Рабочая программа кружка По родному краю для 2-х классов



Программа кружка «По родному краю» 2 классов в 2016 – 2017 уч.г

Программа кружка «По родному краю» рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35–40 мин. Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Срок реализации 1 год.


Личностные и метопредметные, предметные результаты освоения внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Оценивать правильность выполнения действия;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ожидаемые результаты:
к концу второго класса учащиеся должны
знать:
- названия наиболее известных улиц;
-фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- -некоторых выдающихся людей – уроженцев города;
-историко-культурные достопримечательности;
-об истории и традициях родной школы;
-краеведческий музей города Тобольска;

уметь:
-находить свой город на карте Тюменской области;
-объяснять причины образования города;
-объяснять изображение на гербе города;
-ориентироваться в городе;
-проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
подготовка и проведение народных праздников;
организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
формулирование вопросов на экскурсии, обращаясь к человеку любого возраста;
слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно полезные проекты;
оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях;
ориентироваться в городе;
читать карту города;
находить необходимую информацию в различных источниках;
В качестве способов учета знаний, умений обучающихся могут использоваться выставки (рисунков, поделок), научно – исследовательские конференции, районные, конкурсы по краеведению.

Содержание внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

Тема раздела
Часы
Теория
Практика

1.
Введение
1
1


2.
Мой край на карте Родины
4
3
1

3.
Мой край родной – мой Тобольск
5
4
1

4.
Культура и быт родного края
23
17
6


Всего часов:
34
25
8







Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности

Тема занятия
Часы
Вид деятельности


Введение



1
Краеведение- наука о родном крае.
1
Беседа - презентация


Мой край на карте Родины



2
‘°Моя малая Родина – Тобольск. Тобольск на карте России и Тюменской области. Флаг, герб, гимн Тобольска.
1
Презентация. Беседа – диалог.

3
Город, в котором я живу
1
Презентация. Беседа – диалог.

4
Исторические места города Тобольск
1
Блиц - опрос

5
Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц».
1
Экскурсия


Мой край родной – мой Тобольск



6
Тоболяки в годы Великой Отечественной войны.
1
Презентация. Урок – исследование.
Работа в группах.

7
Люди, прославившие Тобольск.
1
Беседа - презентация

8
Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города
1
Конференция. Работа в группах.

9
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.
1
Беседа - презентация

10
Экскурсия в Дворец Наместника
1
Экскурсия.


Культура и быт родного края



11
Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
1
Беседа – презентация. Работа в парах.

12
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор».
1
Беседа – презентация. Работа в парах.

13
Культура и быт родного края
1
Презентация. Беседа – диалог.

14
Народы родного края
1
Презентация. Беседа – диалог.

15
Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Татарстан
1
Презентация. Беседа – диалог.

16
Экскурсия в губернский музей
1
Экскурсия

17
Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.
1
Видеоурок. Беседа – диалог.

18
Устное народное творчество народов, проживающих в Татарстане (сказки, пословицы, поговорки)
1
Конференция.

19
Беседа со старожилами об истории родного города
1
Беседа – диалог.

20
Экскурсия в Тобольский кремль
1
Экскурсия

21
Историческая прогулка по скверу П.П. Ершова
1
Экскурсия

22
Экскурсия в дом мастеров
1
Экскурсия

23
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
1
Беседа - презентация

24
Музеи Тобольска
1
Краеведческая викторина.

25
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор».
1
Презентация. Беседа.

26
Культура и быт родного края
1
Презентация. Беседа – диалог.

27
Историческая прогулка по саду ермака
1
Экскурсия

28
Народы родного края
1
Беседа - презентация

29
Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Тобольского района
1
Беседа – презентация. Работа в парах.

30
Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.
1
Беседа – презентация. Работа в парах.

31
Устное народное творчество народов, проживающих в Тобольске
1
Беседа - презентация

32
Историческая прогулка по нижнему фасаду
1
Экскурсия

33
Народные промыслы Тобольска
1
Беседа – презентация. Работа в парах.

34
Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе Тобольск?
1
Блиц - опрос



Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2010. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М., 2011. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2007, № 9. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа, 2006, № 2. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей начальных классов. М., 2009
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71
Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.
Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 9785090210584.
Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.


К техническим средствам обучения относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры.






15