Методическая разработка по химии на тему Наука ковала победу


МКОУ Новомеловатская СОШ









Классный час для учащихся 8-10классов





Наука ковала победу.











Подготовила:
Учитель химии Дьяченко Л.В.











2014-2015 уч.год

Устный журнал «Наука ковала победу»
Цель и задачи мероприятия:
ознакомить уч-ся с вкладом наших учёных-химиков в победу над фашизмом в ВОВ,
рассказать о патриотизме, героизме людей науки
воспитывать в учащихся чувства патриотизма, преданность и любви к своей Родине, уважительное отношение к ветеранам войны и тыла.
развивать познавательный интерес и аналитическое мышление учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, физики, литературы и отечественной истории.



































Оформление: крупный заголовок «Наука ковала Победу». Слева от заголовка периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Справа - портреты ученых: А.Е. Арбузова, Н.Д. Зелинского, Н.Н. Семенова, А.Е. Ферсмана, С.И. Вольфковича, И.Л. Клунянца, Н.Н. Мельникова, А.Н. Фрумкина, С.С. Наметкина. Репродукции, фотографии, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне. На кулисах высказывания ученых: «Защита Советской Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, наук,и и искусства, света и разума» (академик B.JT. Комаров); «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е. Ферсман).
Действующие лица:
Учитель.
Докладчики (учащиеся 10-х классов)
Материальное обеспечение:
Мультимедийный проектор, экран.
Презентация «Наука ковала победу»
Записи песен о Великой Отечественной войне.
(Звучит песня «День Победы». Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.)
Учитель. Много лет прошло со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Ученые-химики создавали новые способы производства взрывчатых веществ, топлива для реактивных снарядов «Катюш», высокооктановых бензинов, материалов для изготовления броневой стали, легких сплавов для авиации, лекарственных препаратов. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны.
Сегодня мы посвящаем мероприятие Победе и вкладу ученых в разгром фашизма. Вы узнаете много интересного о людях науки, которые самоотверженным трудом ковали Великую Победу и расскажем о химических элементах-металлах в истории Великой Отечественной войны.
(Под Седьмую симфонию Д. Шостаковича звучит стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941 г.».)
чтец. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель.Страница 1-ая. Металлы тоже воевали.

2 чтец Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало Заслуги безусловные металлов.
(Звучит приглушенно песня «Священная война», музыка В.И. Jleбедева-Кумача.)
Презентация «Наука ковала победу»( слайд 1-4)
1 ученик. Наш рассказ о химических элементах, которые в годы Великой Отечественной войны приобрели особое значение и широко применялись в оборонной промышленности. ( 5 сл.) И начнем мы с химического элемента под № 26 таблицы Д.И. Менделеева. Колоссальная масса железа истрачена на земном шаре в ходе войн. Только за Первую мировую войну было израсходовано не менее 200 млн. тонн стали. За Вторую мировую - примерно 800 млн. тонн. За последние три года войны было произведено 660 тыс. орудий, 1 млн. 350 тыс. ручных и станковых пулеметов, около 6 млн. автоматов. Более 90% всех металлов, которые использовались в Великой Отечественной войне, приходится на железо. Железо - главная составная часть чугунов и сталей, а по их выплавке судят о мощности государства. Сколько этого металла было выброшено в снарядах, бомбах, минах, гранатах! Чтобы судить о масштабах расхода железа в минувшей войне, назовем одну цифру - миллион бомб сброшено фашистской авиацией на Сталинград!
Сплавы железа в виде броневых плит и литья толщиной 10-100 мм использовались при изготовлении корпусов и башен танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, бронепоездов. Толщина брони военных кораблей и установок береговой обороны доходит до 500 мм. Ответственные узлы боевых самолетов тоже защищает броня.
2 ученик.(6 сл.) В годы Великой Отечественной войны для артиллерии много расходовалось свинца. Свинец - тяжелый металл, его плотность 11,34 г/см3. Именно это является причиной его широкого использования в огнестрельном оружии. Свинцовые металлические снаряды использовались еще в древности. И сейчас пули отливают из свинца, только оболочку делают из других твердых металлов. Любая добавка к свинцу увеличивает его твердость. В свинец, идущий на изготовление шрапнели, добавляют 12% сурьмы, а для дроби - 1 % мышьяка. Без инициирующих взрывчатых веществ невозможно было бы создание скорострельного оружия. Среди веществ этого класса применяются соединения свинца. В производстве подшипников для военной техники очень важны сплавы свинца - баббиты, свинцовые бронзы.
3 ученик.( 7 сл) В годы войны элемент литий приобрел особое значение. Металлический литий бурно реагирует с водой, при этом выделяется большой объем водорода, которым заполняли аэростаты и спасательное снаряжение при авариях самолетов и судов в открытом море. Добавка гидроксида лития в щелочные аккумуляторы увеличивает срок их службы в 2-3 раза, что было очень нужно для партизанских отрядов. Трассирующие пули с добавками лития при полете оставляли сине- зеленый след. Соединения лития использовались на подводных лодках для очистки воздуха.
4 ученик. (сл. 8)Алюминий называют «крылатым» металлом, так как его сплавы с Mg, Мп, Be, Na, Si используются в самолетостроении. Тончайший алюминиевый порошок использовался для получения горючих и взрывчатых смесей. Начинка зажигательных бомб состояла из смеси порошков алюминия, магния и оксида железа, детонатором служила гремучая ртуть. При ударе бомбы о крышу срабатывал детонатор, воспламеняющий зажигательный состав, и все вокруг начинало гореть. Горящий зажигательный состав нельзя потушить водой, так как раскаленный магний реагирует с ней. Поэтому для тушения огня применяли песок. Алюминий использовали для активной защиты самолетов. Так, при отражении налетов авиации на Гамбург операторы немецких радиолокационных станций обнаружили на экранах приборов неожиданные помехи, которые делали невозможным распознавание сигналов от приближающихся самолетов. Помехи были вызваны лентами из алюминиевой фольги, которые сбрасывали самолеты союзников. При налетах на Германию было сброшено примерно 20 тысяч тонн алюминиевой фольги.
В годы войны был разработан В.Г. Головкиным непрерывный способ производства литой алюминиевой проволоки диаметром до 9 мм. Потребность в ней была громадной, кто летал на самолете, приходилось видеть бесконечные ряды заклепок на крыльях и фюзеляже. Но, видимо, далеко не все знают, что число этих заклепок на истребителе военного времени доходило до 100200 тысяч штук, а на бомбардировщике - даже до миллиона.
5 ученик. (сл 9)Свойство магния гореть белым ослепительным пламенем широко использовали в годы войны в военной технике для изготовления осветительных и сигнальных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. Во время ночных налетов для освещения цели бомбардировщики сбрасывали на парашютах осветительные ракеты. В их состав входили порошок магния, спрессованный особыми составами, и запал из угля, бертолетовой соли и солей кальция. При запуске осветительной ракеты высоко над землей красивым, ярким пламенем горел запал; по мере снижения свет постепенно делался более ровным, ярким и белым - это загорался магний. Цель было видно так же хорошо, как и днем, и летчики начинали прицельное бомбометание.
Огромные количества магния были необходимы для самолетостроения. Этот металл добывали даже из морской воды. Морскую воду смешивали в больших баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получали хлорид магния, из которого электролизом выделялся металл.
6 ученик.(сл.10) В годы Великой Отечественной войны главным потребителем меди была военная промышленность. Сплав 90% меди и 10% олова - так называемый пушечный металл. Сплав 68% меди и 32% цинка - латунь - использовался для изготовления гильз артиллерийских снарядов и патронов. Сплав меди, цинка, олова - морские латуни.
Молибден называют «военным» металлом, так как 90% его идет на военные нужды. Стали с добавкой молибдена очень прочны, из них отливали стволы орудий, винтовок, ружей, детали самолетов, автомобилей. Введение в состав сталей молибдена в сочетании с хромом и вольфрамом повышает их твердость, из этих сталей делали танковую броню. Молибденовая сталь прочна, остра, тверда, гибка, из нее делали клинки, сабли, мечи, ножи.
7 ученик. (сл.11)На службу войне был поставлен никель. Он стал неотъемлемой составляющей бронированных орудий и танков. Когда советские танки Т-34 появились на полях сражений, немецкие специалисты были поражены неуязвимостью их брони, которая содержала большой процент никеля, и, делала ее сверхпрочной.
Серебро в сплавах с индием использовалось для изготовления прожекторов противовоздушной обороны. Зеркала прожекторов в годы войны помогали обнаружить врага в воздухе, на море и на суше, иногда с помощью прожекторов решались тактические и стратегические задачи. Так, при штурме Берлина войсками Первого Белорусского фронта 143 прожектора огромной светосилы ослепили гитлеровцев в их оборонительной полосе, и это способствовало быстрому исходу операции.
Сплав лантана, церия и железа дает так называемый кремень, который использовался в солдатских зажигалках. Из него же изготовляли специальные артиллерийские снаряды, которые во время полета при трении о воздухе искрят. Лантановые стекла применяли в полевых оптических приборах.
8 ученик. Вольфрам относится к числу самых ценных стратегических материалов. Из вольфрамовых сталей и сплавов изготавливали танковую броню, оболочки торпед и снарядов, наиболее важные детали самолетных двигателей.
Ванадий называют «автомобильным» металлом. Ванадиевая сталь дала возможность облегчить автомобили, сделать новые машины прочнее, улучшить их ходовые качества. Из этой стали изготавливают солдатские каски, шлемы, броневые плиты на пушках. Хромованидиевая сталь еще прочнее. Потому ее стали применять широко в военной технике: для изготовления коленчатых валов корабельных двигателей, отдельных деталей торпед, авиамоторов, бронебойных снарядов.
Без германия не было радиолокаторов. ( сл.12)В начале Великой Отечественной войны на основе свойства германия превращать тепловую энергию в электрическую советские ученые создали генераторы для питания раций партизанских отрядов.
Кобальт называют металлом чудесных сплавов. Кобальтовая сталь использовалась для изготовления магнитных мин.
Тантал - важнейший стратегический материал для изготовления радарных установок, передаточных радиостанций.
(Вновь звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича. На сцену выходят ведущие - юноша и девушка.)
Учитель. Страница 2-ая. ( сл. 13) Ученые-химики в период Великой Отечественной войны.
9 ученик. Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашисткой Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали щит и меч победы. Не должны быть забыты подвиги героев науки, творцов новой военной техники и боевого оружия, создателей новых производств и технологических процессов, новых методов лечения и эффективных лекарств, новых направлений науки. Выпуск химической продукции к концу войны приблизился к довоенному уровню, а в 1945 г. он достиг 92% от уровня 1940 г. Мы расскажем о деятельности некоторых ученых-химиков в годы войны.
Чтец. Шла война великая, шла война кровавая
Тысяча четыреста восемнадцать дней...
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет и не было ничего трудней.
Стали поколению наивысшей пробою Тысяча четыреста восемнадцать дней.
Сколько горя вынесло наше поколение,
Каждый день теряли мы фронтовых друзей...
Нами было сделано все во имя Родины,
Все теперь под силу нам, если нами пройдены Тысяча четыреста восемнадцать дней.
(А. Николаев. «1418 дней»)
10 ученик.( 14сл.) Академик Александр Ерминингельдович Арбузов - основоположник одного из новейших направлений науки - химик фосфо- рорганических соединений. Его деятельность была неразрывно связана с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. физик-оптик С.И. Вавилов писал Арбузову: «Обращаюсь к Вам с большой просьбой - изготовить в вашей лаборатории 15 г. 3,6-диами- нофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора». Препарат был изготовлен, его использовали при изготовлении оптики для танков. Это имело большое значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем А.Е. Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.
А. А. Арбузов мог создавать вокруг себя климат добросердечности и спокойствия. Многие коллеги, прежде чем удавалось найти пристанище в Казани, останавливались у Арбузовых, хотя их квартира была очень заселена. Академиков А.Н. Фрумкина и А.Е. Ферсмана он оставил у себя. Сколько интереснейших бесед проходило здесь, сколько прекрасных идей рождалось под гостеприимной крышей казанской квартиры в Школьном переулке.
11 ученик. ( 15)С именем академика Н.Д. Зелинского связана целая эпоха в истории отечественной химии. В период 1941-1945 гг. Н.Д. Зелинский возглавлял научную школу, исследования которой были направлены на разработку способов получения высокооктанового топлива для авиации, мономеров для синтетического каучука.
Вклад академика Николая Николаевича Семенова в обеспечение победы определялся разработанной им теории цепных разветвленных реакций, которая позволяла управлять химическими процессами: ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. В начале 40-х гг.
Н.Н. Семенов и его сотрудники исследовали процессы взрыва, горения, детонации. Результаты исследований в том или ином виде использовались во время войны при производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых смесей для огнеметов. Результаты исследований, посвященных вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах, были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.
12 ученик. (16)Академик Александр Евгеньевич Ферсман не раз говорил, что его жизнь - это история любви к камню. Первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, один из создателей промышленности редких элементов, он с первых дней войны активно включился в процесс переведения науки и промышленности на военные рельсы. Он выполнял специальные работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам изготовления стратегического сырья, маскировочных красок. В 1941 г. на антифашистском митинге ученых он говорил: «Война потребовала грандиозного количества основных видов стратегического сырья. Потребовался целый ряд новых металлов для авиации, для бронебойной стали, потребовался магний, стронций для осветительных ракет и факелов, потребовалось больше иода... И на нас лежит ответственность за обеспечение стратегическим сырьем, <мы должны> помочь своими знаниями создать лучшие танки, самолеты, чтобы скорее освободить все народы от нашествия гитлеровской банды».
13 ученик. (17)Крупнейший химик-технолог Семен Исаакович Вольфкович исследовал соединения фосфора, был директором НИИ удобрений и инсектицидов. Сотрудники этого института создавали фосфорно-серные сплавы для бутылок, которые служили противотанковыми «бомбами», изготавливали химические грелки для бойцов, дозорных, разрабатывали необходимые санитарной службе средства против обморожений, ожогов, другие лекарственные препараты.
Профессор Военной академии химической защиты Иван Людвигович Клунянц разработал надежные средства индивидуальной защиты людей от отравляющих веществ. За эти исследования в 1943 г. он был удостоен Государственной премии СССР.
С самого начала войны перед учеными была поставлена задача: разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, переносчиками которого являются вши. Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста, а также различных антисептиков для деревянных самолетов.
14 ученик.(18) Академик Александр Наумович Фрумкин - один из основоположников современного учения об электрохимических процессах, основатель школы электрохимиков. Изучал вопросы защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический метод крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Вместе с сотрудниками разработал электрохимические взрыватели. Он говорил: «Несомненно, что химия является одним из существенных факторов, от которых зависит успех современной войны. Производство взрывчатых веществ, качественных сталей, легких металлов, топлива - все это разнообразные виды применения химии, не говоря уже о специальных формах химического оружия. В современной войне немецкая химия подарила пока одну «новинку» - это массовое применение возбуждающих и наркотических веществ, которые дают немецким солдатам перед тем, как послать их на верную смерть. Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания для борьбы с фашизмом».
15 ученик.(19) Академик Сергей Семенович Наметкин - один из основоположников нефтехимии, успешно работал в области синтеза новых металлоорганических соединений, отравляющих и взрывчатых веществ. Во время войны занимался вопросами химической защиты, развитием производства моторных топлив и масел.
Еще до начала Великой Отечественной войны профессор Военной академии химической защиты Михаил Михайлович Дубинин проводил исследования сорбции газов, паров и растворенных веществ твердыми пористыми телами. М.М. Дубинин - признанный авторитет по всем основным вопросам, связанным с противохимической защитой органов дыхания.
Исследования Валентина Алексеевича Каргина охватывали широкий круг вопросов физической химии, электрохимии и физикохимии высокомолекулярных соединений. Во время войны В.А. Каргин разработал специальные материалы для изготовления одежды, защищающей от действия отравляющих веществ и технологию нового метода обработки защитных тканей, химические составы, делающую валяную обувь непромокаемой, специальные типы резин для боевых машин нашей армии.
16 ученик. (20 сл.) Вспомним начало войны. Шел 1941 г. Немецкие танки рвались к Москве, бойцы Красной Армии буквально грудью сдерживали врага. Не хватало обмундирования, продовольствия и боеприпасов, катастрофически не хватало противотанковых средств. В этот критический период на помощь воинам пришли ученые-энтузиасты; за два дня на одном из военных заводов наладили выпуск бутылок КС (Качурина Солодовникова) или просто бутылок с горючей смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожало немецкую технику не только в начале войны, но и весной 1945 г. в Берлине.
Что представляли собой бутылки КС? К обыкновенной бутылке резинкой прикрепляли ампулы, содержащие концентрированную серную кислоту, бертолетову соль, сахарную пудру. В бутылку заливали бензин, керосин или масло. Как только такая бутылка при ударе разбивалась о броню, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.
16 ученик. Ученые принимали также посильное материальное участие в укреплении мощи Родины. Так, академики А.Е. Арбузов, С.С. Наметкин и А.Е. Порай-Кошиц внесли 200 тыс. рублей из Государственной премии, которой были удостоены в 1943 г., на приобретение вооружения для Красной Армии.
На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.
(На фоне музыки Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» выходит чтец.)
Чтец. Нам руки даны, чтобы землю обнять
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь.
Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит...
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт!
Не старят года, не изменят века
Черты дорого лица.
Героев своих мы найдем имена
И впишем навечно в сердца!
(В. Харитонов)
Ведущий 1. Мы склоняем головы перед светлой памятью о тех, кто не вернулся с войны. Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно-техническом XX веке это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики. Отдадим им дань памяти.
Учитель: 3-я страница «Боевая техника и оружие России»- просмотр научно-познавательного фильма.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 1415015 Химические вечера

«Наука ковала победу» 13 PAGE \* MERGEFORMAT 1414915



Рисунок 3C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\наука ковала победу\л.в\molybdenum.jpgJђ Заголовок 115