Школьный этап олимпиады по биологии (8 класс)

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015-2016 учебный год
8 класс
Максимальный балл – 55

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:
а) красные
б) зеленые
в) бурые
г) золотистые.

2. Генеративные (репродуктивные) органы растения:
а) корень, стебель
б) цветок, стебель
в) корень, побег
г) цветки, плоды, семена.

3. Плодом нельзя назвать:
а) боб
б) клубень картофеля
в) ягоду
г) стручок

4. Формула цветка О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:
а) пасленовых
б) злаковых
в) лилейных
г) мотыльковых (бобовых).

5. Плод киви - это:
а) ягода
б) тыквина
в) многокостянка
г) многосемянная коробочка.

6. Тела грибов образованы:
а) мицелием
б) микоризой
в) ризоидами
г) конидиями.

7. Эвглену зелёную называют «переходной формой» потому, что она:
а) передвигается с помощью жгутика;
б) имеет хлоропласты;
в) имеет признаки растения и животного;
г) состоит из одной клетки.

8. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные:
а) с признаками женского организма
б) с признаками мужского организма
в) с признаками мужского и женского организмов (обоеполые)
г) однополые
9. Кровеносная система впервые появилась:
а) у кольчатых червей
б) у кишечнополостных
в) у всех «червей»
г) только у плоских и круглых
10. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться;
а) бычьим цепнем
б) острицей
в) человеческой аскаридой
г) белой планарией

11. Особое приспособление – чернильная железа есть у:
а) всех моллюсков;
б) головоногих;
в) брюхоногих;
г) двустворчатых
12. Мокрицы – это
а) рыбы
б) водные круглые черви
в) ракообразные, приспособленные к наземному образу жизни
г) моллюски, приспособленные водному образу жизни

13. В сердце смешанная кровь у
а) ежа
б) кенгуру
в) утконоса
г) сцинка

14. Самая крупная ящерица:
а) зелёная ящерица
б) желтопузик
в) варан
г) медяница
15. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.

16. Сердце рыб
а) двухкамерное
б) трехкамерное
в) трехкамерное с частичной перегородкой в желудочке
г) четырехкамерное

17. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:
а) нет пищи
б) есть запасы жира
в) кишечник сжат созревшей икрой
г) много конкурентов за пищу.
18) У птиц в отличие пресмыкающихся
а) непостоянная температура тела
б) покров из рогового вещества
в) постоянная температура тела
г) размножение яйцами

19) Исключите лишнее
а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость

20. Самое крупное современное млекопитающее – это:
а) кашалот
б) африканский слон
в) синий кит
г) индийский носорог.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Жизненную форму кустарничек имеют:
I. смородина II. черника III. брусника IV. крыжовник V. земляника.
а) I, III
б) III, IV, V
в) II, III
г) II, IV.
2. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:
I. Использование энергии света для создания органических веществ. II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения. IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.
а) I, II, V
б) I, II, IV, V
в) I, III, V
г) I, IV, V.

3. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня. II. ската. III. акулы. IV. карпа. V. ланцетника.
а) I, II, III, IV
б) III, IV, V
в) II, III, V
г) II, IV, V.

4. Выпишите признаки, характерные для земноводных
I. внешнее оплодотворение II. два круга кровообращения III. двухкамерное сердце IV. развитие с превращением V. кожно-жаберное дыхание.
а) I, II, IV
б) I, IV, V
в) II, III, V
г) I, III, IV.

5. Функции кровеносной системы:
I. опорная II. транспортная III. защитная IV. обеспечение питательными веществами V. поддержание гомеостаза.
а) I, II,III, IV, V
б) II, III, IV, V
в) II, III, IV
г) II, III, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.
2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.
3. Водоросли – высшие растения.
4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
5. У всех представителей класса пресмыкающихся сердце трехкамерное.
6. Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода.
7. Дафнии - представители ракообразных.
8. Манта – это головоногий моллюск.
9. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.
10. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
11. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.
12. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.
13. У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.
14. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.
15. Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают длинным кишечником.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1 . Установите соответствие между организмом и средой его жизни. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.
Организмы
Среда жизни

А) личинка майского жука
1. Водная

Б) малярийный плазмодий
2. Почвенная

В) личинка стрекозы
3. Организменная

Г) виноградная улитка
4. Наземно-воздушная

Д) лангуст


Е)опоссум



А
Б
В
Г
Д
Е









1 . Установите соответствие между признаком и классом, для которого он характерен. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами
Признак
Класс

А) тело состоит из головогруди и брюшка
Б) четыре пары ходильных ног
В) тело состоит из головы, груди, брюшка
Г) три пары ходильных ног
Д) глаза простые и сложные
Е) несколько пар простых глаз
1. Паукообразные
2. Насекомые


А
Б
В
Г
Д
Е









Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).
1. Задание. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?
2. Задание. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?
3. Задание. Почему, когда комар сосет кровь, он не задыхается?



















Матрица ответов
По набранным баллам определяются  три первых места в олимпиаде.
Система  оценивания отдельных заданий и работы  в  целом:
Задания  части I Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.
Задание  части II В задании  выставляются 2 балла за каждое задание.
Задание  части III Верное  выполнение  каждого задания оценивается 1 баллом.
Задание  части IV Верное  выполнение  каждого задания оценивается 2 баллами. Если  в  ответе  содержится одна  ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.
За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
Задание  части V Верное  выполнение  каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.
1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.
0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов на задания теоретического тура ___школьного___этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год ___8___ класс [максимально 55 баллов]

Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

а
г
б
б
а
а
в
в
а
а

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

б
в
г
в
б
а
в
в
г
в


ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
1
2
3
4
5

в
а
в
а
б

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

"ДА"
+

+
+

+
+


+
+

+

+

"нет"

+


+


+
+


+

+


Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов
1 задание
А
Б
В
Г
Д
Е

2
3
1
4
1
4

2 задание
А
Б
В
Г
Д
Е

1
1
2
2
2
1


Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1:
Глубоководные рыбы запасают кислород в плавательном пузыре. На глубине растворимость кислорода в крови значительно меньше, чем у поверхности, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому его необходимо запасть.

Ответ на вопрос № 2:
Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера, и обитают в лесу.
Ответ на вопрос № 3:
Дыхательная система комара представлена трахеями, которые открываются дыхальцами на брюшке. Таким образом, ротовой аппарат комара непосредственно с его дыхательной системой не связан.


















Фамилия ______________________ Имя _________________________
Класс ______________________ Школа _________________________
Матрица ответов на задания теоретического тура ___школьного___этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год ___8___ класс [максимально 55 баллов]

Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












11
12
13
14
15
16
17
18
19
20













ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
1
2
3
4
5







Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

"ДА"
 
 
 
 

 
 
 
 
 






"нет"
 
 
 
 

 
 
 
 
 






Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов
1 задание
А
Б
В
Г
Д
Е








2 задание
А
Б
В
Г
Д
Е









Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 __________
Ответ на вопрос № 2 __________
Ответ на вопрос № 3___________



Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов