Технологическая карта урока по математике на тему: Задачи на движение. Решение задач на движение двух участников навстречу друг другу или в одном направлении. (5 класс)


Урок математики 5 –А класс
по теме «Задачи на движение. Решение задач на движение двух участников навстречу друг другу или в одном направлении.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
воспитательная:
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;
развивающая:
формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать;
формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;
учебная:
формировать умение решения задач на равномерное движение.
Планируемые результаты:
личностные:
повышение потребности у учащихся быть активными участниками образовательного процесса;
метапредметные:
формирования умения оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, принятие мнения одноклассников) высказывать свои суждения, предложения, аргументы;
формирование способности быстро переключаться, корректировать свою деятельность в ходе урока;
использовать изученный материал для решения задач в курсе физики
предметные:
понимать термин «скорость сближения», «скорость удаления».
проводить классификацию задач по виду движения (в одном направлении, в разных направлениях, равномерное движение);
научиться составить схему по тексту задачи,
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Универсальные учебные действия
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Настрой на работу.
Учащиеся решают ее, предлагают свои идеи, аргументируют. Учитель и учащиеся отрицают (приводят контрпример) или подтверждают решение. В начале урока учащимся предлагается логическая задача.
Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?
Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести? - Это задача на движение.
Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать задачи на движение. Запишите в тетрадях тему урока. ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ. Решение задач на движение двух участников навстречу друг другу или в одном направлении. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
2.Актуализация знаний,
3.пробного учебного действия воспроизвели и зафиксировали знания, формулировка вопросов, на которые должны дать ответ в ходе изучения темы;
активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
актуализировали норму пробного учебного действия(«знаю» - «хочу узнать» - «узнал»);
Повторили пройденный материал, необходимый для успешного освоения темы;
Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?
- виды задач на движение
- что общего у них и в чем различие
- способы решения
Какова цель нашего урока? (Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач). Вспомните, связь между какими величинами существует при решении задач на движение?- скорость, время, расстояние.
Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?
S=V·t, V=S:t, t=S:V
Рассмотреть задачи № 6-7 стр. 120-121 по учебнику. Какие виды движения в задачах?
Рассмотрим задачи на движения и повторим понятия - скорости сближения и удаления.
1. Движение навстречу друг другу. Скорость сближения показывает на сколько километров в час объекты, о которых идет речь в задаче сближаются друг с другом: vсбл.= v1 + v2
Решение задач по слайдам (идет разбор каждой задачи).
2. Движение вдогонку. В этом случае скорость сближения равна разности скоростей объектов:
vсбл.= v2 - v1 , (v2 > v1 )
3. Движение в противоположных направлениях из одного пункта. В данном случае идет речь о скорости удаления. Скорость удаления показывает, на сколько километров в час объекты, о которых идет речь в задаче, удаляются друг от друга: vудал.= v1 + v2
4. Движение с отставанием. Скорость удаления равна разности скоростей объектов:
vудал.= v2 - v1 , (v2 > v1 ) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические –Актуализация мылительных операций, необходимых для решения задач урока.
4. Физкультурная минутка Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10. Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз:
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно
Крепко зажмурить глаза (Считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль).
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действий;
При этом проговаривали вслух выполненные шаги – определения, алгоритмы решения Работа по слайдам презентации, рассмотрение задач на новый способ действий. Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия
Выполняют самопроверку
Выявляют причины ошибок и их исправление самостоятельное выполнение учащимисятиповых заданий на новый способ действия;
1. Из двух сел навстречу друг другу вышли Маша со скорость 3 км/ч и Стёпа со скоростью 5 км/ч. Определите скорость сближения детей. Найдите расстояние между селами, если дети встретились через 2 часа.
2. Из города в противоположных направлениях выехал мопед со скоростью 20 км/ч и автобус со скоростью 50 км/ч. Определите скорость удаления мопеда и автобуса. Какое расстояние будет между ними через 4 часа? Регулятивные
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- контроль, оценка
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли
7. Рефлексия учебной деятельности.
---------------------
Домашнее задание: Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Намечают перспективу последующей работы.
Записывают д/з, задают уточняющие вопросы. Итак, сегодня на уроке мы с вами повторяли алгоритм решения задач на движение, еще раз определились с понятиями скоростей сближения и удаления. Эти формулы и в дальнейшем нам помогут при решении задач.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Д/з: п 2.14 разобрать задачи 6-7, № 549, 551. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: умение структурировать знания.
Личностные: проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности.