Нетрадиционные Методы обучения студентов


мэи-кэкМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАНетрадиционные методы обученияРазработала преподаватель МЭИ-КЭК: Г.М.КосицынаСодержаниеВступление
Получение четырех уровней знания
Признаки активного обучения и общения
Биоритмика профессионального поведения
Основная часть. Активные методы обучения
«Урок - митинг»
«Урок - суд»
«Урок - киностудия»
«Урок - салон»
Игра «Что, где, когда»
«Альтернативная ситуация»
Самостоятельная познавательная деятельность
«Уроки - диспуты», «уроки - дискуссии», «круглый стол»
«Урок - соревнование»
«Мозговая атака»
«Преподаватель против студентов»
«Лекции - провокации»
«Пресс-конференция»
Эффективность деловых игр
Заключение. Система педагогических решений, умений и навыков
Литература
Приложение (для проведения уроков).
ВступлениеГлавной отличительной чертой современных методов обучения должна стать возможность моделировать различные процессы, явления и их составляющие элементы, в ходе которых студенты ведут напряженную умственную работу, коллективный поиск оптимального решения, используя собственный практический опыт и теоретические знания. Модернизация учебного процесса, обеспечивающего высококвалифицированную подготовку специалистов, предусматривает внедрение активных методов обучения. Знания только тогда знания, когда они приобретены усилием мысли, а не одной памятью.
Настоящий урок - это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления, где этого нет, там скука, мертвенность, бездуховность. Драматизм обучения в том, что главный труд учитель-ученик не выступает главной сферой воспитания. Сегодня важно понять: хорошо работает тот, кто хорошо мыслит, а творческое мышление развивается в процессе познания. Студенты должны напрягать свой ум, преодолевая посильные трудности учения, задавать вопросы и искать ответы на них.
Получение четырех уровней знанийВсе методы обучения: словесные, наглядные, практические могут быть как пассивными, так и активными. Поэтому при использовании любого метода, прежде всего надо думать о том, как возбудить интерес студентов к теме урока, привлечь их внимание, активизировать все виды деятельности на уроке. Это возможно только в том случае, когда студенты чувствуют себя равноправными участниками учебного процесса. Что конкретно этому помогает? Активное обучение - метод не корректный. Неактивных методов обучения не бывает. Если посмотреть на уровни овладения и использования информации, то просматривается такая система обучаемого:
уровень убеждения;
уровень умений;
уровень навыков;
уровень знаний.
I и II уровни знаний - наличие информации и умение её воспринимать. III уровень умений - способность применять имеющуюся информацию для получения новых знаний и практического преобразования
действительности. IV уровень - убеждения - способность доказать истину. Активное обучение базируется на IV уровне. Методы активного обучения предполагают обучение в рамках типовых и нетиповых ситуациях. На какой уровень выйти, чтобы запомнился материал?
Признаки активного обученияПрежде всего, надо "увидеть" признаки активного обучения:
Принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, вынужденная активность.
Активность обучаемых сопоставима с активностью преподавателя. Чем больше активен преподаватель на занятиях, тем меньше активен сам студент. Сама форма работает тогда, когда преподаватель готовиться к занятиям (его активность). Система работает на нас, созданная система сама учит (поэтому большое внимание уделяется подготовке урока).
Повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества методов активного обучения затрагивает эмоциональную сферу, т.е. человек действует, выражает свое отношение и т.д.
Обязательно взаимодействие обучаемых между собой или с преподавателем.
Направленность на преимущественное развитие и приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.
Наличие предпосылок для поэтапной полноты к успешности освоения учебного материала.
Также необходимо внимание на общение. Три стороны общения:
перцептивная - восприятие и понимание другого человека;
интерактивная - в совместном обучении выполняют действия, построение общей стратегии взаимодействия;
коммуникативная - донести информацию до студента. (Я не только воздействую на вас, но и получаю обратную связь, а вы воздействуете на меня).
Правила поведения преподавателя:
Формула общения (голос, выражение).
Будь доброжелателен, не унижай.
Способность работать в заданном режиме (рациональное распределение сил).
Критика должна быть щадящей, уместной, доказательной, конструктивной.
Не обвиняй, не упрекай, не жалуйся.
Способность к неформальному общению.
Разгневан - потерпи, лишь охладев, рассудку уступи, разбить любой рубеж не сложно, восстановить осколки невозможно.
Биоритмика профессионального поведения:Речь - четкая, ясная (120 слов в минуту - нормальный темп речи), говорить на выдохе.
Выражение лица - открытое, готовность к сотрудничеству, понять состояние другого.
Мимика - привлечь к себе внимание.
Жесты - усилить эмоциональные моменты, излишняя жестикуляция утомляет. Руки поднимать до талии, но не до уровня лица, т.к. это утомляет.
Поза - не проявлять высокомерия.
Походка - умение встать, сесть, много перемещаться в аудитории, но быть в центре. Одежда - не выделяться.
Необходимо обратить внимание на умение слушать.
4 вида: 1) слушание-понимание;
слушание-поддержка;
уточнение;
слушание-оценка.
Рефлексия - осознание того, как он воспринимает другими людьми и самим собой (анализ, самооценка), обратная связь нужна для корректировки своей деятельности, своей информации. Формы обратной связи: реплики (в доброжелательной форме), желание высказаться, выступить по поводу речи преподавателя.
Активные методы обученияИгровые формы обучения - это наиболее эффективные нетрадиционные формы построения уроков. Ученые - психологи и педагогики Ю.Азаров, А.Запорожец, В.Сухомлинский, Л.Эльконин и
другие отмечали, что использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную сферу студентов.
В ходе игры учебная цель представляется в виде игровой задачи: ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд, принять участие в рулевой игре и т.д. Прежде чем начать игру в учебной группе, нужно определить: насколько студенты готовы участвовать в таких занятиях, насколько психологическая ситуация благоприятна для ведения таких занятий. А если не благоприятна, то надо создать коллектив и психологическую ситуацию, благоприятную для занятий.
Преподаватель должен выбрать такой метод обучения, который соответствовал бы характеру изучаемого материала, тематике и континенту студентов. Поэтому, прежде чем начать занятия, необходимо изучить разные приемы и методики игры, личностные особенности студентов и, зная свои личные качества, можно приступать к игре.
Игра меняет взаимоотношения преподавателя и обучаемого. Педагогика сотрудничества, сопереживания, с моделированием реальных ситуаций жизни в сочетании с психологическим единоборством и коллективным взаимодействием в игровых формах создает новые предпосылки для построения нового учебного процесса. Поэтому* для результативности игры очень важным является создание преподавателем своеобразной установки на игру, побуждающей принять в ней участие. Игровое состояние складывается из таких факторов, как увлекательность игры, интерес к её содержанию, подчинению правилам всех, в том числе и преподавателя; целенаправленность совершаемых игровых действий, подведение итогов, оценка результативности и т.д.
После определения игровой задачи, объяснения правил игры, студенты приступают к игровым действиям. Ролевая историческая игра может рассматриваться как особая форма организации познавательной коллективной деятельности студентов, как специфический вид учебной игры, в ходе которой студенты совершают целенаправленные действия в моделируемой (воображаемой) ситуации прошлого в современности, в соответствии с распределенными ролями. Психологи считают, что ролевая игра возможна, благодаря эмпатической способности человека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему. Но эта способность, как и всякая другая, требует своего развития. Удивляясь снижению эмоциональности студентов, мы порой не задумываемся над этим, что это следствие неразвитости
эмпатической способности, отсутствие у молодежи опыта сопереживания и сочувствия окружающим людям, судьбам народов, конкретным историческим личностям. Но для того, чтобы изучаемый материал нашел у студентов эмоциональный отклик, необходимо помочь им понять особенности конкретной исторической обстановки, сущность изучаемых событий, строить рассказ на основе нескольких источников знаний, а также давать характеристику и оценку историческим явлениям, деятелям, социальным группам, общественно- политическим партиям и движениям, положению классов.
Весьма существенным в этом плане является формирование на уроках истории умений анализировать исторические факты, причины, результаты и значение рассматриваемых событий, формированию умений правильно оперировать полученными знаниями. Знание исторической обстановки, проникновение в сущность изучаемых событий и сформированность указанных умений - вот необходимые условия активной познавательной деятельности студентов в ходе ролевой игры.
Однако эффективность ролевой игры зависит не только от уровня сформированное™ исторических знаний, но и от соответствующей психологической подготовки студентов, включающей опыт исполнения ролей исторических личностей, создание установки на игру и личностное отношение к её содержанию. Для первоначальной подготовки студентов к ролевым играм необходимо применять рассказ от первого лица об исторических событиях, личностях, объектах, от имени князя, царя, исторических деятелей - главнокомандующих Суворова, Кутузова и т.п., участников войн, боёв на Красной Вресне, военачальников, членов различных партий.В выполнении этого задания студенты должны просмотреть дополнительную литературу (если задание дается на дом), или хорошо знать фактический материал по новой теме и по пройденным темам (если эту роль он выполняет без подготовки на уроке).
Поэтому, планируя и разрабатывая игру, важно продумать различные виды операционных заданий для всей группы, а не ограничиваться заданиями для студентов, получивших роль заранее. В содержании игры должен присутствовать конфликт мнений, точек зрения, убеждений, т.е. ролевая игра должна быть проблемна по своему содержанию.
Разработка и внедрение деловых игр в учебный процесс приобрели в нашей стране широкий размах, и элементы деловых игр применяю я на уроках. Применение игр имеет позитивную сторону.
Она состоит в том, что способствует активизации учебного процесса.
Игра - одноразовая по природе, она не повторяется, а если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, сценария, то она всё же будет игрой по-новому зависящей от творчества её участников, от импровизации действий. Эффективность урока с элементами игры заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала, на основе эмоционального воздействия на основе игры. На таком не стандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности студента.
Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявления разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности, дают возможность отличиться студенту, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности. Там, где назидание сменяется коллективной работой, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а преподаватель становится зрителем или равноправным участником действия, мнения студентов и преподавателя становятся равноправными, то ролевая игра дает наибольший успех.
Например "Урок-митинг" - проводится на тех уроках, когда возникает необходимость в сопоставлении нескольких принципиальных точек зрения. Такой урок помогает формирования умений обобщать и оценивать исторические факты, применять полученные знания для опровержения фальсификации истории. На "Уроке-митинге" каждый студент может выступить с критикой оценки того или иного оратора. Студент, который ведёт митинг, делает выступление, а затем выступают представители других направлений, выступления чередуются, затем подводится итог.
"Урок - клуб путешественников" проводится при изучении тем, связанных с обзорными лекциями. Приглашаются за стол ведущего "участники" экспедиций. Письменно или устно участники составляют рассказ о странах, о народах, населяющих эти страны, об экономическом развитии (на уроках географии) или путешествие в прошлое (на уроках истории).
"Урок - суд". Эту форму можно использовать не только на уроке, но и во внеклассной работе. Её успешно можно применять на уроках литературы, истории, при изучении таких явлений как фашизм, расизм, сталинизм. Для проведения таких уроков учитель создаёт две группы студентов: 3 судьи, прокурор, адвокат и свидетели. Группа накапливает материал (используют сборники документов, мемуары,публикации, периодическая печать) и составляет показания свидетелей, речи обвинения и защиты. Учитывая, что студенты не могут в полной мере отразить роль того или иного политического деятеля, склонны к схематизму. Процесс проводится не над конкретным лицом, а над явлением и подсудимый - символический образ. Для проведения урока необходима специальная расстановка мебели: в центре - стол судей, слева - обвинителя, справа - адвоката и скамья подсудимого. Урок ведёт председатель суда. Слушаются обвинительные заключения, показания свидетелей, с сообщением выступают государственные обвинители и адвокат. Суд удаляется на совещание, выносится приговор. Можно создать корреспондентский пункт (студенты, которые будут освещать ход судебного процесса).
”Урок - киностудия”. За две недели до урока необходимо разделить группу на три творческие группы и художественный совет, в который входят: руководитель, общественно-политический редактор, музыкальный редактор, заведующий литературным отделом. Необходимы технические работники: звукооператор, осветители, 3 режиссёра комплектуют творческие объединения, включающие сценаристов, звукооператоров, композиторов, художников, монтажеров, дикторов, актёров. Преподаватель ставит задачу перед каждым творческим объединением. Затем студенты занимаются с материалом учебника, дополнительной литературой, определяют жанр фильма и приступают к написанию сценария. Сразу же надо определить, что входит в понятие фильма. В данном случае под фильмом подразумевается сменяющиеся иллюстрации, сопровождающиеся дикторским текстом, музыкой, рисунками студентов.
После просмотра члены художественного совета выясняют у представителей творческих объединений возникшие вопросы. Члены художественного совета дают оценку фильму.
’’Урок - салон”. Этот урок является подведением итогов самостоятельной работы. За 2-3 недели создаются три творческие группы по изучению культуры. Внутри группы выделяются подгруппы из 2-3 человек по изучению творчества отдельного представителя мировой культуры. Затем ставится задача: после знакомства с творчеством (поэта, композитора, скульптора, художника) составьте диалог, в котором отразились бы характеристика основных направлений в искусстве, главные события того времени, повлиявшие на их творчество. После изучения дополнительной литературы преподаватель формирует группы по изучению основных направлений
в искусстве и ставит задачу: найти общие черты проявлений в тех или иных направлениях, в разных видах искусства и составить композицию. Выбирается хозяйка салона. В салоне звучит музыка, завязывается диалог, спор. Такая игра повышает эмоциональный тонус.
’’Игра ’’Что, где, когда?”. Создаются команды. Одна команда остаётся у доски. Ей задают вопросы по изученной теме. Обсуждение вопроса - 30 секунд. Отвечает один студент. Команда играет до первого неправильного ответа, после чего уступает место у доски другой команде. Команда победительница получает оценку "5". Когда используются на уроке элементы этой игры, то повышается познавательный интерес, развивает самостоятельность и коллективизм студентов, активизирует пассивных студентов.
В образовании всё большую роль играет самостоятельная познавательная деятельность студентов. Виды и формы самостоятельной работы можно представить как своеобразную лестницу с всё более крутыми ступенями. Сначала речь идёт об извлечении дополнительной информации из учебника. Затем следует углубление с помощью дополнительной литературы и других источников. Более высокая ступень - самостоятельное получение знаний и оперирование знаниями. Под руководством преподавателя студенты овладевают умением анализировать, сравнивать. Задание для самостоятельного сопоставительного анализа предусматривает определение общих и особенных черт двух и более сюжетов, событий, явлений, а также выяснение причин, определивших черты сходства и различия. На этой основе студенты делают обобщение, формируют и аргументируют суждения и выводы.
Одним из направлений этой работы является использование науроках ’’альтернативных ситуаций”. Слово "альтернатива" понимается как возможность выбора одного или нескольких вариантов, на уроке создаётся ситуация выбора той или иной точек зрения: предлагаемые альтернативы должны быть доступны для понимания и анализа студентов, соответствовать объёму их знаний и уровню мыслительной деятельности.
Обучение анализу "альтернативной ситуации" должно осуществляться поэтапно, по мере приобретения теоретических знаний, необходимых для выработки критериев анализа исторических процессов, при постоянном усложнении мыслительной деятельности студентов. В обобщенном виде логика работы с "альтернативной ситуацией" такова: создание ситуации выбора - уяснение её сущности студентами - определение критериальной основы для рассмотрения
предложенных альтернатив - их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями - аргументированное изложение студентами своей позиции по рассматриваемой проблеме.
Например, по истории:
Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей (решений)
Выявите историческую обусловленность каждого из путей
Определите своё отношение к ним
Объясните достоинства и недостатки отвергнутого пути развития
Покажите достоинства и недостатки избранного пути
Оцените произошедший выбор.
Преподаватель может использовать такую форму как "Вопросы и Задания". Вопросы и Задания оказывают помощь преподавателю в изложении тех принципиальных вопросов, которые раньше излагались в искажённом виде, не соответствовали исторической правде. При выполнении вопросов и заданий формируется творчески активная личность, способная мыслить самостоятельно. Применяют знания полученные: из СМИ, в обсуждении вопросов которые в настоящее время волнуют молодёжь. Задания даются к темам учебной программы и могут быть использованы как для групповых занятий, так и для индивидуальной работы с учётом подготовки студентов.
По содержанию задания не выходят за рамки учебной программы. При выполнении их студенты могут глубже вникнуть в проблемы, которые волнуют многих из них.
Можно по-разному оценивать современное состояние общества, но, тем не менее, очевидно, что истоки нынешних проблем и явлений нужно искать в событиях первых революционных лет.
Выполняя задание, студенты могут не только проверить свои знания, но и расширить, углубить, систематизировать свои представления о некоторых явлениях, процессах. Для активизации мыслительной
деятельности на уроке являются «уроки-диспуты», «уроки-
экскурсии», ”круглый стол”, "я - лидер" и др. При подготовке таких уроков необходимо учитывать уровень подготовленности, знаний студентов. Следует им предлагать спор только по тем проблемам, которые им по силам, по которым они в состоянии подобрать доказательства самостоятельно, по доступным им источникам. Там, где возможно учитель должен показывать образцы, примеры столкновения разных точек зрения, приводить аргументы, которыми оперируют
участники спора, с тем, чтобы поэтапно, постепенно готовить студентов к активному самостоятельному участию в дискуссиях.
Для формирования у студентов культуры ведения дискуссии, обучения их приемам участия в споре полезно показать образцы научного спора и существование разных мнений в мировой науке. На уроке предлагаются познавательные задачи, которые являются дискуссионными. Пример. Дискуссия показывает возможность существования различных точек зрения на одну и ту же проблему. Студенты не получают вывода, оценки, знания в готовом виде, а добывают их в достаточной мере самостоятельно в процессе сомнений, размышлений, собственных поисков истины. Не переоценивая знания элементов дискуссии на уроке, следует отметить, что целенаправленное их применение в практике преподавания, сочетание с другими активными приемами дает стабильный положительный результат. Он состоит не только в процессе знаний и умений, но и в формировании качеств творчески мыслящей личности лишенной догматизма, способный понять точку зрения своего оппонента, привычный к многообразию мнений и с достоинством отстаивающей свои принципиальные позиции.’’Круглый стол”. Вместо традиционного повторительно- обобщающего урока проведите семинар "круглый стол". Его отличительной чертой является сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности. Часть урока отводится на самостоятельную работу в группах. Одни группы работают над поставленными вопросами, активно обсуждают их, тем самым, образуя малый "круглый стол"; другие группы получают практические задания: составить кроссворд, написать краткую заметку, составить план, тест. Затем идет рассказ о результатах своей работы и ходе ее выполнения. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивает способность к активному мышлению, воспитывает культуру общения. Разумеется, дискуссия может состояться при наличии проблемных вопросов, сообщаемых студентам заблаговременно.
”Урок-Соревнование” - это своеобразное сочетание игры и зачета. Подготовка к уроку идет предварительно.
Преподаватель кратко рассказывает о том, как пройдет урок. Студенты избирают жюри, которому предстоит подвести итоги командного соревнования. Каждая команда получает карточки с заданием. Задание выполняется письменно и устно. В конце урока жюри подводит итоги, отличают лучшие ответы. Преподаватель оценивает работу жюри.
"Мозговая атака". Форма работы - высказывание мнений, идей, задавание вопросов. Технология проведения: группы делятся на две подгруппы. Первая группа - генераторы идей.
Вторая группа - эксперты. Задание генераторов - подбрасывать идеи, задача экспертов - отбирать, оценивать идеи, выбирать наиболее приемлемые. Первой группе дается проблема, они спорят, доказывают, а эксперты анализируют идеи.
"Преподаватель против студентов". Тема изучаемого предмета тесно связана с темами (разделами) других предметов, с предыдущими темами данного предмета. Изученного материала достаточно, чтобы провести занятие без предварительной подготовки по данной теме. Суть семинара состоит в том, что студенты стремятся найти правильное решение, формулировку и т. д. Преподаватель против каждого предполагаемого решения выставляет контраргументы. При подготовке преподаватель должен запастись как можно большим числом контраргументов. Если студенты начали "выдыхаться", надо помогать им, давая новые идеи.
"Лекции-правокации". Преподаватель объявляет тему и сообщает, что будет п количество ошибок, которые записаны у него на листочке бумаги. Сколько ошибок решает сам преподаватель. Чтение лекции - делает ошибки. За 15 минут начинается поиск ошибок. Варианты поведения:
Все ошибки найдены;
Ошибок найдено больше, чем предполагалось.
Ошибки не обнаружены.
Опасения: будут неправильно запоминать информацию.
Плюсы: 1. Повышенное внимание студентов.
Поисковая деятельность.
Активизация.
Психологический момент.
Выроботка критического мышления.
"Пресс-конференция".
Положительные стороны:
Развивает способность удовлетворять свою информационную потребность.
Активизация внимания за счет ожидания своего вопроса.
Поисковое ожидание.
Создает иллюзию импровизации.
Ломка стереотипов.
Поведенческая активность.
Эффективность деловых игрДеловые игры - очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает студентам хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.
Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, "что происходит, когда происходит вот это".
Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
Позволяют, менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения.
Повышают интерес студентов, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда студенты чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно "играют".
Существуют много разновидностей метода деловых игр:
Роли расписанные и не расписанные.
Ролевые игры, в которых студенты должны принимать ("разыгрывать") собственные решения.
Ролевые игры, в которых студенты копируют ("заучивают") определенный стиль руководства и поведения.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда студенты разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же "сценарию".
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ
1 Проблема выносится на обсуждение 1 Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной
2 Проблему определяют предшествующие события 2 Проблема определяет развитие событий
3 Проблема затрагивает других людей 3 Проблема затрагивает самих учащихся
4 Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически 4 Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат
5 Подчеркивается значение фактов 5 Подчеркивается значение
субъективных
впечатлений
6 С точки зрения психологии, дискуссия - это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи» 6 Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри»
7 Предполагается мысленное участие 7 Создаются условия для эмоционального участия
8 Совершенствуется умение анализировать проблемы 8 Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми
9 Предназначается для разработки гипотез и идей 9 Предназначается для проверки гипотез и идей
10 Тренируется умение правильно разобраться в ситуации 10 Тренируется
эмоциональный контроль
11 Действия или решения только обсуждаются 11 Действия или решения приводятся в исполнение
12 Последствия предложенных действий обычно не определяются 12 Устанавливается непрерывная обратная связь
Таким образом, активные методы обучения, новые педагогические технологии организации учебного процесса не только создают благоприятные условия для творчества студентов, но, прежде всего, предъявляют новые требования к преподавателю.
Это выражается в новой системе педагогических знаний, умений и навыков, а именно:
в умении диагностировать цели обучения, воспитания и развития;
в более глубоком, целостном, системном знании учебного предмета и соответствующей науки;
в умении моделировать в учебном процессе профессиональную деятельность будущего специалиста;
в умении определить "прогнозировать" структуру учебного процесса: цели, содержание, формы и методы, средства обучения в рамках учебной темы;
в умении организовать самостоятельную работу студентов;
в умении свободно владеть активными методами;
в умении оперативно управлять учебным процессом, завершать обучение, воспитание, развитие, обеспечивать уровень знаний, умений и навыков студентов.
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы "обсуждать" возможное развитие ситуации, студенты получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица - участника данной ситуации.
Литература Г.Л. Лэндрет «Игровая терапия: искусство отношений». Москва, Международная педагогическая академия, 1994 г.
«Модульное обучение. Новые педагогические технологии», Днепропетровск, 1998 г.
«Игры: обучение, тренинг, досуг» (под редакцией В.В. Петрусинского), Москва, 1995 г.
«Хрестоматия по социальной психологии». Москва, Международная педагогическая академия, 1995 г.
«Хрестоматия по педагогической психологии». Москва, Международная педагогическая академия, 1995 г.
Журнал «Преподавание истории в школе».
Журнал «Специалист».
Журнал «Среднее профессиональное образование».
«КОЛЕСО ИСТОРИИ»
Мероприятие проводится в форме игры-викторины «Колесо истории». Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории в рамках предметной недели, а также на классном часе, посвященном истории России. В игре участвуют две команды по 6 человек. Участники заранее знакомятся с правилами игры.
В ходе данного мероприятия
.актуализируются и закрепляются знания учащихся истории
России;
.совершенствуются коммуникативные навыки.
Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы тура, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.
Правила игры
В игре принимают участие две команды по 6 человек.
Право первого хода разыгрывается с помощью жеребьёвки.
Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.
Вопросы и задания имеют разную стоимость от 1 до 7 баллов, в зависимости от сложности.
Ведущие, выступающие и помощники:
На роль ведущего требуется активный, позитивный коммуникабельный человек, так как ведение игры требует импровизации, активной реакции на реплики игроков, доскональных знаний правил игры и умения доступно и точно донести их до игроков и зрителей-болельщиков. Поэтому в роли ведущего может быть подходящий старшеклассник или учитель.
Для помощи ведущему и быстрого подсчёта количества набранных очков целесообразно создать счётную комиссию из 2 человек (можно из числа учащихся класса), которые периодически обновляют информацию на табло (магнитная доска), указывая общее количество набранных очков командами.
Подготовительный этап
Проведению игры-викторины «Колесо истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:
Работу по подготовке вопросов викторины.
Подготовку ведущего.
Определение состав команд по б игроков и выбор капитанов команд.
Выбор помощников ведущего, счётной комиссии.
Изучение правил проведения внеклассного мероприятия в форме игры «Колесо истории».
Оформление аудитории: Стена оформлена в виде коллажа, отражающего основные события исторических этапов России, воздушные шары. Магнитная доска оформлена в виде игрового табло. Цель мероприятия:
Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.
Задачи:
Образовательные:
. способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.
Развивающие:
. вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;
. способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Воспитательные:
. совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;
• вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.
Время реализации мероприятия: 90 минут
Необходимое оборудование и материалы;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска
Родина адмирала Ф.Ф.Ушакова (Бурнаково).
Фрегат, на котором Ф.Ф.Ушаков совершил переход из Кронштадта вСредиземное море, «Святой" ( Орел).
30 июля 1769 года он произведен в(лейтенант).
Государство, против которого Ф.Ф.Ушаков применил тактику свободного маневрирования (Турция ).
Небольшое парусное судно ( яхта)
Наступление (атака)
12 февраля 1763 года Ф.Ф.Ушаков произведен в
(гардемарин).
Название корабля (пинки ),на котором он совершил переход из Кронштадта вокруг Скандинавии в Архангельск ("Нарган " ).
9.Один из любимых предметов Федора в Морском кадетском корпусе (навигация).
Ю.Место сбора купцов для продажи товаров. (Ярмарка).
В 1799 году за взятие крепости Корфу он произведен в(адмирал).
Адмирал, дважды награжденный орденом Ушакова 1 степени в годы Великой Отечественной войны (Левченко).
13.Крепость, которую защищал молодой Черноморский флот во главе с Ф.Ф.Ушаковым 1787 г. (Очаков).
ГОЛОВОЛОМКА 1
Вписать по горизонтали слова в клетки так, чтобы по вертикали получилось слово " ОТЕЧЕСТВО ".

1.Остров, в сражении возле которого Ф.Ф.Ушаков нанес поражение турецкому флоту в 1788 году (Фидониси).
Победа (Виктория).
3. Корабль " Георгий……." ( Победоносец).
Название сражения, в котором в 1790 году Ф.Ф.Ушаков одержал победу над турецким флотом (Керченское).
Название флота противника (турецкий).
Ф.Ф.Ушаков был награжден орденом Александра
(Невский)
7. В 1769 году он произведен в………..(лейтенант).
Название фрегата, на который был назначен Ф.Ф.Ушаков для проведения испытаний в 1782 году ("Проворный).
Название фрегата, который был послан для обследования из Керчи к Крымским берегам и Ахтиарскую бухту под командой капитан-лейтенанта Берсенева ("Осторожный").
ГОЛОВОЛОМКА 2
1 У 2 ш3 а 4 к 5 о 6 в 1 .Парусное судно с косыми парусами (шхуна).
Горизонтальное или наклонное «дерево», выдающееся с носа судна (бушприт).
Самый верхний помост в кормовой части, где находились вахтенные или караульные офицеры и устанавливались компасы (шканцы).
4.Оперативно-тактическое соединение военных кораблей различного класса (эскадра).
5.Тактический прием времен гребного и парусного флота - свалка или сцепка судов для рукопашного боя (абордаж).
6. Выдающийся полководец 18 века (Суворов).
ГОЛОВОЛОМКА 3
Эта звезда непростая. Необходимо вставить в клетки ее лучей слова так, чтобы они оканчивались на букву «а». Каждый луч имеет первую букву и порядковый номер.

Судно, на котором Ф.Ф.Ушаков совершил переход вокруг Скандинавии (пинка).
Парусное судно с косыми парусами (шхуна).
Небольшое парусное судно (яхта).
Трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами, имеющее на вооружении до 50 пушек малого калибра(шебека).
Гребное судно 50-180 весел(галера).
6
.Относительно небольшой корабль для боевых действий в прибрежных районах, в основном для обстрела береговых целей (канонерка).
Речное судно, ладья, прозванная по названию города (Романовка).
Двухмачтовое парусное судно малого или среднего размера (бригантина). ЦЕПОЧКА ДАТ
Для лучшего усвоения учениками дат в качестве задания, я использую такую форму работы , как составление цепочки дат, в которой последняя цифра предыдущей даты должна быть первой цифрой последующей даты. Проверка цепочек проводится в классе: ученик выписывает даты на доску и дает их расшифровку или загадывает ученикам.
1761771781791801802000?
1761 г. - Зачисление Ф.Ф.Ушакова в Морской кадетский корпус в Петербурге.
1771 г. - Ф.Ф.Ушаков на фрегате «Первый» участвовал в его проводке от НовохоперскойКрепости до Азовского моря.
1781 г. - Ф.Ф.Ушаков на корабле «Виктор», в составе эскадры контр- адмирала Сухотина, совершил переход в Средиземное море.
1791 г. - Блистательная победа адмирала в русско-турецкой войне у мыса Калиакрия.
г. - Перевод адмирала Ф.Ф.Ушакова в Петербург.
г. -21 мая переведен на Балтийский флот с назначением главным командиром гребного флота.2000 г. - Решением Комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец причислен к лику МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХ Саранской епархии.

По горизонтали:
1 .Завершение русско-турецкой войны блистательной победой у мыса Калиакрии (1791г.).
Ф.Ф.Ушаков переведен из Азовской флотилии в Санкт-Петербургскую корабельную команду, произведен в капитан-лейтенанты (1775).
Возвращение Ф.Ф.Ушакова в Севастополь (1800 г.).
8. Капитан 2 ранга Ф.Ф.Ушаков прибыл в Херсон, успешная борьба с эпидемией чумы(1783 г.)
10. Прошение адмирала Ф.Ф.Ушакова об отставке (1806 г.).
Взятие крепости Корфу.,Ф.Ф.Ушаков произведен в адмиралы (1799 г.).
Первая победа русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над превосходящими силами противника у о. Фидониси (1788г.).
По вертикали:
1. Дата рождения адмирала Ф.Ф.Ушакова (1745г.).
3.Начало Средиземноморской кампании, в ходе которой были освобождены Ионические острова (1798 г.).
4. Федор Ушаков произведен в гардемарины (1763г.).
7. Ф.Ф.Ушаков причислен к лику МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХ Саранской епархии (2000г.).
9. Блаженная кончина адмирала (1817г.).
11. Начало Отечественной войны. Устроение Ф.Ф.Ушаковым госпиталя, пожертвование средств на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка (1812г.).
ПОЛЕ ЧУДЕС
Задание для 1 тура:
Что было устроено на средства Ф.Ф.Ушакова в деревне Алексеевка, где он провел последние годы жизни? (Госпиталь)
Задание для 2 тура:
В 1798 году Россия и Турция заключили союз против Франции. Что поразило турок при встрече в русских кораблях? (Опрятность).
Задание для 3 тура:
Слово «амир» с арабского, означает - повелитель, начальник. В Европе оно в употребление вошло с 12 века. Что оно означает в России? (Адмирал).
Задание на финал:
Кому, следуя поговорке, человек должен отдать жизнь, душу и честь (Родина, Бог, никому).

КРОССВОРД «КОРАБЛИ ВРЕМЕН Ф.Ф.УШАКОВА»
По горизонтали:
Речное судно, ладья, прозванная по названию города. (Романовка)
Небольшое парусное судно, этот тип судна имеет множество разновидностей. (Бот)
Судно, находящееся в составе эскадры в 1783г., которая прибыла в Ахтиарскую бухту. (Полак)
Судно с названием «Нарган». (Пинка)
3-х мачтовый парусный корабль с полным парусным вооружением. (Фрегат)
Несамоходное судно типа баржи. (Баркас)
Парусное судно с косыми парусами. (Шхуна)
Гребное судно 50- 180 вёсел. (Галера)
По вертикали:
Бриг малого или среднего размера с 2-я мачтами. (Бригантина)
Крупный 2-х и 3-х палубный корабль, с пушками, расположенными в линию. (Линкор)
Относительно небольшой корабль для боевых действий в прибрежных районах, в основном для обстрела береговых целей. (Канонерка)

КРОССВОРД «НАЗВАНИЯ КОРАБЛЕЙ, КОТОРЫМИ КОМАНДОВАЛ Ф.Ф.УШАКОВ»
По горизонтали:
2. Фрегат, который испытывал в 1782 г. Ф.Ф.Ушаков. («Проворный»)
Фрегат, в проводке которого от Новохоперской крепости до Азовского моря участвовал Ф.Ф.Ушаков в 1771г.. («Первый»)
Корабль с 16-ю пушками, которым командовал Ф.Ф.Ушаков, он находился в составе эскадры и крейсировал в Черном море в 1774г.. («Модон»)
Корабль с 16-ю пушками, командиром которого был назначен Ф.Ф.Ушаков в 1773г. («Морея»)
Палубный бот, которым командовал Ф.Ф.Ушаков в 1772г., ходил от Таганрога до Кафы (Феодосии) и далее, до Балаклавской бухты. («Курьер»)
По вертикали:
1. Корабль, которым, командовал Ф.Ф.Ушаков в 1779г, «Георгий .... («Победоносец»)
Корабль с 64-мя пушками, которым командовал Ф.Ф.Ушаков в 1781- 1782гг. и совершил переход в Средиземное море. («Виктор»)
Пинка, на которой Ф.Ф.Ушаков совершил переход из Кронштадта вокруг Скандинавии в Архангельск в 1766г. («Нарган»)

ИСТОРИЧЕСКИЙ АКВАРИУМ
В специально подготовленную коробку помещаются карточки, на которых заданы: фамилии, даты, термины, названия событий и др.
На карточке - одно задание. Учащиеся вылавливают (не глядя в аквариум) карточки и отвечают на вопрос. Эта игра вызывает огромный интерес у детей, может служить разминкой.
ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ
ШХУНА, СУВОРОВ, КИЛЬВАТЕР, ШПРИНГ, БУРНАКОВО, ДРЕКА, АВИЗО, УШАКОВ, 2000г., БАРКАС, АБОРДАЖ, 1745г., ПАВЕЛ 1, КОРФУ, АЛЕКСЕЕВКА, НЕЛЬСОН, МИЛЯ, ТРАВЕРС, КАРТЕЧЬ, КАЛИАКРИЯ, ХЕРСОН, 1791г., и др.ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
1. Воин-великомученик 2.Турецкий султан
3.Великий полководец 4.Английский контр-адмирал
Императрица
Святой! флотоводец, адмирал
Необходимо соединить правильно цифры I и II столбцов.
Екатеринославской армией
8 .Командующий флотом Турции 9.Граф, известный благотворительностью 10 Генерал-фельдмаршал.. командующий
1.Екатерина II
2. Нельсон
3.Потемкин
4,.Ушаков
5.СтратилатСелимит III
Эски-Гассан 8.Суворов 9.Шеремяьев 10.Алексий II
5.Святейший патриарх Московский и вся Руси

ОТВЕТЫ: 1 — 6; 2 —4; 3 - 10; 4 - 7; 5 - 1; 6-2; 7 - 8; 8 - 3 ;9-9; 10-5 ;
В игре участвуют две команды. Они должны придумать визитку, приготовить домашнее задание. Условие каждого конкурса объясняет ведущий, количество очков, заработанные командой в каждом конкурсе, определяет и подсчитывает жюри.
Цели мероприятия:
Повышение интереса студентов к предмету история.
Расширение и углубление знаний и умений, студентов по предмету.
Создание благоприятных условий для выявления знаний и умений студентов в нестандартных игровых ситуациях.
Воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.
Оборудование: на усмотрение преподавателя можно оформить зал, где проходит игра, в стиле эпохи XVIII века; повесить портреты русских царей и т.д.
Литература: Нестандартные уроки. История. Волгоград,2002; Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2006.
Ход мероприятия.
Звучит произведение Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”.
Ведущий: Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи На воротах древнего поселка Отблески оставила свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, - Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре по истории. Девиз игры: “Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу”. Эти слова были написаны А.С.Пушкиным в поэме “Борис Годунов”. На уроках истории вы прошли о том, как становилось и развивалось Российское государство, какие цари и императоры стояли во главе страны, и какой вклад они внесли в русскую историю. Какие войны и крестьянские восстания прошли на территории страны. На этой игре нужно будет вспомнить все это и показать свои знания. Ведь все мы должны знать прошлое нашей Родины для того, чтобы лучше разбираться в нашей
сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации. Конкурс охватывает историю России с древнейших времен до XIX века.
Заранее были выбраны две команды из двух групп. Они должны были приготовить название, девиз, эмблему и приветствие.
Все наши конкурсы будет оценивать многоуважаемое жюри. Позвольте представить...
конкурс:
“Приветствие”
Команды должны заранее подготовиться к этому конкурсу. Например, название команд может быть следующее: “Золотая Орда”, а девиз “Лучше ставная кончина, чем позорное житье”. Или “Мушкетеры” с девизом “Один за всех, и все за одного” и т.д.
При оценивании обращается внимание на внешний вид, эмблему, выход команды, соответствие названия команды, девиза той эпохи, которую непосредственно изучают на занятиях истории.
конкурс:
“Разминка”
Нужно закончить фразу. Если команда дает продолжение, то 2 балла, если вспомнит автора, то 3 балла.
Для Пой команды:
“Кто с мечом к нам придет...” (...от меча и погибнет!”)
(Александр Невский, узнав, что на Русь наступают варяги).
Для 2-ой команды:
“Пришел, увидел, ...” (...победил”).
(Юлий Цезарь в 47году до н.э.)
конкурс:
“Сюрприз” Домашнее задание
Для этого конкурса команды заранее готовят рисунок, изображающий какой- то фрагмент средневековья на Руси. Например, из военной истории или истории культуры. Представители другой команды должны определить, о каком событии идет речь, когда оно произошло, назвать героев, указать его значение.
IV конкурс:
“Быстрота и натиск”
Каждый участник команды отвечает на вопрос. Если отвечает правильно, дается один жетон или звездочка. Если нет ответа, любой другой участник может ответить на вопрос, и уже ему дается жетон. В этом конкурсе побеждает та команда, которая набирает большее количество жетонов.
Вопросы для 1-ой команды:
Какая птица с незапамятных времен стала символом отваги и удали? (Сокол).
В каком году произошло крещение Руси и при каком князе? (Около 988г., князь Владимир).
Место, где происходило “Ледовое побоище”? (Чудское озеро).
Какое главное сражение решило исход Северной войны на суше? (1709г. Полтавская битва).Столица древнерусского государства, “матерь русских городов”. (Киев).
Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).
Первый российский император. (Петр I).
Какого цвета был первый военно-морской флаг в России? (Красный - белый ^ синий).
Царь, проводивший политику опричнины. (Иван Грозный).
Имя князя, прозванного Мудрым. (Ярослав).
Вопросы для II команды:
Кто является первым русским царем? (Иван IV).
Сколько лет длилась Северная война? (21 год).
В каком году Украина воссоединилась с Россией? (1654г.).
За какую победу и в каком году князь Александр Ярославович прозван Невским? (За победу над шведами в 1240 году на реке Неве).
Какая птица может работать почтальоном? (Голубь).
В каком году началось строительство Петербурга и с какой крепости? (1703 году, 16 мая, с построения Петропавловской крепости).
Что такое ярлык? (Ярлык - право на княжение, которое получали русские князья в ставке хана).
При каком царе начался созыв Земских соборов, составлен Судебник? (1594 год, Иван IV).
В каком году состоялась Куликовская битва? (1380 году).
Как звали первого царя династии Романовых? (Михаил Романов).
конкурс:
“Неожиданное задание”.
Команды получают конверты. Дается описание какого-либо события, и команде нужно угадать это событие.
Конверт для 1-ой команды:
На восходе солнца рыцарская конница ринулась в атаку. Немцы построились в виде клина “свиньи”. Зная эту тактику князь (...) укрепил фланги и в разгар боя стиснул рыцарское войско, как клещами. “И нигде не видно было льда, всюду кровь лилась” - сообщал летописец.
Ответ: 5 апреля 1242 год. Ледовое побоище.
Конверт для 2-ой команды:
Когда солнечные лучи разогнали туман, противники увидели друг друга. Плотная темно-серая туча ордынцев надвигалась на переливающуюся блестящими доспехами русскую рать. По преданию, бой начали поединком богатырей Челубей - Александр Пересвет.
Ответ: 8 сентября 1380 год. Куликовская битва.
конкурс:
“Капитаны”.
Представляются две картины художника В.Сурикова.
Для капитана Пой команды “Боярыня Морозова”.
Вопрос: Какое историческое событие положено в основу этой картины?
Ответ: Церковный раскол или реформа патриарха Никона в XVII веке.
Для капитана 2-ой команды “Утро стрелецкой казни”.
Вопрос: В каком году происходило событие, изображенное на картине?
Ответ: В 1698 году, после возвращения Петра из Великого посольства, т.е. из первой поездки за границу.
Между конкурсами можно поработать с болельщиками. Задается вопрос и болельщик какой команды первым ответит на вопрос, то очки засчитываются этой команде.
Вопросы:
Правило, обязательное для всех граждан государства. (Закон).
Плата за проезд и право торговли. (Пошлина).
Богиня любви и красоты у древних греков? (Афродита).
Церковный суд в средневековье? (Инквизиция).
Первый президент США? (Вашингтон).
Родина арабов? (Аравийский полуостров).
Сплав меди и олова? (Бронза).
Отпущение грехов в католической церкви? (Индульгенция).
Отец Александра Невского? (Князь Ярослав).
Священная книга мусульман? (Коран).
Родина хлопка? (Индия).
Мастер, отливший царь-пушку? (Андрей Чохов).
Материал для письма в древнем Новгороде? (Береста).
14.Земельное владение, передаваемое на Руси по наследству? (Вотчина). 15.Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле? (Мамай).
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Мы надеемся, что она прошла с большой пользой для вас. Вы повторили и углубили свои знания по истории Отечества, а кто-то может узнал что-то новое для себя. Вместе работали в одной команде, боролись за результат и, конечно же, стали еще дружнее друг с другом. Пусть ваша команда не победит сегодня, зато впечатлений от игры запомнятся надолго.
Жюри подводит итоги.