Приемы формирования регулятивных УУД в начальной школе.


Приемы, направленные на формирование регулятивных УУД
Прием «Выглядит, как … звучит, как…»
Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать или зарисовать зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием.
Выглядит как Звучит как
-Часы
- Ступеньки лестницы
- Яркая картина
 … -          Шум моря
-           Тиканье маятника
 …
Прием «Дневник»
Детям предлагается записать ключевые слова по теме, которую предстоит изучать на уроке. Далее, используя вопросительные слова, ребятам необходимо сформулировать вопросы, сочетая элементы обеих колонок.
Вопросительные слова Ключевые слова
Что
Какой
Чем отличается
Почему и т.д.  
Прием “Подбор слов-ассоциаций”
Детям предлагается подобрать ряд слов-ассоциаций к слову по теме урока. Предложенное задание напрямую определяет для учащихся объект познания и требует актуализации имеющегося опыта на уровне общих представлений о понятии и эмоционального впечатления, которое вызывает этот объект у детей. Выявление ассоциаций необходимо для того, чтобы в ходе занятий дети смогли осознать ограниченность их знаний по данной теме и нацелиться на изучение новой темы.
Игровой прием “Как вы думаете?»
Игра осуществляется в следующем порядке:
1) в тетради вычерчивается таблица с тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается игровое поле с соответствующими разделами;
2) учащиеся получают карточки с информацией, каждая карточка может быть разного цвета;
3)учащиеся читают карточки и кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но разногласия остаются.
Далее работа на уроке организуется так, чтобы разрешить эти разногласия.
Прием «Создание графического образа объекта познания»
Учащихся просят нарисовать тот или иной объект, используя любые графические средства и способы. Демонстрация рисунков дает возможность задать детям ряд важных вопросов, которые помогут нацелить на изучение новой темы.

Прием “Верные и неверные утверждения”
Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием “Пометки на полях”
Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.
Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
Знаком “!” отмечают информацию, которая известна ученику.
Знаком “?” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Продолжение незаконченной фразы»
Учащимся предлагается фраза, в которой пропущена часть слов. Задание – вставить недостающие слова, предложив тем самым свой вариант прочтения. Совершенно очевидно, что вариантов прочтения фразы будет столько, сколько учеников в классе. Естественным будет желание детей узнать, кому принадлежит эта фраза и каково ее действительное содержание.
Прием «Математические знаки»
Учащимся предъявляется какое-либо утверждение и предлагается выразить свое отношение к нему с помощью знаков препинания, математических знаков и т.п. выбор необходимо прокомментировать и сформулировать возникшие в этой связи вопросы.
Прием «Найди ошибку»
При проверке тетрадей учитель не исправляет ошибку, а лишь указывает на нее на полях палочкой. Таким образом, ученику предоставлена возможность исправить свою ошибку, за что балл не снижается, а наоборот, учитель хвалит ребенка за то, что тот исправил ее.
Прием «Волшебные линеечки»
После решения любой учебной задачи предлагается ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность и т. д.). После проверки такую же работу проделывает и сам учитель. Если он согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок.
Прием «Прогностическая оценка»
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Прием «Лесенка успеха»
Основной целью использования данного приема является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке. Работа над этим умением систематически проводится на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону и этапе рефлексии деятельности на уроке. Ученикам дается возможность оценить свои новые знания по следующим критериям:
1-я (нижняя) ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов, с самостоятельной работой на уроке на этапе «Самостоятельная работа с самопроверкой» не справился.
2-я и 3-я ступенька - у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки.
4-я (верхняя) ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Прием «Светофор»
  Ученик оценивает  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:
Красный – нужна помощь!
Зелёный – я умею сам.
Жёлтый – умею, но не уверен ещё.
Прием «Рука-символ»
Основной целью использования данного приема является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке. Работа над этим умением проводится на этапе рефлексии деятельности группы на уроке. Детям необходимо оценить свой вклад в работу группы и показать свою роль с помощью жестов. Один из вариантов данного приема – выбор детьми картинки с изображениями той функции, которую они выполняли на уроке. Эти приемы подводят детей к необходимости распределения ролей в группе.
Прием «Собери план»
Учащимся предлагается поработать с деформированным планом решения учебной задачи либо с планом с недостающими или избыточными пунктами.
Прием «Навигация»
Учащимся предлагается построить работу на уроке, опираясь на условные обозначения (символы можно поместить на доску). Таким образом, выстраивается графический план урока.
Прием “Ключевые слова”
Выделенные учащимися в тексте ключевые слова могут служить пунктами плана решения учебной задачи.