Круглый стол с педагогами Пути эффективного учебного взаимодействия


Круглый стол с педагогами среднего и старшего звена
МАОУ СОШ №56
Тема:
«Пути эффективного учебного взаимодействия»
Цель: способствовать формированию у педагогов установки на эффективное взаимодействие в ходе образовательного процесса.
Задачи:
Апробировать способы регуляции поведения учителя;
Проанализировать результаты анкетирования учащихся 5-11 классов школы «Учитель моими глазами»;
Презентовать типологию учителей;
Выявить приёмы работы на уроке, способствующие эффективному взаимодействию учителя и учащихся;
Способствовать совершенствованию аналитических навыков учителей.
План мероприятия:
1. Актуальность
2. Блок «Педагог-педагог»
А) понятийный аппарат;
Б) пути эффективного взаимодействия учителей;
3. Блок «Педагог – ученик»:
А) пути эффективного взаимодействия учителя и учащихся;
4. Кодекс учителя;
5. Работа в группах;
6. Принятие решения.
Часть 1.
ФГОС ООО ориентирован, прежде всего, на организацию субъект-субъектных (S-S) взаимодействий, в которых и учитель, и ученик являются субъектами, сотрудниками в совместной познавательной деятельности. Субъект во взаимодействии в целом - носитель активных действий, источник воздействия. Учебное взаимодействие реализуется в первую очередь в урочной деятельности. Продуктивность учебного взаимодействия характеризуется выстроенной системой целенаправленного, согласованного общения, поведения и деятельности учителя и учащихся, основанной на взаимопонимании и взаимной поддержке и ведущей к достижению значимых личностно-деятельностных индивидуальных и групповых преобразований субъектов взаимодействия.
Часть 2. «Педагог- педагог» (познавательное взаимодействие)
Ведущей целью познавательного взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Взаимодействие педагогов как участников образовательного процесса - это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач.
Взаимоотношения в коллективе зависят от уровня организации совместной деятельности, личного примера руководителя, сознательности, чувства долга, убеждений и мировоззрения. Познавательное диалогическое взаимодействие между педагогами строится на личностном равенстве субъект-субъектных отношений. Для этих отношений характерно:
Центрация не только на своих потребностях, но и на потребностях коллег-педагогов, их конвергенциях;
Накопление потенциала согласия, сотрудничества. Свобода дискуссии, передача норм и  знаний, как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления;
Стремление к творчеству, личному и профессиональному росту,  импровизационность, экспериментирование.
Результатом оптимально организованного и выстроенного познавательного взаимодействия в рамках профессионального становления педагогов является:
1. Самоуправление и контроль  за поведением, формирование качеств, необходимых профессии, способствующих личному успеху и продвижению.
2. Координация поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими.
3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их взглядам, убеждениям, мнениям.
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, попытаться понять, что движет другим человеком.
5. Способность к сочувствию, сопереживанию.
Часть 3. «Педагог– ученик» (учебное взаимодействие)
Предлагаем обратиться к процессу педагогического взаимодействия «Педагог– ученик» и остановиться на способах и приемах, помогающих строить эффективную работу с учащимися. Надо заметить, что учитель постоянно находится в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на его взаимодействие с учеником в частности и класса в целом. При этом отбор осуществляется с учетом трех основных сфер воздействия:
Урок
Воспитательное дело
Индивидуальная беседа.
Для эффективного взаимодействия с учащимися педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих ключевых положений:
1. Урок должен быть освобождён от страха: никто никого не боится и никто никого не пугает. Вместо страха в основу урока должна быть положена открытость педагога. Приёмы:
Начало урока: «Добрый день, ребята! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами».
Актуализация: объяснение актуальности через жизненный пример.
2. Создание ситуации успеха на уроке с целью формирования положительного отношения к учению. Примеры - установки:
Опрос-выяснение позиции или мнения по проблеме: «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать как не надо делать».
Контрольная работа: «Контрольная работа проста. Этот материал вы знаете. Подобные задания мы выполняли с вами не раз».
Авансирование результата (объявление о положительных результатах до того как они получены): «У тебя, конечно же получится», «Я уверен, вы с этим справитесь и справитесь хорошо».
Персональная исключительность: «Именно у тебя получится, ты же…», «Именно ваш класс должен хорошо справиться с заданием: вы серьезно и вдумчиво работали всю четверть».
Высокая мотивация предлагаемых действий: «Это нам всем очень полезно…»
Скрытая инструкция (указатель на операцию, которая может стать опорной для ребенка в исполнении заданного): «Тут главное, как ты помнишь…».
Оценивание (акцент на детали): «Особенно удалось вам вот это…», «Вот эта часть неплохо…». Фактически полученная отметка выступает не только оценкой знаний, но и служит социальной оценкой личности: определяет положение ученика в школе, в классе; устанавливает иерархию сверстников; во многом определяет дальнейшую судьбу выпускника. Если оценка, выставленная учителем, не соответствует ожиданиям обучающегося, то во взаимоотношениях в системе «педагог - ученик» может возникнуть конфликтная ситуация. Показатели успеваемости нередко служат поводом для подобных ситуаций в межличностных отношениях с учителями. Примечательно, что среди отличников больше половины испытывают антипатию к учителям. Вероятно, критическое отношение к учителям связано с конфликтами из-за ошибок, которые имеют большое значение для этой группы учащихся. Наиболее спокойные и ровные отношения с учителями у хорошистов и тех, кто имеет тройки. С другой стороны, ученики четко фиксируют зависимость отношений учителей к ученикам от оценок, отмечая тот факт, что оценки отчасти влияют на это отношение, а большая часть учеников полагает, что оценки значительно определяют отношение.
Ситуация неуспеха (данную методику может применять только профессионал): «Все как прежде. Ни шагу вперед. Топчемся на месте. Кончилось время первых уроков. Вы уже умные и сильные, но последние результаты…»
3. Учитель создает мизансцену урока, обозначающую внешне спектр реальных отношений в каждый отдельный момент урока:
Контрольная/самостоятельная работа: автономность и изолированность каждого ученика с целью его индивидуальной сосредоточенности.
Контроль домашнего задания/учитель сидит с детьми, он среди слушателей.
Решение учебной задачи: учитель в стороне направляет дискуссию.
Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и въесться в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей делать себе определенную установку.
Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом - умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
ЧАСТЬ 4. ЗАДАНИЯ ГРУППАМ
Коллеги, предлагаю вам обратить внимание на памятки у вас на столах. Вам дается пять минут на ознакомление с ними. Просьба по ходу чтения выделить из предложенного те пункты, которые свойственны вам как учителю, и те, которые наблюдаются в вашей деятельности редко или вообще для вас не характерны.
Задание №1. А сейчас, опираясь на памятки, материал круглого стола и свой опыт работы, в группе выработайте кодекс поведения для педагога нашей школы, состоящий из пяти пунктов. При этом учтите, что он должен быть ориентирован на взаимоотношения «педагог - ученик». Будьте готовы презентовать результаты своей работы.
Задания №2.
Составьте список приемов и форм работы, которые поднимают ваше настроение.
Подумайте, какие из них вы можете использовать сознательно, когда чувствуете напряженность и усталость.
«Одна фраза». Предлагается в одном предложении сформулировать установку на работу.
Задания №3.
Предлагаю вам выбрать и назвать одного из учеников своего класса, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.
Педагогам предлагается подумать и рассказать, чему они учатся, работая с данным учеником, что добавляет в их профессиональный багаж взаимодействие с ним.
Принимая во внимание тот факт, что урок является центральной формой взаимодействия учителя и ученика, я предлагаю вам рассмотреть типичные ситуации, которые могут иметь место на уроке, на которых между учителем и учеником вышло разногласие, трение и т. д. по вине учителя, или ученика, или группы учащихся, или всего класса в целом, или с обеих сторон. Ситуация Степень вины сторон Пути решения проблемы Пути предупреждения проблемы
Учитель вызывает ученика к доске. Тот пререкается, отказывается выходить. Ученик входит в класс, извиняясь за опоздание. Учитель не пускает его в класс, отправляя ученика туда, где он задержался. Учитель ведет урок. Учащиеся не слушают материал, разговаривают, переписываются, зная что учитель не повысит голоса и не сделает серьезных замечаний. Рекомендации по итогам круглого стола:
Изучить потребности учителей в русле релаксации и конфликтологии.
Продолжить работу по изучению взаимоотношений классов и учителей, которые получили низкие оценки по результатам анкетирования.
Провести заседания ШМО по результатам анкетирования, выявить проблемные зоны и причины их появления.
Приложения
Памятки
Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренни в своём признании и щедры в похвалах.
Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легкоисправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легковыполнимым.
Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
10 заповедей воспитания В.А. Караковского:
Главная цель воспитания – счастливый человек.
Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
Воспитание без уважения – подавление.
Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству.
Говори, что знаешь, делай, что умеешь: при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.
Развивай в себе незаурядность: дети не любят «пирожков ни с чем».
Не будь занудой, не ной и не паникуй: лучше трудно, чем нудно.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Что надо не забыть,
если хочется устроить радостную и добрую жизнь?
заповедей Симона Соловейчика)
Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают всё время.
Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе получится.
Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы 10 минут.
Для проведения творческих дел не обязательно самому быть ведущим, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.
Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.
Любое дело не только сообща делается, но и организуется.
В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.
Каждое дело нужно обсуждать в общем кругу. С того начинается всё.
Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще нужно больше разговаривать – меньше придется кричать на них.
В общем деле все в ответе за всё. И каждый – самый главный.
Памятка учителю
Нужно сознавать, что школа – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований.
Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.
Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной сомопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но не назойливо.
Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого – ученика, родителей, коллеги, становиться на их сторону.
Увеличение речевой деятельности учеников за счёт уменьшения речевой деятельности учителя – важный показатель мастерства общения учителя.
Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.