Приемы формирования регулятивных УУД на уроках литературы на этапе целеполагания


Приемы формирования регулятивных УУД на уроках литературы на этапе целеполаганияСветлана Анатольевна Лабетко, преподаватель русского языка и литературы «Северный техникум транспорта и технологий», г. Архангельск ПриемыТема-вопросРабота над понятиемПодводящий диалогСитуация Яркого пятнаГруппировкаИсключениеДомысливаниеПроблемная ситуацияПроблема предыдущего урокаВерные и неверные утвержденияЗнаю- хочу узнать - узнал Тема-вопросТема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.Выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководит процессом отбора преподаватель или выбранный обучающийся( в этом случае преподаватель может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность) Пример: Кто виноват в гибели Настены в повести Валентина Распутина «Живи и помни»?Студент попадает в ситуацию подобно деятелю, решающему творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно за счет этой незавершенности и формируются прочные умения и знания. Работа над понятиемТема урока пишется на доске Обучающимся предлагается объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". От значения слова определяется цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, тема: «Направление модернизма – акмеизм» Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводит к тому, о чем обучающие не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. Домысливание1. Предлагается тема урока и слова "помощники": ПовторимИзучимУзнаемПроверимС помощью слов "помощников" обучающиеся формулируют цели урока. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. 1.Самостоятельное решение2.Коллективная проверка результатов3.Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения 4.Постановка цели урока.Проблемная ситуация Последовательность применения данного приема такова: Проблема предыдущего урока В конце урока обучающимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать «Вдруг подле него очутилась Соня……Что-то вдруг как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам… В глазах её засветилось бесконечное счастье; она поняла,.. Что он любит, бесконечно любит её…»ПредположитеЧто произойдет в будущем с героями?Изменятся ли их взгляды на жизнь?


Тема урока«Их воскресила любовь…»??-Кого?-Что значит воскресила?- Почему любовь? ЦЕЛИ УРОКА Ситуация Яркого пятнаСреди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
style.rotation
style.rotation
style.rotationppt_wppt_y
style.rotation
style.rotation ГруппировкаРяд слов, предметов, фигур, цифр, деталей, (близкородственных объектов) предлагают обучающимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему (они) имеют такие признаки?" будет задачей урока Л.Н.Толстой «Война и мир» «Мысль семейная» гсНаташаРостоваАндрей БолконскийПьер Безуховскняжна Семья КурагиныхСемья РостовыхСемья БолконскихНиколенька Болконскийлюбовьдружбалюбовь семьяКак отецбудущеелюбовь довериеНиколайПетяКняжна МарьяОтец родителиЭленАнатольИпполитобманденьги зло обман играВераженКнягиня ЛизаГраф Безухов Три семьи ИсключениеПрием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае обучающимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.Второй вид. Задаются ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, обучающиеся легко определяют лишнее. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился».Этап «Знаю» - что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.           «Верные–неверные утверждения»,«Прогнозирование». Используя прием «Верные - неверные утверждения», предлагаем  несколько утверждений по еще не изученной теме. Обучающиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к  этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.  «Верные–неверные утверждения»,«1) Действие романа начинается в 1859 году.2) Имение Николая Петровича Кирсанова было бедным, так как он не занимался в своём поместье преобразованиями со своими крестьянам.3) Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова.4) Между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым были споры по поводу аристократов и нигилистов.?

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:1.Учет уровня знаний и опыта обучающихся,доступность, т.е. разрешимая степень трудности;2.Толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; 3.Вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить А.Дистервег Спасибо за внимание! Список литературы1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы6. http://www.school2100.ru/Формирование умения целеполагания у младших школьников.7. Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010.8.  Подходы к целеполаганию на уроке. http://www.eidos.ru.9.Формирование навыка целеполагания.http://www.gimnazy161.ru.10.Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru