащихся поисследованию проблемной ситуации.
1.Замечает, что дети столкнулись с проблемой, предлагает детям поискать выход из сложившейся ситуации, используя подсказку. Выслушивает гипотезы.
2.Предлагает отправиться на Центральную площадь города к памятнику Николаю Чудотворцу Слайд №12

Выслушивает варианты решения проблемы и просит поискать ответ в учебнике или проверить правильность предложенной версии.
3. Просит проговорить и запомнить полный алгоритм деления с остатком. 1.Предлагают пути решения проблемы. Осуществляют поиск решения учебной задачи.
2.Сравнивают два способа деления с остатком, выполненные Мишей и Машей, выбирают правильный способ, обосновывают свое мнение, опираясь на материал учебника на с.56.
3.Дописываю маркером недостающий шаг алгоритма и проговаривают полный вариант процесса деления с остатком.
Самоопределение; активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками,
регулирование своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Познавательные:
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование, анализ объектов с целью выделения признаков, умение извлекать информацию из текста
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации,
участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные: осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия выполнять учебные действия в громкоречевой форме Умение использовать в речи математические термины действия деления
5. Первичное закрепление. Организация деятельности поприменению новых знаний
1. Предлагает проехать по улицам города и помочь грузовику собрать коробки с соком. (Игра на интерактивной доске. Диск «Математика» 3класс )1.Выходят к доске. Проговаривая алгоритм, выполняют деление с остатком. Работают на интерактивной доске (вписывают цифры) и делают записи в тетради.
Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач Познавательные: выполнять логические действия с языковым материалом: проводить сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные:
коррекция,
оценка действий партнёра.
Понимание способа деления с остатком.
Умение находить неполное делимое, находить остаток осуществлять проверку правильности деления с остатком, сравнивая остаток с делителем.
6.Здоровьесберегающий аспект урока Снятие усталости, статического напряжения 1.Организует физминутку с музыкальным сопровождением.
- Посетим спортивный комплекс «Акробат» и вместе с ребятами из фитнес-клуба выполним разминку. Выполняют музыкальную физминутку.
Установка на здоровый образ жизни Регулятивные: самоконтроль, саморегуляция7.Самостоятельная работа ссамопроверкой по эталону.
Организация самостоятельной работы.
1.Предлагает детям выполнить задание в тетради для самостоятельных работ № 82, 83 на с.45 (доп. № 84)
- Подъезжаем к Центральной детской библиотеке им. А.С.Пушкина. Самое время посидеть в тишине и выполнить самостоятельную работу.
2.Просит выполнить взаимопроверку и дать оценку выполнения самостоятельной работы соседом по парте.
3.Проверка работы – с помощью документ-камеры)1.Выполняют упражнение в тетради на печатной основе.
2.Осуществляют взаимопроверку и дают взаимооценку.
3.Осуществляют самооценку, сравнивая свою работу с демонстрируемой работой, ставят на полях условные обозначения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности Познавательные:уметь работать с информацией, понимать инструкцию к выполнению задания
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.
Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, давать оценку Понимание способа деления с остатком.
Умение находить неполное делимое, находить остаток осуществлять проверку правильности деления с остатком, сравнивая остаток с делителем, умение решать задачи на деление с остатком..8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сообщение информации о домашнем задании 1.Предлагает вариативное домашнее задание: в тетради для самостоятельных работ выполнить №81 (а, б) или №81 (в): решить две простые задачи или одну сложную.
Слайд №26
1.Прослушивают и записывают домашнее задание в дневник. Самоопределение Познавательные: умение:
выполнять действия по заданному алгоритму.
Коммуникативные: умение слушать
Регулятивные: планирование своей деятельности10.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Осмысление и самооценка проделанной работы на уроке Организует рефлексию
1. Проверяет, как дети поняли материал урока.
2. Предлагает детям оценить свою работу на уроке, закончив предложения на слайде.
Слайд №27

3.Предлагает поблагодарить друг друга за работу
Слайд №30 1. Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и результаты, степень их
соответствия
Проговаривают, какие цели они ставили, чего достигли, какие трудности испытали.
3. Читают с интерактивной доски стихотворение.
- Вот и закончился урок, И каждый должен знать, Что знание, упорство, труд, К заветной цели приведут. Умение определять личностный смысл учения,
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке Познавательные: рефлексия;
устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других
Регулятивные:
контроль,
коррекция,
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль Знание способа деления с остатком.