Рабочая программа учебной дисциплины Основы экономики

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«Щекинский политехнический колледж»


СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК
_________________________________
Протокол №_____ от «28» августа 2015 г.
Утверждаю
Заместитель директора по УР:
Г.Н. Ефремова
«28» августа 2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.07
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
по специальности

13.02.11
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям)

Уровень освоения: базовый


преподаватель: Рыбакова О.С.






Щекино 2015

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)



Организация-разработчик: государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Щекинский политехнический колледж»

Разработчик:

Рыбакова Ольга Сергеевна, преподаватель ГПОУ ТО «ЩПК»



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

7

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

7



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО – 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышении квалификации и переподготовки и профессиональной подготовке рабочих:18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно- правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организаций;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго-и материалосберегающие технологии;
формы организации и оплаты труда.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32

в том числе:


лабораторные занятия
-

практические занятия
8

контрольные работы
-

курсовая работа (проект) не предусмотрена
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16

в том числе:


домашнее задание
Построение кривой производственных возможностей. Анализ кривой производственных возможностей.
Составление таблицы «Виды собственности»
Расчет равновесной цены товара.
Составление таблицы «Характеристика модели рынка».
Подготовка сообщения «Как открыть свое дело?»
Решение задач по расчету заработной платы и процентов по кредиту.
Решение задач по расчету налогов, технико-экономические показателей деятельности подразделения (организации),
Оформление первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев
Подготовка сообщения «Виды и причины безработицы».
Подготовка сообщения «Возникновение банков и развитие банковской системы».
Подготовка сообщения «Страны – члены ВТО. Преимущества участия страны в ВТО»
16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Основы экономики
48


Тема 1.1
Назначение и структура экономики
Содержание учебного материала
4



1

Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Функции экономики как науки. Методы экономических исследований. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Закон Энгеля. Значение изучения экономики для специалистов. Действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Государственный сектор национальной экономики, его социально-экономическая роль. Кооперация натуральное и товарное производство и разделение труда как исходные и важнейшие виды организационно-экономических отношений между людьми. Типы организации хозяйства.

1


2
Факторы производства. Ограниченность экономических ресурсов, производственные возможности

2


Самостоятельная работа обучающихся: выполнение устного домашнего задания, (л.1) стр. 6 – 23
2


Тема 1.2.
Собственность и ее виды
Организация хозяйственной деятельности


Содержание учебного материала
2



1
Собственность как основ социально-экономических отношений между людьми по присвоению, хозяйственному использованию имущества и получению дохода от собственности. Отношения между членами общества по присвоению, хозяйственному использованию имущества и получению дохода от собственности. Основные типы собственности.Организационно- правовые формы организаций.

2


Практическое занятие №1
2




1
Построение графика (кривой) производственных возможностей. Анализ кривой производственных возможностей.




Самостоятельная работа обучающихся:
Построение кривой производственных возможностей и проведение анализа
Составить таблицу «Виды собственности»
2


Тема 1.3. Макроэкономика
Структура макроэкономики.
Рынок

Содержание учебного материала
4
3


1
Составные части микроэкономики. Домашнее хозяйство. Предприятие. Их взаимодействие в циклических потоках микроэкономики. Рынок как форма экономических связей. Виды рынков. Преимущества и негативные стороны. Закон спроса и предложения. Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена и ее воздействие на индивидуальный спрос покупателя и индивидуальное предложение продавца. Организационно- правовые формы организаций. Основные технико-экономические показатели деятельности организации Состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации




2
Методы управления основными и оборотными средствами и оценка эффективности их использования

3