Развитие компетенций учащихся на уроках русского языка. (Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ)


Развитие компетенций учащихся на уроках русского языка.
(Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ)
 Замалиева Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №86
Первым по-настоящему значимым успехом в жизни любого выпускника средней школы является получение аттестата о среднем полном общем образовании, который открывает дорогу в вуз и прямиком ведёт к исполнению мечты. Но получить заветный документ можно, лишь успешно сдав ЕГЭ по русскому языку.
Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении ЕГЭ по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.
А значит, мы, учителя, работающие в старших классах, должны всё время помнить об этом и строить свою работу с учётом конечного результата.
Как считают разработчики КИМов, «современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения». А они определяются «через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций» (по мнению коллектива авторов под руководством Ирины Петровны Цыбулько).
А теперь конкретно о технологии подготовки к ЕГЭ с учётом компетентностного подхода.
Языковую компетенцию учащихся (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, способность выявлять соответствие-несоответствие какой-либо речевой единицы норме) проверяет большая часть заданий с выбором ответа (часть А):
Правильное написание слов А12, А13, А14, А15, А16, А17, А18
Верная расстановка знаков препинания А19, А20, А21, А22, А23, А24, А25 
Соответствие/несоответствие А1, А2, А3, А4, А5, А26, А30 норме.
Основной упор на формирование языковой компетенции учащихся делаю в 10 классе, включая в каждый урок материалы заданий ЕГЭ. Причём наряду с тестами практикую написание различных видов диктантов (словарных, лексических, акцентологических, объяснительных, проверочных), что существенно повышает практическую грамотность учащихся.
Лингвистическую компетентность учащихся (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) проверяют как задания части А( с выбором ответа), так и задания части В (открытого типа): А8, А9, А10; В1, В2, В3, В4, В5, В6, В8.
Основное внимание формированию лингвистической компетенции также уделяю в 10 классе. Помимо письменных проверочных работ, использую и устную форму работы. Считаю, что многократное проговаривание вслух (по алгоритму) последовательно выполняемых этапов действий способствует выработке у учащихся навыка (то есть умения, доведённого до автоматизма) в проведении структурированного анализа той или иной языковой или речевой единицы. А именно этого и требуют задания ЕГЭ. Значит, такая форма работы даёт возможность даже среднеуспевающим учащимся почувствовать себя увереннее и улучшить показатели по сравнению с начальным этапом работы.
Коммуникативную компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст) проверяют и задания части А, и задания части В, и задания частей С: А6, А7, А27, А28, А29; В7; С1.
Формированию этой компетенции уделяю основное внимание в 11 классе. Начинаю, конечно, с заданий частей А и В, а потом перехожу к части С. Это задание проверяет сформированность у учащихся следующих коммуникативных умений и навыков (именно так их определяют разработчики КИМов):
1) умение анализировать содержание и проблематику прочитанного текста.
Мне представляется, что на этом этапе работы с текстом в полной мере проявляется и информационная компетентность учащихся, потому что им приходится и планировать собственный информационный поиск, и извлекать информацию, и обрабатывать её.
2) умение комментировать проблему исходного текста и позицию автора.
Мне думается, что это невозможно сделать без реализации общекультурной компетенции.
3) умение выражать и аргументировать собственное мнение.
Я уверена, что сделать это без сформированной ценностно-смысловой компетенции невозможно.
4) умение последовательно и логично излагать мысли.
Считаю, что здесь проверяется интеллектуальная компетентность, по классификации
А. Хуторского.
5) умение использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка
При выполнении этого требования выпускникам предоставляется возможность проявить собственную культурологическую компетентность (по классификации Т. Потёмкиной и Н.Соловьёвой).
6) умение реализовать навык практической грамотности – имеются в виду навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка (опять в действии языковая и лингвистическая компетенции).
Использовать для подготовки к ЕГЭ по русскому языку только уроки русского языка считаю недостаточным (1 часа в неделю явно мало). Мой опыт работы показывает, что при подготовке части С можно и нужно задействовать уроки литературы. В частности, для формирования навыков анализа чужого текста и создания собственного, кроме текстов, предложенных ФИПИ, использую тексты А. Солженицына (миниатюра «Отражение»), В.Богомолова (рассказы «Кладбище под Белостоком» и «Сердца моего боль»), В. Шукшина (рассказы «Волки», «Крепкий мужик»).Один из первых уроков в 11 классе посвящаю знакомству с нормативно-правовой базой проведения ЕГЭ, правилами для участников. Много внимания уделяю оформлению бланков. Все тестовые работы учащиеся выполняют на распечатанных бланках – это позволяет снять психологическое напряжение на экзамене.
В начале работы в 11 классе несколько уроков посвящаю знакомству с технологией написания части С (использую подготовленную мной презентацию на эту тему).
По моему глубокому убеждению, успешной сдачи ЕГЭ невозможно достичь без спланированной системы контроля за подготовкой учащихся, поэтому регулярное проведение внутришкольных тренировочных работ с последующим анализом результатов, фиксацией динамики происходящих изменений и информированием родителей - обязательно.
Подводя итог, хочу отметить: я уверена, что подготовка учащихся к ЕГЭ с использованием компетентностной модели образования не только возможна, но и эффективна.