Методы работы со слабоуспевающими учащимися


Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы. 
Эффективное обучение иностранным языкам, а потому и преодоления неуспешности в этой сфере, получило на сегодняшний день особую актуальность в связи с процессом интеграции в современном мире. Неуспевающий ученик по предмету иностранный язык не просто не усваивает новые знания и не приобретает новых умений и навыков, он отстает в культурном развитии. Кроме того, какой бы род занятий он не выбрал для себя в будущем, незнание иностранного языка готовит ему определенные проблемы в профессиональной деятельности. Таким образом качественное обучение иностранным языкам имеет особую важность и значение, как для личности, так и для всего общества. Выявление причин неуспешности в сфере иностранного языка и условий ее преодоления –одна из актуальных задач современной педагогики.
В педагогике разделяют несколько типов слабоуспевающих учеников.
1. "Плохой рабочий":
• задачи воспринимает невнимательно, часто их не понимает;
• работает пассивно;
• не замечает своих неудач и трудностей;
• не имеет четкого представления цели, не планирует и не организует свою работу;
• работает очень вяло, либо снижает свой темп постепенно;
• индифферентно относится к результатам своей работы.
2. Патологический слабоуспевающий:
• эмоциональность учащихся;
• говорят "не могу" до начала работы;
• нуждаются в поощрении;
• трудно воспринимают трудности и неудачи.
Можно выделить следующие признаки неуспеваемости по иностранному языку: незнание базовой лексики; непонимание вопросов; неумение составить фразу; обдумывание простейших фраз, как признак отсутствия речевых автоматизмов; неумение употребить знакомый материал в новой ситуации; нестабильность результатов, как следствие недостаточной осознанности действий; выполнение упражнений наугад, не руководствуясь правилом; пассивность на уроке; отвлекаемость, стремление перевести разговор на посторонние темы, постоянный переход на родной язык.
Для активизации слабоуспевающих учащихся на уроке, повышения мотивации к изучению иностранного языка учителя используют разнообразные формы и методы работы:
В первую очередь на начальном, и средней ступени обучения учителя используют игры, ситуативные беседы. Это эффективный метод для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету.
Проводятся игры- соревнования, в которых с удовольствием играют все учащиеся (кто скажет больше предложений, тематических слов и т.д).
Эффективна игра в мяч, которая проводится в оптимальном темпе и помогает учащимся в закреплении слов. При многократном повторении ученики довольно быстро их запоминают.
Для закрепления грамматического и лексического материала используются речевые зарядки, которые проводят учителя или сильный ученик. Темп речи постепенно увеличивается. При хорошей устной отработки учебного материала в речи дети хорошо справляются с ним при чтении текста, аудировании, пересказе и других видах работ.
Используются опорные карточки, подстановочные упражнения.
Учителя для работы с грамматическим материалом широко используют грамматические схемы, которые помогают детям строить грамотно предложения. Перед выполнением устных или письменных работ грамматические схемы записываются на доске. Опыт работы показывает, что даже самые слабые ученики хорошо справляются с грамматическим материалом, если с начального этапа изучения иностранному языку дети приучены работать со схемами. С помощью схем выполняется работа над ошибками.
Для работы со слабоуспевающими используются рисунки кроки, т. к у детей возникают трудности при составлении текста пересказа на русском языке. Рисунки- кроки помогают ученикам составить, например, минимум предложений по теме, изобразить на бумаге то, о чем они услышали при аудировании. Это помогает учителю осуществить контроль понимания иноязычной речи.
Для работы используется тестовый материал или сборники упражнений, с помощью которых выполняются тренировочные упражнения (тренинг) от простого к сложному. Работа чаще всего происходит самостоятельно, после каждого упражнения контроль или взаимоконтроль. Оценивают и комментируют ошибки сами ученики, учитель только направляет их. Плохие оценки в журнал не ставятся. Это помогает слабоуспевающим ученикам преодолеть страх перед самостоятельной работой. Учитель во время работы оказывает помощь слабоуспевающим ученикам.
Для развития памяти запоминания лексики, формирования навыка строить монологическую речь хорошо использовать игру «Снежный ком». Первый ученик называет слово, второй -повторяет это слово и называет свое. Последний ученик повторяет слова всего сказанного. Ученики начальной школы с успехом справляются с таким заданием. Такие задания можно провести при составлении рассказа.
Для хорошего усвоения материала хороший результат даёт пошаговый контроль знаний (тематический, лексический, грамматический )с последующей коррекцией.
Для работы со слабоуспевающими необходим дифференцированный подход к обучению, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, грамматическими схемами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
карточек для индивидуальной работы;
заданий с выбором ответа;
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Все эти приемы особенно хорошо «работают» при закреплении знаний, когда у учащихся имеется уже определенная база знаний. Необходимость сравнивать анализировать, сопоставлять остро стимулирует мыслительную активность учеников.
•Каждый ученик должен понять, что нельзя обучение откладывать на потом;
•Лучшее время усвоения знаний - школьные годы;
•Каждый учится для своего будущего благополучия.