Приёмы и методы развития творческой деятельности, способствующие повышению мотивации.

Василенко Оксана Михайловна,
учитель профессионально трудового обучения,
ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Приёмы и методы развития творческой деятельности, способствующие повышению мотивации
Слайд 1: Приёмы и методы развития творческой деятельности, способствующие повышению мотивации.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить некоторые рекомендации педагогам для стимулирования творческого мышления детей:
Слайд 2: Рекомендации педагогам для стимулирования творческого мышления.
воздерживаться от оценок;
учить детей замечать противоречия;
помогать детям видеть аналогии (соотношения);
настраивать детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
рассматривать объект с нескольких точек зрения, т.е. создавать условия для «умственной разминки»;
убедить учащихся, что многому можно научиться, извлекая опыт из своих ошибок;
воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
показать, что порой в выводах возможны неопределенности и неясности;
развивать потребность в учении и самообразовании.

Учитель должен предложить учащимся такую программу действий, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоций, воображения, образного мышления.
Слайд 3: Основные компоненты творчества: эмоции, воображение, образное мышление.
Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом (и одновременно условием) развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию.
«Удивление... это и начало творческого отношения к миру».
Хорошо, когда специальные уроки творчества начинаются необычно для учащихся, например, с особого приветствия учителя («Нет, вы только подумайте! Какой сегодня день странный. А вчера все шло как обычно...»), с небольшого букета цветов или листьев на столе педагога, с нестандартных тем и вопросов, с заданий-разминок.
Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены.
Однако уже на первых творческих уроках необходимо объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться с уважением. Известно, что у всех людей есть «фильтры», через которые проходит любая информация. Эти фильтры могут снижать ценность получаемой информации: «Мне это никогда не пригодится», «Я это уже слышал», «Ничего нового по этому вопросу мне сказать не могут» и др.
Школьники должны сами отказаться от подобных формулировок на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так...» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.
В основе приемов развития творческого воображения учащихся могут лежать следующие процессы:
Слайд 4:
агглютинация склеивание образа из разных частей (кентавр);
аналогия отражение: образ похож на реально существующий предмет в природе;
акцентирование заострение образа на какой-либо черте, детали (преуменьшение, преувеличение);
типизация процесс разложения и соединения, в результате которых получается зримый образ (персонаж).
Именно на этих четырех «китах» строится основная масса упражнений, развивающих творческое воображение, нестандартный подход к решению задач.
Слайд 5: Уровни творческого восприятия и воображения.
Начальный;
Воссоздающий;
Творческий.
В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого восприятия и воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный, при котором называются готовые, существующие в природе материалы и явления; воссоздающий, когда предлагаются предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека; творческий, основанный на образном восприятии, который максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению.
Образное восприятие очень важно для мышления в целом и для творческого мышления в частности. Оно помогает нам в полноценном восприятии поэзии, прозаических литературных произведений, исторических событий и т. д. «В образе неразрывно слиты восприятие внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. Образ всегда обобщение... а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности».
Упражнение, с которого можно начинать работать над образным восприятием, напоминает рисуночные тесты по психологии: «Угадай, что здесь нарисовано?» Но лучше пользоваться не готовыми абстракциями, а создавать и интерпретировать их вместе с детьми.
На смоченный водой (или смятый) лист ватмана с кисточки капают акварельные краски, принимая удивительные формы и цветовые оттенки. Увидят ли дети в них фигуры людей, животных, карту сказочной страны и т.д.? Можно продолжить это занятие. Все увиденное записывается на доске, а детям предлагается придумать сказку, действующими лицами которой будут возникающие на листе образы.
Можно познакомить учащихся с понятиями конкретного и абстрактного в образе. Для этого школьникам предлагается представить кошку, которая умывается (конкретизированный образ), лесную поляну в солнечный день (переход от конкретного к абстрактному) и, например, грустный день (часто представляют человека у окна, глядящего на осенний дождь). Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним событийным описанием и описанием, проникнутым настроением, отношением самого человека. От образа к образу возрастает потребность в подборе слов и понятий, которые бы наиболее полно могли передать уникальное субъективное восприятие предмета созерцания.
При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
Умения находить в проблеме особое, «схватывать» главное, «достраивать» недостающее характеризуют творческий, нестандартный подход в восприятии и анализе происходящих событий. Таких примеров в практике очень много запоминание последовательности цветов в радуге, в российском флаге, правило «буравчика»...
Слайд 6: С.Л.Рубинштейн «Само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника может сковать его воображение».
С.Л.Рубинштейн утверждает, что «само развитие творческого воображения обусловлено в какой-то мере техникой, и её отсутствие или несовершенство, её неадекватность творческим задачам художника может сковать его воображение». Другими словами, существует определённые технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Среди них особый интерес для процесса обучения представляют следующие:
Слайд 7: Технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.
I Найти новую формулировку проблемы, задачи.
Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если... ?»
Принимаются любые ответы от реальных, критических до самых фантастических.
Помнить о том, что юмор - показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не нужно бояться шуточных детских импровизаций.

Пытаться проанализировать происходящие события с иной точки зрения.

Не бояться самых разных аналогий. Для этого, с одной стороны, необходимо абстрагироваться от решаемой проблемы (особенно если она «зависает»), а с другой находить ключевой аспект в сопоставлении по сходству или различию.

Отказываться от привычных стереотипов мышления.

Любую проблему рассматривать не менее, чем с четырех точек зрения: а) опираясь только на конкретные цифры и факты; б) критически оценивая ситуацию; в) ориентируясь только на конструктивный подход; г) давая выход полету фантазии.

Итак, творческий подход необходимо развивать не только отдельными приемами на различных уроках, но и планировать самостоятельные уроки творчества. Мы приводим некоторые характеристики такого урока, которые могут помочь и в его подготовке и в оценке занятия:
Слайд 8, 9, 10: Характеристика творческого урока.
весь урок (или большая часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся и учителя;
царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: и учитель, и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь;
урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая, художественная, коммуникативная и пр.);
мыслительная поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами: используются методы исследовательского характера, творческие задания, учебные дискуссии, познавательные игры и пр.;
учитель побуждает, организует и ведет мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы (задачи);
учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;
речь учителя отличается богатством и выразительностью языковых средств; в монологах учитель создает проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную информацию и творческое поле урока;
деятельность учащихся комментируется в системе, дается развернутая оценка; часть контрольных функций передана ученикам: самооценка, взаимооценка занятия;
учитель заботится об этике взаимоотношений, об эстетике оформления помещения, где проходит занятие;
чувствуется воспитывающий эффект в освоении нравственных норм, в желании продолжить общение и совместную учебную деятельность;
материал урока усваивается всеми учащимися в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями, приобретаются новые умения и навыки, дается толчок к самостоятельной творческой работе;
в результате у педагога и учеников возникает чувство приподнятости, удовлетворения, желание заново пережить момент сотворчества.

В заключении, мы хотим дать вам небольшие рекомендации.

Слайд 11: Рекомендации.

Рекомендации.
Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас.
будьте терпеливы; не ждите быстрых результатов от детей, они обязательно будут, только не торопите события;
не забывайте о доброжелательности; оценивание творческих работ детей «инструмент» очень тонкий, деликатный; не стоит размахивать им, как карающим мечом;
не бойтесь движения и шума на занятиях; практикуйте небольшие физические разминки на уроке, которые снимают интеллектуальную и эмоциональную напряженность;
помните о равноправии; каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому не нужно делить детей на талантливых и остальных;
творите сами; попробуйте «проиграть» предложенные нами приемы и убедитесь в том, что вы сами человек творческий, нестандартный, азартный... (нельзя научить тому, чем сам не владеешь); и как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Слайд 12: Спасибо за внимание!
















15