ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО «ПОЛИТЕХНИЧЕСКЙ КОЛЛЕДЖ» ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
К. Роджерс

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО «ПОЛИТЕХНИЧЕСКЙ КОЛЛЕДЖ» ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ И КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель – «существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, в повышение её глобальной конкурентоспособности, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося». Учитывая это, ведущим направлением работы ГАОУ СПО (ССУЗ) ЧО «Политехнический колледж» в современных условиях является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Конкурентоспособный специалист - это не только компетентный и высокопрофессиональный работник, а прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного, гибкого мышления, готовая к постоянному профессиональному росту, способная к самоорганизации, самосовершенствованию, самоактуализации.
Одним из эффективных методов подготовки конкурентоспособного работника является привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации.
В Политехническом колледже ведётся подготовка по 9 специальностям СПО. Одна из них «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)». Для студентов этой специальности необходимо формирование опыта творческой деятельности. Такой опыт студент может получить, готовясь и принимая участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства. Очень важно, чтобы подготовкой студентов к олимпиадам и конкурсам занимались подготовленные преподаватели, обладающие необходимыми качествами. В нашем колледже такая группа преподавателей существует.
В начале каждого учебного года перед студентами ставится задача – принять участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Подготовка к конкурсам начинается с 1-го сентября учебного года, так как это процесс длительный.
Задачи, которые ставят преподавателями перед собой:
выявить мотивированных студентов с использованием различной диагностики; для этого на 1 курсе психолого-педагогической службой колледжа проводится диагностика интересов, склонностей и потенциала студентов; как правило, это тестирование и беседы; этой службой также проводятся индивидуальные беседы с родителями студентов; результаты этой диагностики предоставляются классным руководителям и преподавателям профессиональных модулей;
использовать на учебных занятиях профессионального цикла дифференциации на основе индивидуальных особенностей студентов;
осуществлять отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
организовывать разнообразную внеурочную деятельность по специальности.
В основу этой работы со студентами положены принципы:
индивидуализация обучения;
партнерства, содружества преподавателя и студента;
опережающее обучение;
разноуровневость (позволяет принять участие на разных стадиях профессионального становления - олимпиады, конкурсы по специальности, ежегодный областной конкурс выпускных квалификационных работ (дипломных проектов);
комфортности в любой деятельности;
персонифицированность (учет личных устремлений студента, индивидуального профессионального развития);
использование новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Этапы деятельности:
Первый этап. Мотивационный – работа, проводимая в этом направление со студентами I курса, заключается:
В проведении экскурсий в учебно-лабораторный комплекс «LUCAS NULLE (LN) (Германия), который представляет оптимальную помощь в теоретическом и практическом обучении по профессиям и специальностям, связанным с обслуживанием, регулировкой и ремонтом электроустановок и электрооборудования.
В участии как слушателей в ежегодной научно-практической конференции, проводимой в Неделю электротехнических дисциплин, «Новые технологии – новые возможности».
В участии ток-шоу «Сто вопросов к взрослому», где у студентов появляется возможность задать вопросы ведущим специалистам управления главного энергетика.
В участии как зрители интеллектуальной игры «Хочу всё знать (умники и умницы)».
Сама по себе ситуация олимпиад, а также других интеллектуальных соревнований, является стрессовой, и на это влияют несколько факторов:
как правило, они проходят в другом образовательном учреждении;
решение олимпиадных заданий ограничено во времени;
влияние оказывает и давление груза ответственности, возложенное на студента – защитить честь колледжа, где проигрыш, поражение является не только личным, но и проигрышем учебного заведения.
Стресс может быть связан и с самооценкой студента: насколько я действительно умен, насколько могу справиться и достойно проявить себя. Все эти факторы вызывают тревогу, что может привести к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности, растерянности, и порой даже способному студенту может быть трудно, показать в должной мере знания, умения, навыки и способности. Поэтому в ситуации олимпиад и конкурсов наиболее значимыми оказываются следующие психологические характеристики студента:
высокий уровень самоорганизации, организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
чёткость, комбинаторность, нестандартность мышления;

·сформированность внутреннего плана действий;
сформированность навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость.
Для нас здесь важно обеспечить полноценную психологическую подготовку, объединить усилия всех вовлеченных и заинтересованных сторон: преподавателей, родителей, самих студентов. В ней используются традиционные направления деятельности психологической службы: диагностическая работа, работа по психологическому просвещению и профилактике, консультативная работа, коррекционно-развивающая работа.
Второй этап. Организационно-подготовительный – связан с непосредственной работой со студентами. На этом этапе планируется участие студентов II-III курсов в рамках предметной недели по специальности в викторинах, в конкурсах стенгазет, в конкурсах презентаций, в конкурсах профессионального мастерства по рабочей профессии, в научно-практических конференциях студентов; во встречах с выпускниками колледжа и ведущими специалистами базовых предприятий.
Студент при подготовке к конференциям, олимпиадам, конкурсам должен самостоятельно искать недостающую информацию, уметь работать с научной и нормативно-технической литературой при выполнении «новых» для него задач, для чего он будет анализировать свою работу, и получать, наряду с усвоенными знаниями в конкретной ситуации, бесценный опыт.
Третий этап. Конкурсный – на этом этапе участие студентов победителей внутриколледжных конкурсов и олимпиад III курса, как в рамках предметной недели, так и городских, областных и региональных предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах; в научно-технической конференции молодых работников (международный этап), проводимый ОАО «ММК»; возможность получения дополнительных компетенций чере[ участие в движении WORLDSKILLS . Предполагает проведение контроля и анализа достигнутых результатов; определении проблемы, возникшей в ходе проделанной работы, прогнозирование пути её решения; составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
Условия формирования конкурентоспособности студентов через участие в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства:
создание системы выявления творческих личностей и стимулирование развития их творческой компетентности (повышенная стипендия, оплачиваемая практика на ОАО «ММК», трудоустройство на престижное место работы по окончанию колледжа);
формирование внешней среды в колледже, способствующей развитию креативности, через пропаганду творческих достижений обучающихся и преподавателей;
формирование личностной заинтересованности в получении конкурентоспособного образования через актуализацию потребностей региональной экономики;
использование сотрудничества в комбинации с внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией студентов в познавательной деятельности.
Перед педагогами колледжа стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения студентов с разносторонними способностями, поэтому предусматривается реализация следующих направлений работы:
развивающее направление – формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение.
координационное направление – обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности.
диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики и создание банка данных «Одаренные студенты».
Вот наши достижения:
Карнаухов Иван - 2 место по дисциплине «Материаловедение» в межрегиональной олимпиаде в г. Кургане по общеобразовательным дисциплинам среди обучающихся учреждений профессионального образования;
Карнаухов Иван - 1 место и Диплом министра образования Челябинской области за участие в областном конкурсе профессионального мастерства студентов областных государственных бюджетных и автономных учреждений – профессиональных образовательных организаций по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Участие и победы в олимпиадах и конкурсах такого уровня позволяют нам дать комплексную оценку сформированности общих и профессиональных компетентностей студентов, оценить соответствие уровня их подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и региональных профессиональных стандартов.
По итогам внутриколледжных, областных и региональных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства создаётся банк студентов - победителей и лауреатов. В этом году из числа этих студентов выбраны участники соревнований профмастерства в компетенции World skills.
К подготовке к конкурсам такого уровня привлечены не только преподаватели колледжа, но и работодатели. Процесс подготовки включает в себя изучение передовых технологий, последних достижений, отработку технологических операций, повторение теоретических знаний.
Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что подготовка наших студентов к конкурсам и олимпиадам способствует повышению их профессионализма и квалификации, и это повышает их конкурентоспособность на рынке труда после окончания колледжа и частично решает проблему будущего трудоустройства.
Подводя итог своего выступления, хочется сказать, что студенты, принимая участие в олимпиадах, конкурсах показывают свой уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки, знания, умения в области определенной учебной дисциплины, творческие способности.
Преподаватель же подготавливая студента к олимпиаде, конкурсу, показывает профессиональные, педагогические умения организовать процесс, обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, раскрыть творческое начало студента, психологически настроить его к выступлению на публике и многое другое. Таким образом, участие студентов в олимпиадах и конкурсах является ростом личных достижений, творческой активности не только студента, но и преподавателя.

15