План профориентационного мероприятия Мулти-пульти

Гусева Надежда Андреевна,
педагог дополнительного образования
муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Федоровский центр дополнительного образования»

Разработка занятия «Мульти-пульти»

Тема занятия: Как создаются силуэтные мультфильмы в технике «stop motion»?
Цель занятия: Способствовать раскрытию творческих способностей детей через знакомство с профессией мультипликатора и пробу себя в этой сфере.
Задачи занятия: Образовательные:
- познакомить с некоторыми фактами из истории мультипликации;
- ознакомить учащихся с теоретическими основами и научить применять их на практике;
-профессиональное ориентирование
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство прекрасного;
- прививать уважение к своим товарищам посредством командной работы.
Коррекционно-развивающие:
-развитие фантазии;
- мелкой моторики рук;
- мышления, памяти;
- эстетического вкуса, внимания;
- кругозора.

Участники: 7-11 лет
Оборудование Темный картон; силуэтные персонажи, вырезанные из бумаги; штатив; фотоаппарат; мультимедийный комплекс, Windows Movie Maker
Методическое обеспечение: силуэтный мультфильм «Пальто для луны» по мотивам еврейской сказки, нижегородский «Циферблат»
Тип занятия:
1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.
2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.

Ведущие методы:
объяснительно - иллюстративный (беседа, демонстрация);
практический

Время занятия: 45 минут

Структура мероприятия:
Вводная часть.(2 мин)
II. Основная часть (10 мин)
III. Физкультминутка (3 мин)
IV. Практическая часть (25 мин)
V. Заключительная часть (5 мин)








































Ход мероприятия:
I. Вводная часть: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окунемся в волшебную атмосферу мультфильмов. Кто-нибудь из вас знает, какие бывают мультфильмы? В каких техниках их снимают? Кто был первым мультипликатором в России? Сегодня вам предстоит обо всем этом узнать!
II. Основная часть: 
Сегодня мультипликация занимает огромное место в буднях и детей и взрослых. Анимация помогает познавать нам окружающий мир. Поднимите руку те, кто любит смотреть мультфильмы! Здорово! Вы знаете, какие бывают мультфильмы? (Пластилиновые, перекладные, силуэтные, песочные и мн.др.) Сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли мультипликатора, сняв собственный силуэтный мультфильм в технике покадровой съемки. Сценарий мультфильма вы придумаете сами в соответствии с предложенными персонажами. Перед тем как вы примитесь за работу, хочу познакомить вас с некоторыми интересными фактами в области мультипликации:
 
1. Первые в мире мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью вплоть до пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. 2. Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший в 1906 году первый в мире кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно. Фильм был найден в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым уже в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». 3. Существует версия, что инициатива о создании индустрии советской мультипликации исходила лично от товарища Сталина. В 1936 году появилась студия «Союздетмультфильм». «Дет» позже пропадет из названия: вероятно, кто-то из руководства решил, что мултфильмы смотрят не только дети, но и взрослые. Уже через год после учреждения студия начала производить цветные фильмы, что свидетельствовало о хорошем финансировании и повышенном внимании со стороны государства. Дело в том, что советские аниматоры осваивали новые технологии синхронно с западными и явно ставили себе задачей догнать и перегнать «Дисней». 4. Пятидесятые годы можно смело считать расцветом мировой мультипликации. Судите сами: американцы выпустили «Золушку», «Питера Пэна», «Алису в стране чудес» и «Спящую красавицу, а мы ответили им «Снежной королевой», «Каштанкой», «Аленьким цветочком» и «12 месяцами». Этими лентами в юности вдохновлялся классик японского аниме Хаяо Миядзаки – посмотрев их, он принял решение стать мультипликатором. Кстати, наша «Снежная королева» стала триумфатором международных кинофестивалей – получила первые премии в Лондоне, Венеции, Риме и Каннах. 5. Впервые серый кот Том (полное имя – Томас Джеймс Джаспер) стал гоняться за мышонком Джерри (полное имя – Джеральд Маус) в 1941-м году – для поднятия боевого духа американских солдат во Второй Мировой. Сюжет нескольких сотен мультфильмов незамысловат: глуповатый, но активный Том не оставляет попыток поймать хитрого Джерри, последний все время избегает поимки, хотя иногда герои объединяются против какого-нибудь общего врага. И хотя носятся они друг за другом вот уже 70 лет, конца этой беготне, похоже, не видно.
7. Ярый антикоммунист Папа Римский Иоанн Павел II когда-то рекомендовал своим прихожанам побольше смотреть советские мультфильмы. Не поспоришь: мы умели производить не только ракеты, но и гуманитарные ценности.
8. Поговорка «Как ежик в тумане» давно стала синонимом неопределенности. А родилась она благодаря незабываемому мультфильму, снятому Юрием Норштейном в 1975 году. В 2003-м «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен и народов по результатам опроса 140 критиков и мультипликаторов разных стран. 9. В 2007 году городской совет города Глазго включил известного мультипликационного героя Скруджа Макдака в список выдающихся горожан. 10. В 80-х годах в Финляндии запретили показывать по телевидению советский мультфильм «Ну, погоди!». По причине... излишней жестокости. Некая этическая комиссия решила, что, дескать, заяц садист, так как волк из-за него постоянно попадает в различные болезненные неприятности. Что сказать – бедные финские дети
Для того, чтобы у детей возник образ, что такое «силуэтная анимация», им демонстрируется короткометражный мультфильм «Пальто для луны».
Теперь, узнав много нового о мультфильмах и просмотрев эту удивительную историю, я предлагаю перейти к самой интересной части нашего занятия, к съемкам собственного мультфильма!
III. Практическая работа: 
Перед детьми лежат вырезанные из белой бумаги силуэтные персонажи (мальчик, курица, петух, деревья, листья, облака), установка картон-штатив-фотоаппарат уже приготовлена для съемки. Дети дружно в экспресс- режиме придумывают сюжет будущего мультфильма с использованием предложенных героев.
Физкультминутка (3 мин)
Далее все необходимое размещается на бумаге, распределяются роли. Один человек отвечает за съемку (за фотоаппарат), а все остальные за персонажей и декорации. С помощью медленного перекладывания персонажей, щелкая затвор на фотоаппарате, снимают мультфильм в соответствии с придуманным сценарием.
По завершении съемки все кадры переводятся на монитор компьютера, лишние удаляются, совмещаются между собой в программе Windows Movie Maker. Позже накладывается музыка, которую дети выбирают из предложенных мелодий. После выполнения всех действий через проектор на экран выводится мультфильм, который демонстрируется всем участникам.

IV. Заключительная часть (5 мин)
Молодцы! Вы хорошо потрудились, посмотрите, какой интересный мультфильм у нас получился! Давайте вспомним:
1.Какие техники съемки мультфильмов вы сегодня узнали?
2.Какие интересные факты из области мультипликации вы запомнили?
3. В какой технике мы снимали наш мультфильм?
Вам понравилось наше занятие? Что полезного вы почерпнули? Сегодня мы увидели, что наша фантазия, командная работа, необходимое оборудование может сотворить настоящее чудо! Не останавливайтесь на достигнутом! Для того, чтобы узнать еще больше о мультфильмах, я предлагаю посетить вам занятия в нашем объединении «Мультстудия» Муравейник», где вы откроете много нового и удивительного для себя! Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

15