Презентация на тему Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве


Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через использование технологии обучения в сотрудничестве. Задачи: -определить критерии уровня сформированности коммуникативной компетенции; - разработать и апробировать приемы и методы формирования коммуникативной компетенции младших школьников через технологию обучения в сотрудничестве; - организовать деятельность младших школьников, направленную на самореализацию их личности. Коммуникативный подход предполагает создание такого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свои мысли, уважительно отстаивает свои позиции в диалоге, формирует взаимоприемлемую точку зрения. Коммуникативные технологии предполагают такую организацию учебно-воспитательного процесса, когда за счёт активного включения обучающихся в процессе поиска истины повышаются интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества. Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. 1. Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. 2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. 3. Коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Коммуникативные компетентности: Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ! сообщение цели сотрудничества перед любой работой:- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.Отслеживание активности группы на протяжении всей работы:- учитель должен по необходимости оказывать помощь.выставление оценок – одна на всю группу:- при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке: этика вербального обращения к ученикустимулирующее общение, вызывающее радость ученика;- дорисовывание;- доверие ученику;Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества: Методы и приемы парной и групповой работы, формирующие коммуникативную компетентность:Приём коллективного диалогаПриём ассоциативного рядаПриём «Контролёр»Игра «Интервью»Приём «Пчелиный улей»Приём «Пила»Метод «Вертушка»Диалог при организации групповых дискуссийИсследовательская работа Приём коллективного диалога Приём ассоциативного рядаПтиц, которые перелетают в тёплые страны, называют перелётные.Птиц, которые остаются на зиму в наших краях, называют зимующие.Птиц, которые кочуют по заснеженным лесам, называют _________. Приём «Контролёр» Игра «Интервью» Приём «Пчелиный улей»Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы. Выбирается Главная Пчела, которая будет контролировать работу группы.Затем обсуждаются результаты, вырабатывается общий продукт деятельности в каждой группе.Главные Пчелы перелетают на другой цветок, т.е. переходят в другую группу и проверяют ее работу.Проверяется и обсуждается общий продукт деятельности. Приём «Пила» Диалог при организации групповых дискуссий Исследовательская работа