Презентация на тему Приемы,методы и технологии, способствующие формированию УУД


Методы приемыи технологии, способствующие формированию УУД Дамецкая И.П. учитель биологии, географии МБОУ «СОШ №14 пос Подъяпольское» Цели образования XXI века:   уметь жить;   уметь работать;   уметь жить вместе;   уметь учиться. Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий;   содержания образования;   стиля жизни образовательного учреждения;   типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися. Понятие педагогической технологии Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Критерии педагогической технологии:строгое определение целей обучения (почему и для чего); отбор и структура содержания (что); оптимальная организация учебного процесса (как); методы, приемы и средства обучения (с помощью чего); а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто); и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Три аспекта «педагогической технологии» Научный: ПТ- часть педагогической науки. Процессуально - описательный: описание (алгоритм) технологии. Процессуально - действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса . Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологийПовышение качества знаний учащихся. Овладение учащимися ключевыми компетентностями. Формирование научно-исследовательских навыков обучающихся. Виды обобщенных педагогических технологийПроблемное обучение Концентрированное обучение Модульное обучение Развивающее обучение Дифференцированное обучение Активное (контекстное) обучение Коллективнаясистема обучения (КСО) Игровое обучение Обучение развитию критического мышления Технология «Дебаты» Технология «Творческая мастерская» Информационные технологии Модульное обучениеСамостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программойСамооценка, взаимооценка.Проблемный подход индивидуальный темп обученияОпроссамостоятельная работа по техн. картеДиалогРабота в паре. Проектное обучениеМетоды активизации познавательной деятельности учащихсяВиды учебной деятельностиСамостоятельный выбор способа действия; свобода креативных возможностей; ученик – проектировщик, исследователь.Самостоятельная работа с источниками информации; эвристическая беседа; рассказ; слушание. Проблемное обучениеМетоды активизации познавательной деятельности учащихсяВиды учебной деятельности Создание проблемной ситуации; формулирование учебных задач; четкое планирование последовательности действий; усвоение новых знаний; стимулирование дискуссии.Опрос письмо чтение слушание рассказ дискуссия решение познавательных задач. Концентрированное обучениеСущностьМеханизм Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Поисковые методы; постановка познавательных задач Развитие критического мышленияМетоды активизации познавательной деятельности учащихсяВиды учебной деятельностиОбсуждение в группах, дискуссия; развитие интеллектуальной инициативы; активизация творческого мышления; развитие терминологического языка; формирование умения рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения.Беседа работа с источниками информации рассказ составление таблиц, схем моделирование . Прием «Составление кластера»Применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексииИнформация систематизируется в виде кластеров (гроздьев), в центре находится ключевое понятиеПоследующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Прием «Составление синквейна»С фр. «синквейн» - стихотворение, состоящее из 5 строк.В кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию.На 1 строчке слово – существительное - тема синквейна.На 2 строчке - два прилагательных, раскрывающих темуНа 3 строчке - три глагола, причастия, описывающих главные действия синквейна.На 4 строчке - фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме (крылатое выражение, цитата, фраза в контексте темы).Последняя строчка – это слово-резюме, новая интерпретацию темы, выражение личного отношение. Эмоциональность. Дифференцированное обучениеМ е т о д ыВиды УДОпора на индивидуальные возрастные, физиологические, психологические особенности и способности учащегося; персонификация интересов учащихся; метод свободного выбора. Опрос письмо чтение слушание рассказ ответы на вопросы решение примеров рассматривание. Игровая деятельность Обучение игровым действием; проблемность содержания; методы, стимулирующие общение, само - и взаимопознание; развитие фантазии и воображения; рассмотрение в ходе игры ключевой проблемы с различных точек зрения; реализация через игру конкретной учебной задачи. ЦелеполаганиеЦелеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».«Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя».(Крылоа О.Н «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО») Обязательными условиями использования   приемов является: учет уровня знаний и опыта детей,– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельностьПриемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Приемы целеполагания используемые в нашей школеСоздание проблемной ситуацииРабота над понятиемПодводящий диалогФормирование цели при помощи опорных глаголов. Прием «Яркое пятно»проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.  Прием «Группировка»Приём «Тема-вопрос».Приём «Исключение».Прием «Моделирование жизненной ситуации»Собери словоЛови ошибкуНайди лишнее Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема (А.В.Хуторской).Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.Цели компетентностно-ориентированного урока должны быть диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные, побудительные действия.Охарактеризовать цель значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность ученика. Спасибо за внимание!