Занятие для старшеклассников из цикла «Мой жизненный ориентир» Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»



Занятие для старшеклассников из цикла «Мой жизненный ориентир»
Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»

Цели:
1. Показать, какую ответственность люди несут друг перед другом.
2. Развивать и корригировать навыки умения вести дискуссию, высказывать своё мнение.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, формировать стойкую нравственную позицию.
Оборудование: на доске вывешены тема занятия и мысли великих людей по теме занятия: Монтель « Жизнь сама по себе-ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами её превратили», Сенека «Сильнее всех-владеющий собой», А.С.Макаренко «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».
Форма занятия: круглый стол.
Словарная работа: достоинство, порядочность, безответственность, приспособленчество, вместилище, блага, смятенье, наперекор.
Подготовка к круглому столу:
1. Проведение анонимного анкетирования.
Что из ниже перечисленного вы считаете допустимым, а что недопустимым?(отметь крестиком один вариант ответа в каждой строке)

Допустимо(можно)
Недопустимо(нельзя)

1.Употребление алкоголя



2. Употребление наркотиков



3. Курение табака



3. Занятие проституцией



4.Бродяжничество



5. Попрошайничество



6. Воровство




Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях ответственности. ( Ведущий зачитывает мысли великих людей). Тема нашего разговора: «От безответственности до преступление один шаг» выбрана не случайно. Поэт Андрей Дементьев писал: «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права». Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить наших гостей, участников круглого стола.
Представление гостей. Итак, у нас в гостях врач-нарколог, начальник детской комнаты милиции и социальный педагог.
(Ведущий представляет участников круглого стола: врача нарколога, социального педагога, начальника детской комнаты милиции - роли исполняют учащиеся, у каждого на груди бейджик с наименованием должности и Ф.И.О.)
Ведущий.
Ребята, давайте рассмотрим ситуацию.( Выходят два учащихся, разыгрывают сценку):
«Сергей пришёл к другу Игорю с синяком под глазом.
- Откуда?- спросил Игорь.
- Представляешь, иду мимо нашей больницы, вижу-два парня тянут телефонный кабель, ничем не брезгуют, лишь бы цветной металл сдать. Я, конечно, не выдержал и вмешался. Результат на лице.
-Ну, ты даёшь. Куда лез? Тебя это не касается! Я никогда и ни за что в такие дела не полезу.
-Но ведь это же приспособленчество!
- Нет- спокойно ответил Игорь- это умение жить».
Ведущий. Вот такая обычная ситуация. Лет 15 тому назад все дружно стали осуждать Игоря за равнодушие, безответственность. Но сейчас, когда бы мы рассказали эту ситуацию вашим родителям и спросили их о том, какой бы вы дали совет лично своему ребёнку-то большинство из них сказали бы- ни в коем случае не связываться с хулиганами, занять позицию невмешательства. А как вы, ребята, смотрите на это? ( Учащиеся высказывают своё мнение).
Ведущий. А теперь, ребята, давайте послушаем мнение наших гостей.
Врач нарколог. Я считаю поступок Сергея достаточно смелым, хотя он был сопряжён с риском для его жизни. Это характеризует его как храброго, не равнодушного человека, который в будущем станет очень ответственным. Но я думаю, что вступать в борьбу со злом надо не одному.
Начальник детской комнаты милиции. Это хорошо, что мальчик отделался только синяком. Могло быть и хуже. Но проходить мимо воровства и других криминальных явлений, это неправильно. Если нет возможности предотвратить самому факт хищения или другого противоправного действия, то необходимо позвонить в милицию по телефону 01, объяснить ситуацию, назвать адрес и вызвать наряд.
Социальный педагог. В этой ситуации надо было позвать кого-то из взрослых, которые могли бы пресечь факт воровства. Жаль, что Игорь не разделил точку зрения Сергея, он ведь его друг и мог бы помочь ему. Но у Игоря политика «невмешательства» по принципу: «Моя хата с краю». Это безответственная позиция. И если мы будем равнодушно проходить мимо зла и несправедливости, в нашем мире наступит хаос и беспредел.
Ведущий. Спасибо! Мы начали наш разговор с мыслей великих людей. И, продолжая его, хочется процитировать французского писателя, лётчика ВОВ Сент-Экзюпери «Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Итак, что значит быть ответственным перед другом, коллективом, близкими и любимыми? ( Учащиеся высказывают своё мнение). Да, ребята! Значит надо поступать по совести, помогать людям,отдавать им своё тепло и участие, бороться с несправедливостью.
Ведущий. А может ли безответственность привести к преступлению? Давайте сначала послушаем мнение гостей.
Врач нарколог. В моей практике часто встречаются ситуации, где из-за безответственности и равнодушия, ломались судьбы и погибали люди. Особенно это касается подростков, которые из-за желания быстрее стать взрослыми и самостоятельными, стараясь уйти от проблем, начинают употреблять наркотические вещества, надеясь на то, что смогут это когда-то бросить. И почти всегда в наркотическом дурмане они совершают много необдуманных поступков и преступлений, о которых впоследствии сожалеют.
Начальник детской комнаты милиции. А в моей работе практически всегда приходится бороться с безответственностью подростков, которая в прямом смысле слова приводит к преступлениям: хулиганству, распитию спиртных напитков в общественных местах, употреблению и распространению наркотиков, угон частного транспорта и т.д. Ради минутного удовольствия, они совершают необдуманные и безответственные поступки, перечеркивая свою молодую жизнь и жизнь своих близких.
Социальный педагог. Я полностью согласна со своими коллегами. Все безответственные поступки и решения, как правило, всегда приводят к неприятным последствиям или ещё хуже к преступлениям. Поэтому каждый подросток должен сначала подумать, чем может обернуться тот или иной поступок и сможет ли он ответить за совершённые действия.
Ведущий. Ребята, а какое ваше мнение по этому вопросу ( учащиеся по желанию высказываются).
И в завершении беседы об ответственности человека перед человеком, послушайте советы великого педагога В.А.Сухомлинского.(Учащиеся зачитывают советы).
1 ученик. В16 лет ты должен уже сознательно поставить вопрос, для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина. Ведь человек поднялся над миром живого, прежде всего потому, что горе другого стало его горем. Умей чувствовать рядом с тобой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир-радость, беду, ненастье, горе.
2 ученик. Береги, щади неприкосновенность, ранимость другого человека, не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства. Важнейшая школа воспитания эмоциональной чуткости -твоё отношение к матери, к девушке, к женщине. Отношение к женщине-тончайший измеритель чести, совести, порядочности.
3 ученик. Умей быть снисходительным к человеческим слабостям стариков. Умей не замечать отдельные слабости людей. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом-значит самому стать безнравственным человеком.
4 ученик. Будь мужчиной в учении , юноша! Твое достоинство-учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины- не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли.
5 ученик. Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь- горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок. Там, где есть строгость женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.
Ведущий. Да, ребята! Человек продолжает себя в человеке. В этом человеческое бессмертие. И вновь мудрая мысль-здоровье всего дороже, здоровье дороже блага. А какие вредные пристрастия, привычки больше всего влияют на наше здоровье? Давайте, проведём анализ вашего анонимного анкетирования. Посмотрим, какого же ваше мнение. ( На доске выписываются вредные пристрастия, напротив указывается % ответов что допустимо, что не допустимо)


Можно
Нельзя

1. Употребление алкоголя



2. Употребление наркотиков



3. Курение табака



3. Занятие проституцией



4.Бродяжничество



5. Попрошайничество



6. Воровство



Очень хорошо, что большинство из вас понимают и не допускают к себе, те вредные пристрастия, которые были вам предложены. Это значит, что вы ответственно подходите к такой ситуации, можете правильно сделать свой выбор. А какова же наша ответственность перед собственным здоровьем? Что мы должны делать, чтобы быть здоровыми? (Учащиеся отвечают). Правильно, ребята! Надо бороться с вредными привычками, вести здоровый образ жизни и поступать, как велит вам ваша совесть.
Итог мероприятия.
Ведущий. И заканчивая наш разговор, хочется пожелать вам добра, счастья и умения быть ответственными, понять своё благородное человеческое предназначение в своей самостоятельной дальнейшей жизни. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения
Р.Киплинга«Заповедь»
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам себе наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы-не снисходи до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Останься прост, беседуя с царями
Останься честен, говоря с толпой.
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек.

До новых встреч, дорогие друзья и гости ! Спасибо всем за участие в нашем разговоре.






15